Тема 12. Безопасность труда на судах водного транспорта

12.1. Требования по безопасности труда к судам на стадиях их проектирования, постройки и приемки

12.2. Безопасность судовых энергетических установок

12.3. Палубные механизмы и устройства, их безопасность

12.4. Безопасность электрооборудования и средств радионавигации

12.5. Системы пожаротушения, меры по предотвращению пожаров на судне, способы борьбы с пожарами

12.6. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха на судне

12.7. Пути снижения шума и вибрации на судах

12.8. Требования к освещению судовых помещений и цветовому оформлению их интерьеров

Тема 13. Безопасность труда на судостроительных и судоремонтных предприятиях водного транспорта

13.1. Основы безопасности на территории, акватории, производственных и в вспомогательных зданиях.

13.2. Обеспечение безопасности в судоподъемных сооружениях, на грузоподъемных средствах, лесах и подмостях

13.3. Безопасность в заготовительных, обрабатывающих и сборочно-монтажные цехах

13.4. Требования к обеспечению вентиляции в цехах и на участках

13.5. Пути снижения шума и вибрации на предприятиях

13.6. Требование к освещению и цветовому оформление цехов

Тема 14. Безопасность труда в портах водного транспорта

14.1. Требования по безопасности и охране труда на стадии проектирования портов

14.2. Безопасность портовых подъемно-транспортных машин

14.3. Основные требования безопасности труда при перегрузочных работах

14.4. Специфические требования безопасности при обработке различных категорий грузов

Тема 15. Безопасность труда на гидротехнических сооружениях

15.1. Требования безопасности и охраны труда в проектах документах судоходных гидросооружений

15.2. Требования по безопасности при выполнении земляных, буровзрывных и железобетонных работ

15.3. Безопасность при свайных и ряжевых работах, подводной кладке из бетонных массивов

15.4. Основы безопасности при монтажных и изыскательских работах

15.5. Безопасность экипажей судов технического флота при дноуглубительных работах

ВВЕДЕНИЕ

В различных сферах деятельности человека, в том числе и на водном транспорте, происходят миллионы несчастных случаев, многие из которых заканчиваются тяжелыми травмами и гибелью людей. Общество несет большие человеческие потери и огромные убытки от стихийных бедствий, аварий и катастроф. Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретает все большую остроту, поэтому необходимо дать будущим специалистам водного транспорта теоретические знания и практические навыки для обеспечения безопасности человека.

Развитие предпринимательства, снижение затрат, повышение производительности труда и усиление конкурентоспособности на рынке – главные задачи российских предприятий и фирм в течение последних лет, в то время как вопросы безопасности труда преданы забвению или в лучшем случае оттеснены на второй план. Это приводит к увеличению травм и аварий на производстве и транспорте. Проблемы защиты социальных прав работников в области безопасности труда по-прежнему актуальны, что подтверждается данными судебной статистики.

Характерной особенностью современного производства является применение на одном предприятии самых разнообразных технологических процессов, сложных по своей физико-химической основе. В связи с этим увеличивается потенциальная опасность возникновения травмоопасных ситуаций, степень риска возникновения профессионального заболевания, негативного воздействия условий труда на состояние здоровья работающих.

За последние годы в результате принятия ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов по безопасности труда в стране сформирована правовая база по обеспечению безопасности работников предприятия, организации. Однако глубокое и всестороннее решение проблем безопасности труда требует больших капиталовложений и высокой культуры производства и под силу только экономически развитому, стабильному государству, обладающему мощным научно-техническим потенциалом.

Современное общество характеризуется высоким уровнем использования технических средств для удовлетворения жизненных потребностей человека, которые становятся все более энергонасыщенными и автоматизированными. Однако по-прежнему ключевым элементом на производстве остается человек, призванный обслуживать, управлять, контролировать технические системы и технические процессы.

Таким образом, сама жизнь потребовала возникновения нового научного и образовательного направления – безопасность жизнедеятельности.

Издание данного учебника вызвано необходимостью удовлетворения в нем потребности студентов академии в части безопасности жизнедеятельности с учетом специфики водного транспорта. Содержание учебника соответствует требованиям Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения в части дисциплины безопасности жизнедеятельности.

При подготовке учебного пособия широко использованы материалы официальных документов Российской Федерации и международных документов, учебников и учебных пособий различных авторов, в том числе допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебников в ВУЗах России, приведенных по тексту учебного пособия или указанных в списке литературы.

