Диагностика общей коммуникативной толерантности (Бойко В.В.)

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения. Коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (коллеге, случайному знакомому), типологической – отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо профессии, социального круга). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности. Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.

Пункты опросника сгруппированы в 9 шкал.

Инструкция:Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, означающие следующие варианты ответов.

0 – «совсем неверно»,

1 – «верно в некоторой степени»,

2 – «верно в значительной степени»,

3 – «верно в высшей степени».

Воспользуйтесь бланком методики (таблица 22).

Таблица 22.

Бланк методики.

№№ Утверждения Баллы
Медлительные люди обычно действуют мне на нервы  
2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди  
Шумные детские игры я переношу с трудом  
Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно  
Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня  
Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник  
Меня раздражают любители поговорить  
Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде (самолете), начатый по его инициативе  
Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры  
Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня  
Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды)  
Так называемые “новые русские” обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством  
Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно мне несимпатичны  
Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу  
Терпеть не могу деловых партнеров с низким интеллектуальным или профессиональным уровнем  
Считаю, что на грубость надо отвечать тем же  
Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен  
Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем  
Мне неприятны самоуверенные люди  
Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте  
Я имею привычку поучать окружающих  
Невоспитанные люди возмущают меня  
Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо  
Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания  
Я люблю командовать близкими  
Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах  
Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка  
Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня  
Я проявляю нетерпение, когда мне возражают  
Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется  
Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам  
Меня часто упрекают в ворчливости  
Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю  
Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки  
Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь  
Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку  
Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях  
Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь  
Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)  
Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей  
Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам  
42. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер  
43. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе  
44. Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми  
Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав  


Обработка и интерпретация результатов.По каждой из 9 шкал подсчитывается общая сумма баллов.

Шкала1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человекавключает утверждения с 1 по 5 включительно.

Шкала 2.Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей –утверждения с 6 по 10включительно.

Шкала 3.Категоричность или консерватизм в оценках других людей -утверждения с 11 по 15 включительно.

Шкала 4.Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров – утверждения с 16 по 20 включительно.

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров– утверждения с 21 по 25 включительно.

Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным» - утверждения с 26 по 30 включительно.

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности – утверждения с 31 по 35 включительно.

Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми –утверждения с 36 по 40 включительно.

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других – утверждения с 41 по 45 включительно.

Максимальное число баллов по каждой шкале составляет 15 баллов. Далее подчитывается общая сумма, набранная по всем шкалам. Максимальное число баллов по ней составляет 135 баллов. Чем выше общая сумма набранных респондентом баллов, тем выше степень нетерпимости к окружающим. Анализ данных по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности человека

Особенности внимания

1. Изучение устойчивости внимания

Задание: проиллюстрировать условия, необходимые для устойчивого внимания.

Ход выполнения задания. В течение 1 мин Вы смотрите на рисунок, не отрывая от него взгляда, и отмечайте моменты, когда восприятие изображения рисунка будет изменяться: усеченная пирамида будет то приближаться, то удаляться.

Диагностика общей коммуникативной толерантности (Бойко В.В.) - student2.ru

Рис. 3. «Пирамида»

Обработка результатов. Отметьте количество изображений, когда пирамида приближается к Вам и когда удаляется от Вас. Если в течение 1 мин у вас изменилось восприятие рисунка 7-8 раз, то устойчивость внимания средняя. Сделайте вывод об устойчивости внимания.

2. Изучение объёма внимания

Задание: определение объёма внимания и его зависимости от различных условий.

Ход выполнения задания. Смотрите на рисунок в течение 1 с. Закройте рисунок и запишите, какие фигуры нарисованы и какие цифры вписаны в каждую фигуру.

           
  Диагностика общей коммуникативной толерантности (Бойко В.В.) - student2.ru
    Диагностика общей коммуникативной толерантности (Бойко В.В.) - student2.ru
     
 
 

Рис. 4. Набор фигур

Обработка результатов. Проверьте свои записи и подсчитайте:

a) Сколько фигур вы правильно запомнили;

b) Сколько цифр вы правильно запомнили;

c) Сколько цифр правильно вписано в фигуры.

V = a + b + c

Если V = 10-12, то объем внимания хорошо развит, если V = 8-10, то имеет место средний уровень развития внимания.

3. Определение переключаемости внимания

Задание: определение переключаемости внимания.

