Оборудование кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Предлагаемые рекомендации разработаны с учетом требований Закона Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ № 738 от 24 июля 1995 года «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» и «Организационных указаний по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы» (директива МЧС России № 33-3499-18 от 04.11.2000 года).
Макеты и муляжи
МАКЕТЫ позволят повысить эффективность занятий, отработать многие вопросы практически, тем более, если будут изготовлены самими учащимися в школьных кружках.
В учебном процессе по курсу ОБЖ рекомендуется использовать следующие макеты и муляжи:
• макеты местности, отражающие расположение потенциально опасных объектов, дорог, водоемов, убежищ и т. п.;
• макеты жилых и промышленных зданий с узлами жизнеобеспечения, технологическим оборудованием;
• макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе;
• макеты убежищ и укрытий с основными системами жизнеобеспечения;
• макеты аварийно-спасательного инструмента и оборудования, приборов радиационной и химической разведки, средств пожаротушения и других в разрезе;
• муляжи тела человека;
• для изучения раздела «Основы военной службы» должны быть муляжи автомата Калашникова, пистолета Макарова, ручных гранат, а также модели танков, вертолётов и самолётов.
Стенды и плакаты
Стенды, которые, как правило, размещают на стенах класса, должны содержать сведения справочного характера, необходимые учащимся для повседневного пользования. Плакаты (таблицы) целесообразно сгруппировать по темам программы и хранить в отдельных шкафах или на стеллажах.
Некоторые стенды и плакаты учитель вместе с учащимися может изготовить самостоятельно. Для этого следует использовать материалы из книг или журналов, а также фрагменты диафильмов, кинофильмов и слайдов. Наиболее эффективный способ увеличения рисунков – использование проекционной техники. Для копирования рисунок помещают в эпипроектор и проецируют на лист бумаги нужных размеров. После этого обводят контуры рисунка, а затем фломастерами, гуашью или красками выполняют штриховку и цветовое тонирование
СТЕНДЫ несут основную информационную нагрузку. Они должны быть лаконичными и в то же время выразительными и содержательными. Так, над классной доской целесообразно разместить планшет – «Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности». Слева и справа помещаются стенды с изложением требований государственного образовательного стандарта для средней школы.
Разрабатывая эскизы стендов кабинета ОБЖ, советуем придерживаться их следующего перечня и содержания:
1. Основы медицинских знаний и правила оказания доврачебной помощи.
Рисунки (фотографии), краткие и доходчивые тексты к ним должны учить оказанию помощи пострадавшим от ранений, травм (вывихи и переломы), ожогов, обморожений, при поражении электрическим током, а также при несчастных случаях на воде. Кроме этого обязательна информация об инфекционных болезнях и их профилактике.
2. Здоровый образ жизни.
Этот стенд должен содержать советы по режиму учёбы и отдыха подростка (профилактике переутомления), правилам рационального питания. Здесь же размещены предостережения от вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков). Обязательны правила личной гигиены и советы по закаливанию.
3. Чрезвычайные ситуации локального характера в городе (в местах проживания и передвижения).
На этом стенде даются сведения о зонах повышенной опасности в городе (правила поведения в них), о конструктивных особенностях современного жилища, его жизнеобеспечении. Здесь же показываются источники и виды опасных факторов современных жилищ, средства бытовой химии и возможные опасности при нарушении правил обращения с ними (доврачебная помощь при отравлениях и ожогах). Полезно дать правила поведения в чрезвычайных (криминогенных) ситуациях в жилище, на транспорте, в природе, разъяснить, как преодолеть стрессовое состояние, как безопасно пользоваться лекарственными растениями.
4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
На этом стенде содержатся характеристика основных видов стихийных бедствий и рекомендации по поведению при их воздействии. Планшеты (подборки материалов) также разъясняют характеристику очага поражения и правила поведения при авариях на АЭС, с выбросом АХОВ. Ещё одна важная тема - правила поведения на воде, оказание помощи провалившемуся под лёд.
5. Гражданская оборона.
Содержание заглавного планшета: «Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий». На стенде следует отобразить защитные сооружения и сущность эвакуации, обязанности и правила поведения населения при ней, дать понятия о приборах радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля. Учащиеся должны иметь представление о ядерном, химическом и бактериологическом оружии, а также об обычных средствах поражения. Здесь же помещается инструкция по санитарной обработке людей.
6. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
Учащиеся должны знать основные средства защиты органов дыхания (противопылевая тканевая маска ПТМ-1, самостоятельно изготовленная ватно-марлевая повязка и т.д.). Кроме устройства противогаза, правил его подготовки и проверки на герметичность нужно дать и таблицу по определению требуемого размера шлем-маски. На этом же стенде – информация о средствах медицинской защиты и профилактики.
7. Терроризм – угроза обществу.
Стенд с таким названием рассказывает о предупредительно-защитных мерах, о действиях населения при угрозе теракта и поведении пострадавших при нём.
8. «Школа безопасности».
Стенд, озаглавленный как и Всероссийское детско-юношеское движение, содержит информацию о его целях и задачах, организационной структуре и мероприятиях, о лагере «Юный спасатель» и соревнованиях учащихся по программе «Школа безопасности».
9. Основы обороны государства. Воинская обязанность.
Здесь оформляются соответствующие выдержки из Конституции и законов РФ о воинской обязанности, текст военной присяги, обязанности граждан, связанные с призывом на военную службу, сведения о структуре Вооруженных Сил РФ, краткая информация о воинских уставах, о порядке воинского учёта. Даются понятия о статусе военнослужащих, о воинских званиях и военной форме одежды. Полезно дать правила поступления в военные учебные заведения.
При оформлении стендов кабинета ОБЖ будут весьма полезны (они очень удобны, дёшевы и методически грамотны) цветные плакаты, изданные редакцией журнала «Военные знания». Кроме вышеназванных стендов можно установить стенд-экран для размещения интересной информации по проблемам ОБЖ из периодической печати, фотогазет, планов проводимых мероприятий. Стенды могут быть электрифицированы – например, стенд по Правилам дорожного движения может служить тестером для проверки знаний учащихся.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ могут быть самыми разными, но оптимальный набор их состоит из персонального компьютера, универсального видеопроектора, видеомагнитофона, диапроектора с экраном, телесканера на видеокамере, усилителя звука, микрофона для преподавателя, акустической системы, блока управления и коммутации с дистанционным пультом управления, принтера, лазерной указки, электронной копи-доски, робота-тренажера типа «Гоша».
Телевизор и видеомагнитофон позволят эффективно пользоваться видеотекой по темам курса ОБЖ. Персональный компьютер с набором программ – действенное средство для контроля знаний и тестирования учащихся. С помощью него можно также подключиться к интернет-сайту «Юный спасатель».
Учебные видеофильмы
На занятиях могут использоваться видеосюжеты из цикла «Знай и умей», «Служу России», «Катастрофы недели», «Вы – очевидец», «Служба спасения» и др., а также видеоматериалы, посвященные проведению Дня защиты детей, соревнований «Школа безопасности», полевых лагерей «Юный спасатель», учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, работе спасательных отрядов и служб.
Кроме того, при изучении раздела «Основы медицинских знаний и охрана здоровья» следует демонстрировать видеофильмы, созданные НИИ общественного здоровья Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова «О вреде курения, алкоголя», «Осторожно – СПИД», «Первая помощь при травмах», «Контрацепция», «Мультфильмы по здоровому образу жизни» и др.
Указанные в нем видеофильмы могут использоваться как самостоятельно, так и для создания видеоматериалов при подготовке к конкретным занятиям.