Принципы и способы проведения эвакуации
ТЕМА 4/2
ЭВАКУАЦИЯ
Введение
Одним из основных заданий гражданской обороны, как ее составляющей части есть проведение единой государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении в мирное и военный время.
Основными способами защитысчитаются:
использование средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты, а также их соединение;
укрытие в защитных сооружениях ЦО, а также в метрополитенах (в условиях города), горных выработках и других приспособленных под укрытие для людей защитных сооружениях;
эвакуация населения из опасных зон и размещения его в загородной зоне.
На данном занятии рассматривается вопрос подготовки, организации проведения евакозаходів в мирное и военный время. Возможно, с изменением военной доктрины, а соответственно и концепции защиты населения, изменится и подход к реализации способов защиты. Но сегодня евакооргани, Управления МЧС планируют проведение евакозаходів в соответствии с принципами, которые выкладывают в данной лекции.
Общие положения по организации и проведению эвакуационных заходил
В условиях неполной обеспеченности защитными сооружениями рабочих, служащих и другого населения городов и населенных пунктов, которые имеют объекты повышенной опасности и являются вероятными объектами поражения потенциального противника, проведения эвакуационных мероприятий по вывозу (выводу) населения из них и размещению в загородной зоне являются основным (необходимым) способом его защиты от современных средств поражения.
Эвакуация- [лат. еvacuatio - высвобождать] комплекс мероприятий по организованному вывозу (выведение) населения из районов (мест), зон возможного влияния последствий чрезвычайных ситуаций и размещения его в безопасных районах (местах) в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и причинение вреда здоровью людей.
В зависимости от обстановки, которая сложилась на время чрезвычайной ситуации техногенного и естественного характера, может быть проведено общую или частичную эвакуацию населения временного или безвозвратного характера.
общей эвакуации - комплекс мероприятий, которые осуществляются для всех категорий населения в отдельных регионах государства в случае возникновения чрезвычайной ситуации техногенного или естественного характера;
частичной эвакуации- комплекс мероприятий, который осуществляется для защиты отдельных категорий населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации техногенного или естественного характера.
Общая эвакуацияпроводится по решению Кабинета Министров Украины для всех категорий населения и планируется на случай:
- возможного опасного радиоактивного загрязнения территорий вокруг атомных
электростанций (если возникает непосредственная угроза жизни и здоровью людей, которые проживают в зоне поражение);
- возникновение угрозы катастрофического затопления местности с четырехчасовым добеганием прорывной волны всех видов аварий (1.3) с выбросами НХР;
- лесных и торфяных пожаров, землетрясений, сдвигов, других геофизических и гидрометеорологических явлений с тяжелыми последствиями, которые угрожают населенным пунктам.
Частичная эвакуацияпроводится по решению Кабинета Министров Украины в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и естественного характера.
Необходимо обратить внимание, что после проведения общей эвакуации в городах, которые имеют категорию кроме перечисленных выше категорий (военнообязанные, что имеют мобприписи к началу эвакуации могут уже убыть по назначению), остаются:
- руководящий состав;
- наибольшие работающие изменения предприятий, которые продолжают у них работу;
- дежурный персонал, который обеспечивает жизнедеятельность города;
- нетранспортабельные больные.
Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта.
Таким образом, частичная эвакуация допускает эвакуацию лиц, которые входят в состав учреждений и организаций, но не граждан, которые проживают индивидуально. Эвакуационные мероприятия осуществляются Советом министров Автономной Республики Крым, местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.
Во время проведения частичной эвакуации заблаговременно вывозится не занятое в сферах производства и обслуживания населения: деть, ученики учебных заведений, воспитанники детских домов, вместе с преподавателями и воспитателями, студенты, пенсионеры и инвалиды, которые содержатся в домах для лиц преклонных лет, вместе с обслуживающим персоналом и членами их семей.
Проведение организованной эвакуации, предотвращения проявления паники и недопущения гибели людей обеспечивается путем:
- планирование эвакуации населения;
- определение зон, пригодных для размещения эвакуированных в потенциально опасных зонах;
- организации оповещения руководителей предприятий и населения о начале эвакуации;
- организации управления эвакуацией;
- всестороннего жизнеобеспечения в местах безопасного расселения эвакуированного населения;
- учеба населения действиям во время проведения эвакуации.
Эвакуация населения проводится способом, который предусматривает вывоз основной части населения из зон чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера всеми видами имеющегося транспорта, а в случае его отсутствия или недостаточности, а также в случае разрушения транспортных путей - организовано выведение населения пешим ходом по предварительно разработанным маршрутам.
