Аварии на пожаро– и взрывоопасных объектах
Пожар – это горение, в результате которого бесполезно и безвозвратно уничтожаются и повреждаются материальные ценности, создается опасность для жизни и здоровья людей.
Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.
По взрывной, взрыво-пожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на пять категорий, особенно опасны объекты, относящиеся к категориям А, Б, В.
Категория А – нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, трубопроводы, склады нефтепродуктов.
Категория Б – цехи приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, выбойные и размольные отделения мельниц.
Категория В – лесопильные, деревообрабатывающие, столярные, модельные, лесопильные производства.
Категория Г – склады и предприятия, связанные с переработкой и хранением несгораемых веществ в горячем состоянии, а также со сжиганием твердого, жидкого или газообразного топлива.
Категория Д – склады и предприятия по хранению несгораемых веществ и материалов в холодном состоянии, например мясных, рыбных и других продуктов.
Характеристика аварий на пожаро– и взрывоопасных объектах.
К авариям на ПВОО относятся:
1) пожары с последующим взрывом;
2) газообразных (сжиженных) углеводородных продуктов;
3) топливно-воздушных смесей и других взрывоопасных веществ.
К поражающим факторам аварий на ПВОО относятся:
1) воздушная ударная волна с образованием осколочных полей;
2) тепловое и световое излучение и как следствие – загрязнение воздуха в очаге поражения угарным газом и ОВ.
Характер и степень поражения людей зависят от степени их защищенности:
1) тяжелые травмы выражаются сильной контузией, потерей сознания и многочисленными сложными переломами костей;
2) средние – вывихами конечностей, контузией головного мозга, повреждением органов слуха;
3) легкие – скоро проходящими функциональными нарушениями.
Основные вопросы пожарной безопасности объектов (предприятий) изложены в Строительных нормах и правилах.
Противопожарная защита объектов зависит от назначения зданий, их огнестойкости и режима эксплуатации, количества людей, одновременно находящихся в помещении, количества горючих материалов и веществ, находящихся на предприятиях, и других факторов.
Для каждого объекта устанавливается определенный противопожарный режим — совокупность определенных мер и требований пожарной безопасности, установленных для объекта и подлежащих обязательному выполнению всеми работниками данного объекта.
Он определен правилами, инструкциями, приказами и распоряжениями руководителя предприятия.
Одно из перспективных направлений, обеспечивающих пожарную безопасность объектов, — установка противопожарной автоматики.
Для передачи известия о пожаре могут быть использованы:
1) электрические (ЭПС);
2) автоматические (АПС);
3) звуковые системы пожарной сигнализации;
4) гудок;
5) сирена;
6) телефон;
7) радиосвязь.
В настоящее время на предприятиях используют лучевую и кольцевую электрическую пожарную сигнализацию.
Аварии на транспорте
Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность.
Основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте:
1) неисправности пути;
2) неисправности подвижного состава;
3) неисправности средства сигнализации;
4) централизации и блокировки;
5) ошибки диспетчеров;
6) невнимательность и халатность машинистов.
При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, возможны взрывы и пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно.
Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.
Примерно 75% всех дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. При чем треть ДТП – следствие плохой подготовки водителей. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются:
1) превышение скорости;
2) выезд на полосу встречного движения;
3) управление автомобилем в нерезвом состоянии.
Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГИБДД низок, подготовка населения и водителей также недостаточна. Автоаптечки, которые должны быть в каждой машине, без которых не проходят техосмотр, часто неукомплектованы.
Вот почему смертность от ДТП у нас в 10–15 раз выше, чем в других странах.
Несмотря на принимаемые меры, не уменьшается количество аварий и катастроф на воздушном транспорте. К тяжелым последствиям приводят:
1) разрушения отдельных конструкций самолета;
2) отказ двигателей;
3) нарушение работы систем управления, электропитания, связи;
4) плохое пилотирование;
5) недостаток топлива;
6) перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием:
1) ураганов;
2) штормов;
3) туманов;
4) льдов;
5) по вине людей.
Много аварий происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. Руководит всеми работами капитан как начальник ГО. Основные задачи:
1) спасение людей, терпящих бедствие;
2) борьба за плавучесть корабля;
3) ликвидация пожара;
4) ликвидация пробоин.
К работам по спасению судна привлекаются:
1) специальные суда-спасатели;
2) буксиры;
3) пожарные катера;
4) экипажи других плавсредств;
5) специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.