Нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов

Сегодняшняя государственная политика в отношении инвали­дов — результат ее развития в течение 200 лет. Во многом она отражает историю развития и культуру общества, общие условия жизни, а также социальную и экономическую политику в разные периоды времени.

В последние годы проблема инвалидности приобрела особую актуальность и остроту. Это связано как с ростом абсолютного и относительного числа инвалидов, так ис изменением отношения к данной проблеме общества и, что особенно важно, самих инва-

лидов. Активные движения инвалидов за свои права во всем мире постепенно приводят к изменению отношения к инвалидам, к их социальным проблемам и потребностям как со стороны обще­ства, так и со стороны государственных структур.

В разных странах и на каждом историческом этапе в понятие «инвалидность» вкладывали разный смысл. В переводе с латинско­го языка «инвалид» (туаНйш) означает слабый, немощный.

До развития капитализма этот термин прежде всего относил­ся к военнослужащим, пострадавшим во время военных действий. Со второй половины XIX столетия в связи с развитием техни­ческой промышленности и появлением социального страхова­ния под инвалидностью стали понимать нарушение трудоспо­собности.

Трудоспособность — важный показатель социальной адапта­ции, но не единственный и не исчерпывающий. Поэтому понятие инвалидности сейчас претерпевает изменения.

Экспертами ВОЗ была подготовлена трехмерная концепция оцен­ки последствий болезни (\УогЫ НеаИН Ощашгапоп, 1Мотепс1а1иге оГ 1тра1гтеп1;5, Б15аЫ1Ше5 апй Б1зас1уап1а§е8, 1989), суть которой заключается в следующем.

Отклонение от нормы в организме человека может иметь место при рождении или быть приобретенным в результате травмы или болезни. Длительно текущая болезнь приводит к изменениям в структуре тела и внешнего вида, а также к функционирования органов и систем. Деятельность или поведение индивида могут измениться в результате развития болезни и возникновения нару­шений. Повседневные его действия могут стать ограниченными, т.е. появляется ограничение жизнедеятельности (в том числе и

трудоспособности).

С точки зрения функциональной деятельности и активности индивида, ограничение жизнедеятельности представляет собой расстройство на уровне личности. В большинстве случаев сам ин­дивид осознает проявление болезни. Знание о болезни или изме­нившееся поведение индивида, или ограничение его деятельнос­ти могут поставить конкретного человека в невыгодное положе­ние по отношению к окружающим, таким образом болезнь при­обретает социальный характер. Это проявление отражает соци­альную недостаточность (иными словами — социальную дезадап­тацию), вытекающую из нарушения иограничения жизненных

функций.

Социальный уровень развития болезни отражает реакцию об­щества на состояние индивида и проявляется во взаимоотноше­ниях индивида с обществом, которые могут включать и такой спе­цифический инструмент, как законодательство.

Все вышесказанное может быть графическипредставлено сле­дующей схемой (рис. 2):

нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов - student2.ru

Рис. 2. Схема социализации болезни

Таким образом, нарушение или недостаток (impairment) — это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции. Нарушение характеризует­ся потерями или отклонениями от нормы, которые могут быть временными или постоянными. Понятие «нарушение» подразу­мевает наличие или появление аномалий, дефект или потерю конечности, органа, ткани или других частей тела, включая си­стему умственной деятельности. Нарушение представляет собой отклонение от некоторой нормы в биомедицинском состоянии индивида, и определение характеристик этого статуса дается вра­чами — специалистами, которые могут судить об отклонениях в выполнении физических и умственных функций, сопоставляя их с общепринятыми.

Ограничение жизнедеятельности (disability) — это любое огра­ничение или отсутствие (в результате нарушения) возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, которые счита­ют нормальными для человека данного возраста. Если нарушение затрагивает функции отдельных частей организма, то ограниче­ние жизнедеятельности относится к сложным или интегрирован­ным видам деятельности, обычным для индивида или организма в целом, таким как выполнение заданий, владение навыками, поведение. Основной характеристикой ограничения жизнедеятель­ности служит степень его проявления. Большинство лиц, занятых оказанием помощи инвалидам с ограниченной жизнедеятельно­стью, обычно строят свою оценку на градации тяжести ограниче­ния в выполнении действий.

Социальная недостаточность (handicap или disadvantage) — это социальные последствия нарушения здоровья, такой недостаток дан­ного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнеде­ятельности, при котором человек может выполнять лишь ограни­ченно или совсем не может выполнять обычную для его положения роль в жизни (в зависимости от возраста, пола, социального и куль­турного положения).

Таким образом, это определение вытекает из современной кон­цепции ВОЗ, согласно которой поводом для назначения инва­лидности служит не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений психологической, физиологи­ческой или анатомической структуры либо функций, приводя­щих к ограничениям жизнедеятельности и социальной недоста­точности (социальной дезадаптации).

