Тема 12. Безопасность труда на судах водного транспорта
12.1. Требования по безопасности труда к судам на стадиях их проектирования, постройки и приемки
12.2. Безопасность судовых энергетических установок
12.3. Палубные механизмы и устройства, их безопасность
12.4. Безопасность электрооборудования и средств радионавигации
12.5. Системы пожаротушения, меры по предотвращению пожаров на судне, способы борьбы с пожарами
12.6. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха на судне
12.7. Пути снижения шума и вибрации на судах
12.8. Требования к освещению судовых помещений и цветовому оформлению их интерьеров
Тема 13. Безопасность труда на судостроительных и судоремонтных предприятиях водного транспорта
13.1. Основы безопасности на территории, акватории, производственных и в вспомогательных зданиях.
13.2. Обеспечение безопасности в судоподъемных сооружениях, на грузоподъемных средствах, лесах и подмостях
13.3. Безопасность в заготовительных, обрабатывающих и сборочно-монтажные цехах
13.4. Требования к обеспечению вентиляции в цехах и на участках
13.5. Пути снижения шума и вибрации на предприятиях
13.6. Требование к освещению и цветовому оформление цехов
Тема 14. Безопасность труда в портах водного транспорта
14.1. Требования по безопасности и охране труда на стадии проектирования портов
14.2. Безопасность портовых подъемно-транспортных машин
14.3. Основные требования безопасности труда при перегрузочных работах
14.4. Специфические требования безопасности при обработке различных категорий грузов
Тема 15. Безопасность труда на гидротехнических сооружениях
15.1. Требования безопасности и охраны труда в проектах документах судоходных гидросооружений
15.2. Требования по безопасности при выполнении земляных, буровзрывных и железобетонных работ
15.3. Безопасность при свайных и ряжевых работах, подводной кладке из бетонных массивов
15.4. Основы безопасности при монтажных и изыскательских работах
15.5. Безопасность экипажей судов технического флота при дноуглубительных работах
ВВЕДЕНИЕ
В различных сферах деятельности человека, в том числе и на водном транспорте, происходят миллионы несчастных случаев, многие из которых заканчиваются тяжелыми травмами и гибелью людей. Общество несет большие человеческие потери и огромные убытки от стихийных бедствий, аварий и катастроф. Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретает все большую остроту, поэтому необходимо дать будущим специалистам водного транспорта теоретические знания и практические навыки для обеспечения безопасности человека.
Развитие предпринимательства, снижение затрат, повышение производительности труда и усиление конкурентоспособности на рынке – главные задачи российских предприятий и фирм в течение последних лет, в то время как вопросы безопасности труда преданы забвению или в лучшем случае оттеснены на второй план. Это приводит к увеличению травм и аварий на производстве и транспорте. Проблемы защиты социальных прав работников в области безопасности труда по-прежнему актуальны, что подтверждается данными судебной статистики.
Характерной особенностью современного производства является применение на одном предприятии самых разнообразных технологических процессов, сложных по своей физико-химической основе. В связи с этим увеличивается потенциальная опасность возникновения травмоопасных ситуаций, степень риска возникновения профессионального заболевания, негативного воздействия условий труда на состояние здоровья работающих.
За последние годы в результате принятия ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов по безопасности труда в стране сформирована правовая база по обеспечению безопасности работников предприятия, организации. Однако глубокое и всестороннее решение проблем безопасности труда требует больших капиталовложений и высокой культуры производства и под силу только экономически развитому, стабильному государству, обладающему мощным научно-техническим потенциалом.
Современное общество характеризуется высоким уровнем использования технических средств для удовлетворения жизненных потребностей человека, которые становятся все более энергонасыщенными и автоматизированными. Однако по-прежнему ключевым элементом на производстве остается человек, призванный обслуживать, управлять, контролировать технические системы и технические процессы.
Таким образом, сама жизнь потребовала возникновения нового научного и образовательного направления – безопасность жизнедеятельности.
Издание данного учебника вызвано необходимостью удовлетворения в нем потребности студентов академии в части безопасности жизнедеятельности с учетом специфики водного транспорта. Содержание учебника соответствует требованиям Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения в части дисциплины безопасности жизнедеятельности.
При подготовке учебного пособия широко использованы материалы официальных документов Российской Федерации и международных документов, учебников и учебных пособий различных авторов, в том числе допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебников в ВУЗах России, приведенных по тексту учебного пособия или указанных в списке литературы.
