Тема 2. Естественные опасности и защита от них
Федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра гуманитарных, социальных,
экономических и информационно-правовых дисциплин
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЛЯ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 030900.62
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»
Москва 2012
Автор-составитель:
Кузнецов Андрей Олегович,
кандидат философских наук
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины 3
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы 3
3. Требования к результатам освоения дисциплины 3
4. Объем дисциплины и виды учебной работы 4
5. Содержание дисциплины 5
6. Планы практических и семинарских занятий 11
7. Примерная тематика рефератов 13
8. Литература 14
9. Методические рекомендации по изучению дисциплины 18
10. Формы контроля успеваемости знаний студентов 18
11. Вопросы к зачету 19
1. Цели и задачи дисциплины
Целью курса является приобретение знаний, умений и навыков для обеспечения защиты человека от внешних негативных воздействий естественного, антропогенного и техногенного происхождения во всех сферах его деятельности. Это предполагает решение ряда задач:
- сформировать основы культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления;
- изучить комплекс опасностей, действующих на человека и природу, способы их идентификации;
- овладеть операциями прогнозирования опасностей, возникающими в сфере профессиональной деятельности;
- приобрести навыки рационального использования природных ресурсов, минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
- изучить законодательство Российской Федерации в областях обеспечения безопасности (охраны) труда, защиты (охраны) окружающей среды, защиты от чрезвычайных ситуаций (прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций).
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
«Безопасность жизнедеятельности» - общепрофессиональная дисциплина в рамках базовой (обязательной) части «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» - квалификация (степень) «Бакалавр».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» направлен на формирование у студентов общекультурных компетенций:
Процесс изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» направлен на формирование у студентов общекультурных компетенций (ОК):
- компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни) (ОК-1);
- компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности безопасности, рационального потребления) (ОК-2);
- компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свободы и ответственности) (ОК-3);
- владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);
профессиональных компетенций (ПК):
- способности ориентироваться в перспективах развития техники и технологиях защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1);
- способности эксплуатировать средства защиты (ПК-6);
- способности ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей (ПК-8);
- способности ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности (ПК-9);
- готовности использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях (ПК-12);
- способности использовать знания организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях (ПК-13);
- способности ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности (ПК-19)
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях студентов, полученных ими при изучении профессиональных, естественно-научных и гуманитарных учебных дисциплин, а также при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе (колледже).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составляет две зачетные единицы, она изучается на протяжении одного семестра и завершается зачетом.
Объем дисциплины и виды учебной работы | Часы |
Аудиторные занятия (всего) в том числе: | |
Лекции | |
Практические занятия и семинары | |
Самостоятельная работа | |
Общая трудоемкость |
Разделы и темы дисциплины | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Практические занятия и семинары | Сам. работа | |
Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. | - | |||
Семинар «Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном взаимодействии человека с техносферой»: | - | |||
Практическое занятие-конференция «Глобальные проблемы современности». | - | |||
Тема 2. Естественные опасности и защита от них | - | |||
Семинар «Взаимодействие общества и природы. Защита человека от естественных опасностей». | ||||
Практическое занятие-презентация «Стихийные бедствия». | - | |||
Тема 3. Антропогенные опасности. Терроризм и антитеррористические меры. | - | |||
Семинар «Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности в производственной и бытовой сферах» | - | |||
Практическое занятие-презентация «Терроризм». | - | |||
Практическое занятие-диспут «Организация информационной безопасности в современных условиях» | - | |||
Тема 4. Техногенные опасности. Защита природы и социума от опасного воздействия техносферы. | - | |||
Семинар «Экологическая безопасность и защита окружающей среды» | - | |||
Практическое занятие-презентация «Техногенные чрезвычайные опасности» | - | |||
Практическое занятие-диспут «Актуальные проблемы защита населения в условиях чрезвычайных ситуаций» | - | |||
Тема 5. Государственное управление безопасностью жизнедеятельности. | - | |||
Семинар «Актуальные проблемы государственного управления безопасностью жизнедеятельности» | - | |||
Практическое занятие-конференция: «Опыт совершенствования законодательства в области безопасности жизнедеятельности» | - | |||
Зачет | - | - | ||
Итого: |
Содержание дисциплины
Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.
