К основным факторам риска для здоровья человека относят утомление, стресс и гиподинамию

Утомление. Это состояние временного снижения работоспособ­ности человека. Оно развивается вследствие напряженной или дли­тельной умственной либо физической деятельности и сопровож­дается ощущением усталости. Утомление — это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализи­рует о приближении функциональных и биологических измене­ний, предотвращение которых защищает организм от возможно­го повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека. Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, появлении ошибок, нарушении координации движений. Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иног­да болезненными ощущениями, общим ухудшением самочувствия. Могут возникнуть ощущения тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость. Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восста­новления сил, то утомление прогрессивно возрастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восста­навливается и постепенно развивается переутомление. Признаки хронического утомления (переутомления) проявля­ются в ощущениях утомления еще до начала работы, повышен­ной раздражительности, головных болях. Снижается интерес к ра­боте и окружающим, уменьшаются аппетит, вес, нарушается сон. Человек плохо засыпает и трудно пробуждается. Понижается со­противляемость организма инфекциям, растет предрасположен­ность к простудным заболеваниям. Довольно часто это состояние способствует к развитию неврастении и истерии. При возникновении признаков переутомления следует норма­лизовать режим труда и упорядочить объем выполняемой нагруз­ки, устранить возможные неблагоприятные бытовые условия, де­фекты питания. Важно ограничить нерациональную трату време­ни, обеспечить полноценный и достаточный отдых.

Стресс. Многие виды современной деятельности, в том числе и учебная, характеризуются значительным нервно-психическим напряжением, эмоциональным стрессом.Это второй основной фак­тор риска. Слово «стресс» давно вошло в нашу речь, но не всегда достаточно четко осознаются возможные результаты его реально­го влияния на здоровье человека. Под стрессом понимается «не­приятное» состояние эмоционального и физиологического воз­буждения, переживаемого в ситуациях, которые воспринимаются как опасные или угрожающие нашему благополучию, а также здо­ровью вследствие неблагоприятного воздействия внешней среды. Большинство психологов рассматривают стресс как процесс, включающий в себя как минимум два компонента. Вначале конк­ретное событие интерпретируется как несущее опасность. Затем возникает соответствующая психофизиологическая реакция орга­низма. Обычно стресс возникает в ситуациях, когда человек перегру­жен и должен выполнить что-то значимое для него в срок, в кото­рый он не укладывается, когда ему дается неадекватная, по его мнению, оценка со стороны сослуживцев или близких людей, когда человек подвергается унижению. Причиной стресса может стать информация о возможной для его здоровья угрозе, потеря близ­ких и значимых для него людей и т.д. Реакция организма на стрессовые ситуации обычно выражается: в снижении концентрации внимания; во временной потери памяти; затрудненном дыхании; крепком сжимании пальцев рук; похолодании конечностей; учащенном сердцебиении; неприятных ощущениях в области желудка и т.д. Канадский ученый Ганс Селье, который ввел само понятие «стресс», назвал его общим адаптационным синдромом, т.е. сово­купностью реакций организма, и прежде всего эндокринной сис­темы, с целью мобилизации его защитных сил и приспособления к трудным ситуациям. В этих реакциях он выделил три стадии: сигнализация тревоги, сопротивление, истощение. Истощение означает, что если стресс силен и действует про­должительное время, в организме могут возникнуть необратимые явления, приводящие к болезни. Поэтому опасны не стрессы сами по себе. С ними человек сталкивается постоянно. Страшны хрони­ческие стрессовые ситуации, влияние которых, аккумулируясь, может вызвать болезнь (инфаркт, язву двенадцатиперстной киш­ки и т.д.), а также привести к общему снижению уровня иммун­ной защиты организма. Именно поэтому так важно уметь справляться со стрессом или хотя бы понижать уровень стрессовых реакций. Люди, которые умеют это делать, отличаются тем, что могут влиять на свое со­стояние несмотря на то, в какой ситуации оказываются. Они ста­раются выбирать подходящие стратегии поведения, позволяющие адекватно оценивать стрессовые ситуации, а не поддаваться за­хлестывающим в эти моменты эмоциям. Напротив, люди, склон­ные к сильным стрессовым переживаниям, как правило, имеют низкую самооценку и пессимистический взгляд на жизнь. Существуют две основные стратегии преодоления стрессов и связанных с ним состояний эмоционального напряжения. Пер­вая стратегия связана с концентрацией внутренних усилий прежде всего на решении возникших проблем и изменении взгля­да на эти проблемы или их последствия, т.е. фактически с пере­оценкой ситуации. Опыт показывает, что это наиболее эффектив­ный путь, ведущий к внутреннему росту человека. Вторая стра­тегия основана на модификации со стрессом эмоций в сторону уменьшения их интенсивности или избавления от них (например, использование методов релаксации, совершение определенных фи­зических упражнений и т.п.). Одним из самых мощных средств восстановления эмоциональ­ного равновесия является аутотренинг — особая методика само­внушения на фоне максимального мышечного расслабления. Ауто­тренинг помогает быстро снять излишнюю нервно-мышечную на­пряженность, волнение, проявление неврозов и вегетативно-со­судистой дистонии, головные боли, вялость, раздражительность, неприятные ощущения, позволяет управлять настроем.

Гиподинамия (гипокинезия). Это патологическое состояние организма, развивающееся под влиянием отсутствия или недо­статка двигательной активности. Такое состояние снижает эко­номичность работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ухудшает деятельность пищеварительных органов. Недостаточно развиваются физические качества, появляется непереносимость недостатка кислорода в воздухе, снижается устойчивость к раз­ным болезнетворным и отрицательным факторам. При гиподи­намии происходят также нежелательные изменения в централь­ной нервной системе. Тормозные процессы начинают преобла­дать над возбуждением, снижается тонус скелетной мускулату­ры и венозных сосудов.

Малоподвижный образ жизни, ведущий к синдрому гиподина­мии, считается одним из опасных факторов риска ИБС. Основная причина ухудшения функционального состояния сердца у физи­чески малоподвижных людей — снижение активности механизмов, регулирующих работу сердца. У нетренированный людей в состоянии покоя и при нагрузке выброс в кровь адреналина гораздо выше, чем у тренированных. В результате у нетренированных резко увеличивается потребность организма и сердца в кислороде не только при различных нагруз­ках, но и в покое. Из-за этого может развиться гипоксия миокар­да (недостаток поступления кислорода в мышцу сердца), ведущая к серьезным заболеваниям, вплоть до инфаркта миокарда. Профилактика гиподинамии предусматривает обеспечение не­обходимой мышечной активности человека путем широкого ис­пользования средств физической культуры. Полезны различные меры по снижению утомляемости и монотонности труда, напри­мер самомассаж.

Вопросы выходного контроля

1.Чем опасно для здоровья табакокурение?2. Что делает Правительство РФ для борьбы с курением? 3.Назовите социальные последствия алкоголизма и наркомании. 4.Сформулируйте меры и методы борьбы с этими опасными явлениями. 5.Какие существуют факторы риска для здоровья человека?

Наши рекомендации