Этика делового общения «по горизонтали»
Общение «по горизонтали» должно быть ориентировано на установление оптимального морально-психологического климатав коллективе. Для этого коллективдолжен обладать определенными качествами:
Ø слаженностьи сплоченность,обеспечивающие взаимопомощь, поддержку, возможность опереться на коллег не только в деловых, но и личных проблемах;
Ø доброжелательность,в атмосфере которой человек, не стесняясь, может проявить себя как личность и как профессионал;
Ø чуткость и тактичность, которые не переходили бы в назойливое, нетактичное вмешательство в его личнуюжизнь;
Ø терпимостьк особенностям и недостаткам людей, умение принимать их такими, каковы они есть, ценить их индивидуальность.
Формируются все эти качества коллектива на основе морально-психологической общностилюдей, предполагающей:
· наличие групповых интересов и потребностей, объединяющих членов коллектива не только в служебное время, но и в неформальной обстановке;
· ориентацию на общие нравственные нормы и ценности, что помогает предотвратить серьезные конфликты и разногласия;
· сходство мнений в оценках, как производственных проблем, так и вопросов, выходящих за рамки служебных интересов (политика, культура, мода);
· присутствие особого «мы - чувства», формирующего гордость за принадлежность к институту, фирме или компании, стремление поддержать их престиж, доказать их (и свое) превосходство.
Кроме перечисленных качеств коллектива большое значение для самочувствия и работоспособности людей имеет ряд других обстоятельств.
1. Соответствие должности и служебных обязанностей работника той «роли»,к которой они предрасположены по организации их мышления и наклонностей самой природой.
Условно эти «роли» классифицируются следующим образом:
Ø «генераторы идей» - люди, обладающие нестандартным мышлением, способные к творчеству, предрасположенные к созданию нового;
Ø «исполнители» -люди, обладающие репродуктивным складом ума и исполнительскими наклонностями, добросовестно реализующие и внедряющие чужие идеи;
Ø «эксперты»- люди, предрасположенные к прогнозированию и предвидению, способные заранее просчитать и увидеть, как будет «работать» предлагаемая идея;
Ø «критики»- люди с особым, критичным складом ума, подмечающие все недостатки и «узкие» места, зачастую не способные к продуктивной деятельности, но зато выявляющие те негативные моменты, которые остальными не замечаются;
Ø «шут гороховый»- легкий, необидчивый, контактный человек, способный поднять настроение в коллективе или разрядить тяжелую конфликтную обстановку.
Это разделение условно, не всегда точно, но каждый человек чувствует себя «на своем месте» только тогда, когда его предрасположенность и реальное положение совпадают. Не будучи реализованной или будучи неправильно истолкованной, его «роль» может стать причиной смутного недовольства, раздражительности, зависти, что ведет к состоянию психологического дискомфорта и конфликтным ситуациям в коллективе.
2. Наличие в коллективе слоев,отличающихся типом поведения и способом взаимодействия с другими:
Ø «коллективисты» - общительны, тяготеют к совместным действиям, поддерживают общественные начинания, быстро включаются в мероприятия. Они составляют костяк, актив коллектива и облегчают руководителю контакт с ним. Вместе с тем они очень чувствительны к общественной оценке и постоянно нуждаются в поощрении, которое стимулирует их дальнейшую активность;
Ø «индивидуалисты»- больше тяготеют к самостоятельным действиям, часто замкнуты и необщительны, но это не всегда свидетельствует об их высокомерии, а скорее о застенчивости или неуверенности в себе. Они нуждаются в ободрении, особом подходе;
Ø «претензионисты» - предрасположены к активному участию в жизни и делах коллектива, но обладают повышенным тщеславием (претензиями), обидчивы, стремятся постоянно находиться в центре внимания. Если их недооценили или не предложили достойную их работу, то они легко становятся в позу недовольных, критикуя руководство и его решения, выступая эпицентром конфликтных ситуаций;
Ø «подражатели» - отличаются слабой самостоятельностью мышления и отсутствием инициативы. Главный принцип их отношений с людьми - поменьше проблем и осложнений. Приспосабливаются к любым условиям, всегда согласны с мнением большинства. Они дисциплинированны, избегают участия в конфликтах, «удобны» в управлении, поэтому пользуются расположением руководства. Однако за их соглашательством зачастую стоит равнодушие, эгоизм, забота только о собственных интересах. Поэтому важно сформировать в коллективе атмосферу нетерпимости к подобным качествам, пробуждая у людей чувство ответственности за собственную позицию;
Ø «пассивные»- тип слабохарактерных людей. Они добродушны, дружелюбны, исполнительны. У них часто бывают благие порывы и намерения, стремление быть в ряду активных, но они не умеют проявить инициативу, стесняются громко заявить о себе - у них не срабатывает волевой механизм. Такие люди нуждаются в четкой организации труда, в наличии постоянных побуждающих импульсов, в развитии волевой собранности;
Ø «изолированные» - люди, которые своими действиями или высказываниями (пренебрежение к работе и жизни коллектива, стремление переложить все на плечи других, грубость, эгоизм и т. п.) оттолкнули от себя большинство сотрудников. Это ведет к изоляции таких людей: с ними мало разговаривают, стараются не общаться. Изолированными часто оказываются люди, недостаточно воспитанные или психологически несовместимые (раздражительные, всегда недовольные, с болезненным самолюбием и т. д.). Нередко эти качества оказываются не результатом сознательного выбора поведения, а следствием неправильного воспитания в семье или неблагоприятного стечения обстоятельств. Таких людей надо не игнорировать, а постараться изменить их, помочь им избавиться от проявления отрицательных черт характера или хотя бы смягчить, «облагородить» их.