Становление и развитие учения о человеко- и природозащитной деятельности. Безопасность как одна из базовых человеческих потребностей. Этапы развития человеко- и природозащитной деятельности в России. Современные макросистемы безопасности (безопасность труда, защита в чрезвычайных ситуациях, охрана окружающей среды). Понятие «безопасность жизнедеятельности» - БЖД (наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания). Цель, объект, предмет науки о БЖД. Схема взаимодействия человека со средой обитания (человек-техносфера-биосфера-космос). Понятие «техносфера» (среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду (биосферу) с целью наилучшего ее соответствия социально-экономическим потребностям человека. Взаимосвязь эволюции человечества и расширения видов и уровней опасностей. Глобальные изменения в XX и в начале XXI вв. (рост численности населения, валового мирового продукта, общей мощности мирового хозяйства, среднего потребления пресной воды, площади суши, нарушенной хозяйственной деятельностью). Этапы развития техносферы. Области распространения и масштабы негативного влияния техносферы, уровни этого влияния (воздействие на человека - на урбанизированные территории и их население – глобальные воздействия). Глобальные проблемы человечества – всеобщие затруднения и противоречия во взаимоотношениях природы и человека, имеющие планетарный масштаб. Техносферная безопасность (сфера научной и практической деятельности, направленная на создание и поддержание техносферного пространства в качественном состоянии, исключающем его негативное влияние на человека и природу) и защита окружающей среды (ЗОС – комплекс научных и практических знаний, направленных на сохранение качественного состояния биосферы (природной среды)), культура безопасности человека (уровень потребности личности в получении и применении знаний для обеспечения безопасности, в постоянном совершенствовании умений и навыков при реализации человеко- и природозащитной деятельности). Принципы (существования внешних негативных воздействий на человека и природу, антропоцентризма, природоцентризма, возможности создания качественной техносферы, выбора путей реализации безопасного техносферного пространства, отрицания абсолютной безопасности, эволюции любой системы) ноксологии (науки об опасностях материального мира Вселенной). Понятия ноксологии (опасность, источник опасности, безопасность объекта защиты, защита от опасностей). Принципы классификации опасностей. Признаки опасности: происхождение источника опасности, уровень воздействия опасности, длительность воздействия опасности, зоны воздействия и их размеры. Признаки, связанные со свойствами объекта защиты: вид объекта защиты, его способность различать опасности, вид влияния опасности на объекте защиты, масштаб воздействия на объект защиты. Естественные, антропогенные и техногенные опасности. Постоянные, переменные и импульсные опасности. Производственные, бытовые, городские опасности. Локальные, региональные, межрегиональные и глобальные опасности. Потенциальные, реальные и реализованные опасности. Ситуации, в которых реализуются опасности: происшествия (события, состоящие из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным и (или) материальным ресурсам) и чрезвычайные происшествия (ЧП) (события, происходящие обычно кратковременно и обладающие высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы). Крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия как разновидности ЧП. Чрезвычайные ситуации (ЧС) (состояния объектов, территорий или акваторий, как правило, после ЧП, при которых возникает угроза жизни и здоровью для групп людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная среда.
Тема 2. Естественные опасности и защита от них.
Естественные опасности – это опасности, обусловленные климатическими и иными природными явлениями, возникающие при изменении условий природной среды, а также при стихийных явлениях. Повседневные абиотические факторы. Климатические факторы (температура и влажность воздуха, скорость ветра, атмосферное давление, газовый состав воздуха, осадки, прозрачность атмосферы, излучение Солнца и т. д.). Почвенные факторы (состав, кислотность, температура). Топографические факторы (высота над уровнем моря, крутизна склона и т.д.). Факторы водной среды. Дестабилизация абиотических факторов может стать причиной возникновения естественных опасностей.
Защита от переменных климатических воздействий (высоких/низких температур, вентиляция и кондиционирование). Освещение. Виды (естественное и искусственное) и нормирование освещения. Зрительная работоспособность. Ослепленность. Водоподготовка и водопользование, нормативные требования к питьевой воде. Требования к пищевым продуктам, их безопасность.
Защита населения при эпидемиях. Основные возбудители эпидемий. Основные причины возникновения эпидемий. Комплекс противоэпидемических мероприятий.
Стихийные явления. Стихийные явления лежат в основе возникновения природных чрезвычайных ситуаций, которые часто сопровождаются стихийными бедствиями. Землетрясения, характеристика землетрясений, сейсмозащита. Наводнения, причины возникновения, своеобразие предупредительных мероприятий (работы прогнозно-аналитического характера, меры организационно-оперативного характера, инженерно-технические мероприятия). Штормовые ветры, снежные метели и заносы (циклоны, верховые, низовые и общие метели, шкала оценка силы ветра). Оползни (характеристика, общие защитные мероприятия), карсты и провалы. Грозы (молниезащита). Торфяные и лесные пожары.