Понимание дисциплины БЖД студентами академии предусматривается достичь путем изучения изложенных в данном пособии тем в ходе лекционных занятий, лабораторных и практических работ в соответствии с направлениями подготовки, предусмотренными Федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования:

- Информационные системы и технологии – темы №№ 1-5,7,10,12;

- Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры – темы №№ 1-13;

- Менеджмент – темы №№ 1-12;

- Строительство – темы №№ 1-12,15;

- Судовождение – темы №№ 1-12;

- Технологии транспортных процессов – темы 1-11,14;

- Техносферная безопасность – темы 1-15;

- Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики - темы №№ 1-12;

- Эксплуатация судовых энергетических установок – темы 1-12;

- Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов – темы №№1-11,14;

- Экономика – темы 1-12;

-Юриспруденция – темы 1-7,9,10,12.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АС - аварийная ситуация
АХОВ - аварийно химически опасное вещество
БЖД - безопасность жизнедеятельности
ВПФ - вредный производственный фактор
ВПВ ВТПВ ВЧ БО - верхний концентрационный предел воспламенения - верхний температурный предел воспламенения - высокие частоты - биологическое оружие
ВТ - водный транспорт
ГЖ ГО - горючая жидкость - гражданская оборона
ГОСТ ГЗУ ГН ДВ ИК ИМО - государственный стандарт - грузоподъемное устройство - гигиенические нормы - длинные волны - инфракрасный - Международная морская организация
КВ КЕО КП ЛВЖ - короткие волны - коэффициент естественного освещения - коэффициент передачи - легковоспламеняющаяся жидкость
ЛИ ЛСК ЛЭП МП НКПВ НТПВ НЧ ОВ - лазерное излучение - легкосбрасываемые конструкции - линия электропередач - магнитное поле - нижний концентрационный предел воспламенения - нижний температурный предел воспламенения - низкие частоты - отравляющее вещество
ОВПФ ОМП - опасный и вредный производственный фактор - оружие массового поражения
ОПФ - опасный производственный фактор
ОС - окружающая среда
ОСТ ОТ - отраслевой стандарт - охрана труда
ПДВ/ПДС - предельно допустимый выброс/сброс
ПДД - предельно допустимая доза
ПДК - предельно допустимая концентрация
ПДУ - предельно допустимый уровень
ПОС - проект организации строительства
ППЭ ППР - плотность потока энергии - проект производства работ
ПТМ РВ - подъемно-транспортные машины (механизмы) - радиоактивное вещество
РОО - радационно опасный объект
РМРС - Российский Морской Регистр Судоходства
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
РЧ СанПиН - радиочастотный - санитарные правила и нормы
СЗЗ - санитарно-защитная зона
СИЗ - средство индивидуальной защиты
СИЗОД - средство индивидуальной защиты органов дыхания
СНиП - строительные нормы и правила
СОЛАС-74   ТБ - Международная конвенция по охране человеческой жизни на море - транспортная безопасность
ТСБ - техносферная безопасность
ФГОС ВПО - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
ХОО - химически опасный объект
ХО - химическое оружие
ЧС - чрезвычайная ситуация
ЭМИ - электромагнитное излучение
ЯО - ядерное оружие

Тема 1. ДИСЦИПЛИНА БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Цель, задачи и содержание курса безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о комфортном и безопасном (травмобезопасном) взаимодействии человека с техносферой (средой обитания). Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и экономики страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. БЖД входит в состав системы гражданской обороны.

Цель дисциплины БЖД – овладеть теоретическими и практическими знаниями необходимыми:

- для создания безопасных и безвредных условий деятельности;

- при создании и проектировании технологических процессов, которые должны отвечать современным требованиям экономичности и безопасности;

- при прогнозировании и ликвидации последствий аварий;

- для снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) по вине человеческого фактора.

Содержание дисциплины БЖД:

- правовые и организационные основы БЖД;

- методы идентификации опасных и вредных факторов технических систем;

- основы проектированных средств повышения безопасности и экологичности технических систем;

- методы прогнозирования и ликвидации последствий ЧС.

Изучение курса БЖД позволит будущему специалисту водного транспорта (ВТ) знать опасности, угрожающие человеку в процессе деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на здоровье человека вредных, опасных и поражающих факторов; современные средства создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности; методы проектирования новой техники и технологических процессов в соответствии с требованиями безопасности их эксплуатации и с учетом устойчивости функционирования хозяйственных объектов и технических систем в ЧС.

Под управлением БЖД понимается организованное воздействие на управляемую систему «человека – среда обитания» с целью достижения заданных результатов, обеспечение условий безопасности человека, экономической и технической целесообразности. Вопросы безопасности учитываются на всех стадиях деятельности: «замысел – процесс деятельности – полученный результат.

Управляющая система начинает функционировать по плану или заданию на основе нормативно-правовых требований, используя принцип системности.

Управление БЖД включает в себя: системный анализ безопасности, цель которого выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (травм, аварий, пожаров, катастроф и др.) и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления; информацию (обучение, инструктаж, цвета и знаки безопасности); сигнализацию и оповещение (цветовая, звуковая); классификацию и контроль.

Принцип классификации состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Применение принципа классификации позволяет определить для каждой категории необходимые средства, обеспечивающие безопасность человека

Наши рекомендации