Проведение евакозаходів планируется из:
городов, отнесенных к группам по гражданской обороне;
населенных пунктов:что имеют: объекты особенной важности (ООВ);
железнодорожные станции 1-й категории по ЦО, расположенных в зонах возможных сильных разрушений (ЗМСР);
в пограничных зонах;
в зонах возможного катастрофического затопления (ЗМКЗ) - 4-х часового добегания волны прорыва дамбы гидротехнического сооружения.
Вероятные объекты поражения противника совмещаются понятиям "города, которые имеют категорию".
Границі "городов, которые имеют категорию" установленные Бнип 2.01.51-90 и четко определяются на местности.
Отнесение городов к группам по гражданской обороне осуществляется решением правительства на основании оценки их административного, промышленного значения и возможности применения разных средств нападения по них в военное время.
При планировании эвакуации из ЗМКЗ речь идет только лишь о зонах затопления при возможном разрушении гидротехнических сооружений, но не паводкового затопления.
Наиболее достоверные данные о границі зон возможного катастрофического затопления органы управления, которые планируют эвакуацию, получают от организаций, которые проектируют строительство гидротехнических сооружений.
С целью организованного проведения эвакуационных мероприятий в максимально сжатые (короткие) сроки, планирование и всесторонняя подготовка их делаются заблаговременно (в мирное время), а осуществление - в период перехода гражданской обороны из мирного на военное состояние, при угрозе применения потенциальным противником современных средств поражения или в условиях войны (вооруженного конфликта), которая началась.
Евакозаходи планируются и осуществляются с целью:
- снижение вероятных потерь населения и сохранения квалифицированных кадров специалистов;
- обеспечение стойкого функционирования объектов экономики, которые продолжают свою производственную деятельность в военное время;
- обеспечение условий создания группировок сил и средств гражданской обороны [гражданской защиты] в загородной зоне.
Понятие "евакозаходи" включает два основных направления - эвакуацию и рассредоточение.
Эвакуации подлежат:
рабочие и служащие с неработающими членами семей объектов экономики, деятельность которых длится на новой базе, расположенной в загородной зоне;
рабочие и служащие с неработающими членами семей объектов экономики, которые прекращают свою деятельность в военное время;
неработоспособное и не занятое в производстве население.
Рассредоточение- это комплекс мероприятий по организованному вывозу (висвозу) из городов, которые имеют категорию и размещение в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет длиться в этих городах.
Безопасный район- пригодный для жизнедеятельности район размещения эвакуированного населения, который определяется решением соответствующего органа исполнительной власти за пределами зон возможных разрушений, завалов, пожаров, зон химического загрязнения НХР (ЗХЗ), катастрофического затопления, массовых лесных и
торфяных пожаров, а также опасного радиоактивного загрязнения.
Уполномочены органы управления гражданской защиты (структуры МЧС в регионах) - Главные управления по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения Автономной Республики Крым, Главные управления по вопросам чрезвычайных ситуаций Киевской горгосадминистрации, главные управления (управление) по вопросам чрезвычайных ситуаций и в делах защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы областных и Севастопольской городской госадминистраций;
Эвакуационные органы- подразделы управления процессом эвакуации, которые назначаются распоряжением руководителя соответствующего органа исполнительной власти (объекта) для планирования, подготовки, организации и проведения эвакуации населения, а также для принятия и размещения эвакуированного населения.
Эвакуация населения из населенных пунктов, расположенных в ЗМКЗ в пределах 4-х часового добегания волны прорыва дамбы гидротехнического сооружения, - проводится при объявлении общей эвакуации или эвакуации из пограничной зоны. Из населенных пунктов, расположенных в больше изъятых районах ЗМКЗ эвакуация проводится при непосредственной угрозе затопления.
Ответственность за организацию планирования, обеспечения, проведения эвакуации населения и его размещения в загородной зоне полагается на начальников управлений МЧС административно-территориальных образований, отраслей и на начальников штабов ЦО объектов экономики.
Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организуют соответствующие службы гражданской обороны, министерства (ведомства), объекты экономики независимо от форм собственности во взаимодействии с органами исполнительной власти регионов Украины, органами местного самоуправления.