Понимание дисциплины БЖД студентами академии предусматривается достичь путем изучения изложенных в данном пособии тем в ходе лекционных занятий, лабораторных и практических работ в соответствии с направлениями подготовки, предусмотренными Федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования:
- Информационные системы и технологии – темы №№ 1-5,7,10,12;
- Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры – темы №№ 1-13;
- Менеджмент – темы №№ 1-12;
- Строительство – темы №№ 1-12,15;
- Судовождение – темы №№ 1-12;
- Технологии транспортных процессов – темы 1-11,14;
- Техносферная безопасность – темы 1-15;
- Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики - темы №№ 1-12;
- Эксплуатация судовых энергетических установок – темы 1-12;
- Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов – темы №№1-11,14;
- Экономика – темы 1-12;
-Юриспруденция – темы 1-7,9,10,12.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
АС | - аварийная ситуация |
АХОВ | - аварийно химически опасное вещество |
БЖД | - безопасность жизнедеятельности |
ВПФ | - вредный производственный фактор |
ВПВ ВТПВ ВЧ БО | - верхний концентрационный предел воспламенения - верхний температурный предел воспламенения - высокие частоты - биологическое оружие |
ВТ | - водный транспорт |
ГЖ ГО | - горючая жидкость - гражданская оборона |
ГОСТ ГЗУ ГН ДВ ИК ИМО | - государственный стандарт - грузоподъемное устройство - гигиенические нормы - длинные волны - инфракрасный - Международная морская организация |
КВ КЕО КП ЛВЖ | - короткие волны - коэффициент естественного освещения - коэффициент передачи - легковоспламеняющаяся жидкость |
ЛИ ЛСК ЛЭП МП НКПВ НТПВ НЧ ОВ | - лазерное излучение - легкосбрасываемые конструкции - линия электропередач - магнитное поле - нижний концентрационный предел воспламенения - нижний температурный предел воспламенения - низкие частоты - отравляющее вещество |
ОВПФ ОМП | - опасный и вредный производственный фактор - оружие массового поражения |
ОПФ | - опасный производственный фактор |
ОС | - окружающая среда |
ОСТ ОТ | - отраслевой стандарт - охрана труда |
ПДВ/ПДС | - предельно допустимый выброс/сброс |
ПДД | - предельно допустимая доза |
ПДК | - предельно допустимая концентрация |
ПДУ | - предельно допустимый уровень |
ПОС | - проект организации строительства |
ППЭ ППР | - плотность потока энергии - проект производства работ |
ПТМ РВ | - подъемно-транспортные машины (механизмы) - радиоактивное вещество |
РОО | - радационно опасный объект |
РМРС | - Российский Морской Регистр Судоходства |
РСЧС | - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
РЧ СанПиН | - радиочастотный - санитарные правила и нормы |
СЗЗ | - санитарно-защитная зона |
СИЗ | - средство индивидуальной защиты |
СИЗОД | - средство индивидуальной защиты органов дыхания |
СНиП | - строительные нормы и правила |
СОЛАС-74 ТБ | - Международная конвенция по охране человеческой жизни на море - транспортная безопасность |
ТСБ | - техносферная безопасность |
ФГОС ВПО | - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования |
ХОО | - химически опасный объект |
ХО | - химическое оружие |
ЧС | - чрезвычайная ситуация |
ЭМИ | - электромагнитное излучение |
ЯО | - ядерное оружие |
Тема 1. ДИСЦИПЛИНА БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Цель, задачи и содержание курса безопасности жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о комфортном и безопасном (травмобезопасном) взаимодействии человека с техносферой (средой обитания). Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и экономики страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. БЖД входит в состав системы гражданской обороны.
Цель дисциплины БЖД – овладеть теоретическими и практическими знаниями необходимыми:
- для создания безопасных и безвредных условий деятельности;
- при создании и проектировании технологических процессов, которые должны отвечать современным требованиям экономичности и безопасности;
- при прогнозировании и ликвидации последствий аварий;
- для снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) по вине человеческого фактора.
Содержание дисциплины БЖД:
- правовые и организационные основы БЖД;
- методы идентификации опасных и вредных факторов технических систем;
- основы проектированных средств повышения безопасности и экологичности технических систем;
- методы прогнозирования и ликвидации последствий ЧС.
Изучение курса БЖД позволит будущему специалисту водного транспорта (ВТ) знать опасности, угрожающие человеку в процессе деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на здоровье человека вредных, опасных и поражающих факторов; современные средства создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности; методы проектирования новой техники и технологических процессов в соответствии с требованиями безопасности их эксплуатации и с учетом устойчивости функционирования хозяйственных объектов и технических систем в ЧС.
Под управлением БЖД понимается организованное воздействие на управляемую систему «человека – среда обитания» с целью достижения заданных результатов, обеспечение условий безопасности человека, экономической и технической целесообразности. Вопросы безопасности учитываются на всех стадиях деятельности: «замысел – процесс деятельности – полученный результат.
Управляющая система начинает функционировать по плану или заданию на основе нормативно-правовых требований, используя принцип системности.
Управление БЖД включает в себя: системный анализ безопасности, цель которого выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (травм, аварий, пожаров, катастроф и др.) и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления; информацию (обучение, инструктаж, цвета и знаки безопасности); сигнализацию и оповещение (цветовая, звуковая); классификацию и контроль.
Принцип классификации состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Применение принципа классификации позволяет определить для каждой категории необходимые средства, обеспечивающие безопасность человека