Органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура
К органам государственного надзора и контроля в сфере безопасности относятся:
-Федеральная инспекция труда;
- Государственная инспекция труда в субъекте Федерации;
-Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
- Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России (Госпожнадзор);
- Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование);
- Федеральное агенство по строительству и ЖКХ и др.
В сфере транспорта функции государственного контроля и надзора в первую очередь осуществляют: Российская транспортная инспекция, Российский морской и речной регистр, осуществляющий технический надзор за судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания, основными видами деятельности которого является:
- осуществление технического наблюдения за выполнением утвержденных в установленном порядке правил по проектированию, постройке, переоборудовании, модернизации, ремонте и эксплуатации судов, при изготовлении материалов и изделий;
- рассмотрение и согласование технической документации на постройку, переоборудование, модернизацию, ремонт и эксплуатацию судов, на изготовление и ремонт изделий (механизмов, оборудования, устройств, предметов снабжения) и материалов, предназначенных для судов, согласование компьютерных программ, используемых для целей проектирования и при эксплуатации судов;
- осуществление освидетельствования судов при их постройке, переобору-довании, модернизации, ремонте и эксплуатации, а также судовых изделий и материалов при изготовлении и ремонте с выдачей соответствующих документов;
- выдача на суда смешанного (река-море) плавания документов, удостове-ряющих годность их к плаванию в море, осуществление в установленном по-рядке обмера судов смешанного (река-море) плавания, не совершающих заграничных рейсов, установление их вместимости и выдача соответствующих документов;
- проведение в установленном порядке освидетельствования судов, имею-щих класс других классификационных организаций, в случае их захода на внутренние водные пути РФ;
- проведение экспертизы технического состояния и иных плавучих объектов.
В целом можно выделить следующие основные задачи и функции, которые выполняет Минтранс России в области государственного регулирования, контроля и надзора:
- организует по согласованию с МВД России стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств;
- согласовывает вопросы организации стационарных постов внутренних дел на федеральных автомобильных дорогах;
- организует и проводит в установленном порядке в пунктах пропуска через государственную границу РФ транспортных средств, стационарных и передвижных контрольных пунктах, аэропортах, на аэродромах, в морских и речных портах, открытых для международных сообщений, государственный контроль за соблюдением гражданами и организациями, осуществляющими международные перевозки пассажиров и грузов, законодательства РФ и международных договоров РФ по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
- организует и осуществляет в случаях и порядке, установленных законодательством РФ, лицензирование соответствующих видов деятельности, надзор за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности лицензионных требований и условий;
- осуществление функции компетентного органа РФ по перевозке опасных грузов воздушным, морским, внутренним водным, автомобильным и промышленным транспортом;
- организует и координирует работу специализированных организаций при разливах нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
- организует государственную регистрацию гражданских воздушных и морских судов, судов внутренного плавания, а также в случаях, установленных федеральными законами, прав собственности, иных прав на них и сделок с ними.
Все перечисленные контрольно-надзорные звенья используют в отношении нарушителей соответствующих правил меры, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях РФ либо специальными ведомственными правилами.
Ответственность за нарушение законодательных и нормативных требований безопасности: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная.
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований по ОТ осуществляется федеральной инспекцией труда – единой федеральной централизованной системой государственных органов, включающей Минтруда РФ, государственные инспекции труда в субъектах РФ, межрегиональные государственные инспекции труда, являющиеся территориальными органами Минтруда РФ.
Кроме федеральной инспекции труда надзор и контроль за безопасностью труда в объеме своих полномочий в установленном российским законодательством порядке осуществляют Госгортехнадзор России, Госпожнадзор России , Госатомнадзор России, Главгосэнергонадзор России, Госсанэпиднадзор России и другие органы государственного надзора.
Общественный контроль за ОТ осуществляют профсоюзы и иные уполно-моченные работниками представительные органы, которые создают в этих целях собственные инспекции (правовые, технические), избирают уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ.
Профсоюзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об ОТ;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровья работников;
- осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований ОТ;
- осуществлять проверку условий и ОТ, выполнения обязательств работодателей по ОТ, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемки в экс-плуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об ОТ, а также согласовывать их в установленном Правительством РФ порядке;
- обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований ОТ, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об ОТ, обязательств, предусмотренных колдоговорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
Уполномоченные (доверенные) лица профсоюзов или трудовых коллекти-вов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований ОТ в структурных подразделениях организаций и вносить обязательные для рас-смотрения их руководителями представления об устранении выявленных на-рушений.
Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области ОТ в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
Выборы уполномоченных организуются профсоюзами или трудовым коллективом на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по ОТ организации.
Из вышеизложенного следует, что госэспертиза условий труда, госнадзор и контроль за соблюдением требований ОТ и общественный контроль за ОТ преследуют одну и ту же цель – добиться реализации права и гарантий права работников на труд в условиях, соответсвующих государственным нормативным требованиям ОТ.