Принципы и способы проведения эвакуации
Эвакуация -наиболее радикальное и действующий средство защиты населения от чрезвычайных ситуаций конфликтного и не конфликтного характера и их возможных последствий, она осуществляются, когда фактические показатели последствий НС угрожают жизни и здоровью населения. Сущность эвакуации- вывести население из населенных пунктов городов, регионов, чем значительно уменьшить плотность его в условиях НС и снизить возможные потери.В зависимости от масштабов и особенностей чрезвычайной ситуации решения о проведении эвакуации населения принимают:
на общегосударственном уровне- Кабинет Министров Украины;
на региональном уровне- Совет министров Автономной Республики Крым, глава областной госадминистрации;
на местном уровне- глава Киевской и Севастопольской городской госадминистрации, глава районной госадминистрации;
на объектовом уровне- руководитель объекта.
Планирование, обеспечение и проведение евакозаходів осуществляется на основании постановления КМУ № 1432 от 26.10.2001 г., выходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.
При недостаточности собственных сил и средств предусматривается привлечение сил и средств высших органов исполнительной власти в установленном порядке.
Эвакуационные мероприятия планируются и осуществляются по производственно-территориальномпринципе, в соответствии с каким рассредоточением и эвакуация рабочих, служащих и неработающих членов их семей организуются и проводятся по объектам экономики, а эвакуация другого населения, не занятого в производстве, - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы по территориальному принципу.
Эвакуация населения планируется и осуществляется комбинированным способом, который заключается в вывозе в загородную зону части еваконаселення всеми видами имеющегося транспорта с одновременным выводом другой его части пешим порядком. Используется транспорт, не занятый военными и другими особенно важными перевозками по мобилизационным планам, независимо от форм собственности. Учитывая крайне ограниченное количество транспорта, виділюваного для потребностей ЦО-ЦЗ в период перевода страны на военное состояние, установленное порядок первоочередного обеспечения им.
При недостаточности собственных сил и средств предусматривается привлечение сил и средств высших органов исполнительной власти в установленном порядке.
В первую очередь транспортом вывозятся:
- медицинские учреждения;
- население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные женщины, женщины с детьми до 14 годов, больные, которые находятся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет);
- рабочие и служащие свободных изменений объектов, которые продолжают работу в военное время в городах, которые имеют категорию;
- сотрудники органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений (НДУ) и конструкторских бюро (КБ).
Другое население планируется выводить пешим порядком. Работающие изменения объектов, которые продолжают производственную деятельность в городах, которые имеют категорию с момента начала евакозаходів остаются на своих рабочих местах в готовности к накрытию в защитных сооружениях. Рассредоточение их у загородной зоне осуществляется после завершения эвакуации и по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих изменений из загородной зоны. Однако, при значительных сроках эвакуации населения может возникнуть необходимость проведения пересменки на предприятиях параллельно с эвакуацией населения.
Общая эвакуация проводиться путем вывоза основной части населения из городов и опасных районов всеми видами имеющихся транспортных средств на соответствующую административную территорию и выведение наиболее выносливой его части пешком.
Частичная эвакуация проводится с использованием транспортных средств, которые эксплуатируются за действующим графиком. Для ускорения эвакуации по решению руководителя соответствующего органа исполнительной власти привлекаются дополнительные транспортные средства.
Оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации осуществляется с использованием всех систем оповещения, сетей связи, средств радиовещания и телевидения с привлечением сил и средств органов МВД.
Безопасный район определяется решением органа исполнительной власти, как правило, на территории своей области (Автономной Республики Крым).
За каждым предприятием, учреждением, организацией, объектом закрепляется район или пункт размещения.
В случае когда эвакуированное население невозможно разместить в безопасном районе своей области (Автономной Республики Крым), часть его может размещаться в соседней области с обязательным согласованием этого вопроса с руководителем исполнительной власти соответствующей области.
Безопасные для размещения эвакуированного населения районы и порядок его доставки от пунктов высадки к местам размещения определяются решением соответствующего органа исполнительной власти, на территории которого планируется размещать эвакуированное население, за заявками органа исполнительной власти и объекта, что проводить эвакуацию.
Для эвакуации населения из зон радиоактивного загрязнениявокруг атомных электростанций определяется не менее как два районадля размещения эвакуированного населения в противоположных направлениях, с учетом преобладающего для этой местности направления ветра.
Органы исполнительной власти, на территории которых планируется размещать эвакуированное население из зон радиоактивного загрязнения вокруг атомных электростанций, зон катастрофического затопления и землетрясения, выдают ордера на право занимания общественных зданий и помещений.
В случае химического заражения, возникновения наводнения, катастрофического затопления, массовых пожаровэвакуация осуществляется в безопасные районы вблизи мест возникновения чрезвычайной ситуации.