Ход выполнения задания. На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассмотрите каждую строчку, отыскивая буквы К и Н. Букву К необходимо зачеркнуть, Н – обвести кружком. Задание нужно выполнять быстро и точно. По команде «черта» поставить черту на бланке. Работа начинается по команде психолога. Время работы – 30 с. Изменить задание: К – обвести кружком, Н – зачеркнуть.

А В С Х Е В И Х Н А И С Н Х В Х В К С Н А И С Е Х В
Н А И С Н Н В Х В Н Х И В С Н А В С А В И О В Н К Х
И С Н А Х Е К Е Х С Н А К С В Е В А И С Н А С Н К И
Х К Е К Н В И С Н К В Е Х С Н А И С К Е С И К Н С Н
И Х К А К С А И С Н А И Х К В Е Н В Х В Н Х С В А Н
Н Х В Е К Н В Х Н В К И В Х К Е А Х И Е Н А Е И В Е
В Е Н К А Х В А К В Х Е И Н Х К Н В Х К И А В Е И Е
Х Н Е Х А В Н Х Е А Е Н И Е В К Е А Н И Е В Н К А В
Н И К В К Е Х Н А В К И Х Н А Е В К Х Е Н В Х И Н К
А В С Х Е В И Х Н А И С Н Х В Х В К С Н А И С Е Х В
Н А И С Н Н В Х В Н Х И В С Н А В С А В И О В Н К Х
И С Н А Х Е К Е Х С Н А К С В Е В А И С Н А С Н К И
Х К Е К Н В И С Н К В Е Х С Н А И С К Е С И К Н С Н
И Х К А К С А И С Н А И Х К В Е Н В Х В Н Х С В А Н
Н Х В Е К Н В Х Н В К И В Х К Е А Х И Е Н А Е И В Е
В Е Н К А Х В А К В Х Е И Н Х К Н В Х К И А В Е И Е
Х Н Е Х А В Н Х Е А Е Н И Е В К Е А Н И Е В Н К А В
А В С Х Е В И Х Н А И С Н Х В Х В К С Н А И С Е Х В
Н А И С Н Н В Х В Н Х И В С Н А В С А В И О В Н К Х
И С Н А Х Е К Е Х С Н А К С В Е В А И С Н А С Н К И
Х К Е К Н В И С Н К В Е Х С Н А И С К Е С И К Н С Н
И Х К А К С А И С Н А И Х К В Е Н В Х В Н Х С В А Н
Н Х В Е К Н В Х Н В К И В Х К Е А Х И Е Н А Е И В Е
В Е Н К А Х В А К В Х Е И Н Х К Н В Х К И А В Е И Е
Х Н Е Х А В Н Х Е А Е Н И Е В К Е А Н И Е В Н К А В
Н И К В К Е Х Н А В К И Х Н А Е В К Х Е Н В Х И Н К

Рис. 5. Корректурная проба

Обработка результатов.

K1=m1 : n1•100 % – в первом случае,

K2=m2 : n2•100 % – во втором случае,

где m – количество правильно зачеркнутых букв, n – количество букв, которые необходимо было зачеркнуть.

90-100 % выполнения задания свидетельствует о хорошей переключаемости внимания.

Особенности памяти

Изучение индивидуальных особенностей памяти

Задание: определить скорость запоминания слов при слуховом и зрительном их предъявлении и свойства долговременной памяти.

Ход выполнения задания. Испытуемому зачитывается ряд из 12 слов с просьбой воспроизвести эти слова в любом порядке. Экспериментатор фиксирует в протоколе воспроизведённые правильно слова знаком «+» и повторяет весь ряд слов до полного заучивания четыре раза. Каждый раз испытуемый старается воспроизвести все слова из заучиваемого ряда (всего 12 слов). Даже если испытуемый воспроизвёл после второго раза все слова, уровень повторения доводится до четырёх раз. Через час после заучивания испытуемого просят вспомнить эти слова.

Слова для зрительного предъявления можно написать на неболь­ших листочках бумаги и показывать по одному слову с интервалами между каждым показом в 2-3 с. Проводится процедура заучивания, что и в случае слухового предъявления. Через час испытуемого просят вспомнить слова для слухового и зрительного запоминания.

Обработка результатов. Подсчитывается число повторений, проведённых до первого безошибочного воспроизведения всех слов, предназначенных для слухового предъявления, потом – для зрительного. Если в процессе воспроизведения испытуемый вместо слов, названных экспериментатором, придумывает свои, то это свидетельствует о рассеянности внимания и склонности к искажению информации.

Таблица 16

Протокол опыта

Наши рекомендации