3. Наличие совместимостиили несовместимостимежду членами коллектива, относящимися к разным слоям, группам и «ролям» (добавим сюда еще и различия во взглядах, убеждениях, жизненном опыте, потребностях и интересах). Совместимость обеспечивается оптимальным сочетанием личностных качеств отдельных людей: их темпераментов, взглядов, характеров, культур. Совместимыми могут быть люди как с одинаковыми, так и с разными, но удачно дополняющими друг друга качествами. Несовместимость- это неспособность в критических ситуациях понять друг друга, различие во внимании, мышлении, ценностных установках; это невозможность дружеских связей, неуважение или даже неприязнь друг к другу. Несовместимость препятствует, затрудняет, а иногда и делает невозможной совместную деятельность и жизнь людей.
Совместимость и несовместимость проявляются через симпатию или антипатию людей друг к другу.
Однако симпатии и антипатии, совместимость и несовместимость не могут и не должны фатально определять отношения вколлективе. Обеспечению оптимального климата в отношениях «по горизонтали»,созданию обстановки психологического комфорта должно способствовать соблюдение необходимых этических принципов и норм.
Принципы и нормы отношений «по горизонтали»:
1. Самоуправление и контроль собственного поведения, формирование в себе качеств, необходимых делу, приятных окружающим, способствующих успеху и продвижению.
2. Координациясобственного поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения с окружающими. Недопустимо распускать себя, оправдываясь тем, что вы холерик или у вас неприятности дома.
3. Терпимостьк недостаткам, вредным привычкам коллег, к их раздражающим вас взглядам, убеждениям, мнениям. Основой такой терпимости должна быть твердая уверенность в том, что каждый человек имеет право быть таким, каков он есть, и мы должны принимать людей именно такими - «иными» по сравнению с нами.
4. Стремление к взаимопониманию, желание понять другого человека.
5. Способность к сочувствию, сопереживанию- это даже не требуемое (требовать этого нельзя), а скорее ожидаемое, желаемое.
Эти общие принципы отношений «по горизонтали» конкретизируются в нормах поведения,включающих в себя:
• подчинение сиюминутных личных интересов стратегическим целям коллектива;
• умение не превращать деловые разногласия с коллегами в личную неприязнь и не переносить свои симпатии и антипатии на служебные отношения;
• стремление сохранить с коллегами хорошие отношения, которые не должны препятствовать деловой критике, способности аргументировано отстаивать собственную точку зрения;
• умение координировать собственную точку зрения с мнением коллег, вести коллективный поиск наиболее оптимального решения деловых проблем;
• способность проявить во взаимоотношениях с коллегами тактичность, стремление к взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию.
Оптимизации отношений «по горизонтали» способствуют также установка, ожидания, желания личности.
Если вы стремитесь вызвать хорошее к себе отношение и желаете, чтобы подобные отношения установились между всеми коллегами, то следуйте следующим советам:
• искренне интересуйтесь людьми, проявляйте внимание к их делам и проблемам;
• доброжелательно и как можно чаще улыбайтесь людям, и они ответят вам тем же;
• запоминайте имена людей и обращайтесь к ним по имени и отчеству: людям это нравится;
• умейте слушать собеседника, побуждайте человека говорить о том, что для него наиболее важно, и он будет благодарен вам;
• говорите с людьми о том, что интересует их, а не вас;
• дайте собеседнику почувствовать себя личностью, вызовите в нем чувство самоуважения, и он будет бесконечно благодарен вам.