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации» от 20 января 1995 г. инвалид определяется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким рас­стройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограниче­нию жизнедеятельности и вызывающими необходимость его со­циальной защиты.

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществ­лять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориенти­роваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Представленные подходы к пониманию инвалидности нельзя считать удовлетворительными, так как в них в большей степени отражена медицинская сторона проблемы. Особое неудовольствие таким определением высказывают сами инвалиды. Они полага­ют, что каждый человек может иметь те или иные ограничения в социальной жизни, даже не будучи инвалидом. Что касается ин­валидов, то многие препятствия к осуществлению активной жиз­недеятельности, реализации возможности учиться и работать воз­никают по вине общества.

В медицинской модели инвалидности все внимание концент­рируется на физической или психической патологии, и, следова­тельно, инвалид нуждается в лечении, реабилитации и приспо­соблении к жизни в обществе.

Социальная модель, авторами которой являются сами люди с инвалидностью, или, как часто говорят, с ограниченными воз­можностями, рассматривает проблему инвалидности не с точки зрения патологии и физических недостатков, а во взаимосвязи от­дельного человека с окружающей его средой и обществом. С этой точки зрения ограниченные возможности не вызваны недугом, а обусловлены дискриминацией и неготовностью психологически принять инвалидов как полноправных членов, а также барьерами, существующими в окружающей среде.

В Рекомендациях к реабилитационным программам Парламент­ской ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. отмечалось, что инвалидность — это ограничения в возможностях, обусловленные (физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культур­ными, законодательными и иными барьерами, которые не позволя-

ют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на та­ких же основаниях, как и другие члены общества. В этом определе­нии инвалидность имеет не столько медицинское, сколько соци­альное понятие и рассматривается как одна из форм социального неравенства.

Задача общества и государства — изменить отношение к инва­лидам, устранить неравенство, создать условия для полноценного функционирования инвалидов, при которых они будут чувство­вать себя естественной и неотъемлемой частью общества.

Инвалидность — важная социальная проблема каждого об­щества. Для обеспечения охраны здоровья населения требуется решение многих важных медико-социальных и общегосударст­венных проблем. Каждое государство формирует социально-эко­номическую политику в отношении инвалидов и групп населе­ния повышенного риска инвалидизации в зависимости от уров­ня своего экономического развития, приоритетов, отношения граждан к проблеме инвалидности и экономических возможно­стей инвалидов.

Формирование политики в отношении инвалидов имеет свою мировую историю. Длительное время права инвалидов являются объектом пристального внимания ООН и других международных организаций (МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИС и др.). Основное направле­ние, которое прослеживается в развитии политики, — это переход от социальной защищенности к гражданскому равенству инвалидов.

Все международные документы условно можно разделить на две большие группы: касающиеся прав человека вообще, а зна­чит, и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и отдель­но касающиеся прав инвалидов. Любой из этих документов не со­держит положений, ограничивающих инвалидов с физическими или умственными недостатками в каких, бы то ни было правах, предназначенных для людей других социальных категорий.

К основополагающим документам мирового сообщества в отно­шении прав инвалидов относятся Всеобщая декларация прав чело­века, принятая в 1948 г., и Декларация социального прогресса и развития, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в 1969 г. Всеобщая декларация прав человека указывает, что «все люди рожда­ются свободными и равными в правах и достоинстве», «всякий может располагать всеми правами и свободами без различий любого свой­ства», «каждый имеет право на жизнь без всяких условий и ограни­чений», «все равны перед законом и имеют право на защиту про­тив любой дискриминации», «каждый имеет право на нормальную жизнь в случае безработицы, болезни, инвалидности».

Декларация социального прогресса и развития также содержит положения, направленные на защиту инвалидов, на предотвра­щение какой бы то ни было дискриминации.

Среди актов Совета Европы необходимо назвать Европейскую конвенцию о социальном обеспечении и Европейскую конвенцию о со­циальной и медицинской помощи. Они содержат положения о праве каждого человека на медицинскую помощь, социальную защиту, профессиональную подготовку, труд, жилье, благосостояние. Рас­пространяясь на всех людей, эти права относятся в равной мере и к инвалидам.

Конвенция о правах ребенка включает статью о защите ребенка от всех форм физического и психологического насилия. В ней от­мечается, что «неполноценный в умственном и физическом от­ношении ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверен­ности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». Таким детям должен быть обеспечен доступ к услугам в области медицинского обслуживания, образования, профессиональной подготовки, улучшения здоровья, подготовки к трудовой деятель­ности, а также доступ к средствам отдыха.

Признание международным сообществом за инвалидами рав­ных прав, однако, не позволяет отрицать, что объективно инва­лиды представляют собой социальную группу, имеющую опре­деленные особенности, заключающиеся в наличии ограничений жизнедеятельности. Из этого следует, что предоставление инва­лидам равенства в правах может быть обеспечено лишь путем со­здания для них особых условий, направленных на компенсацию ограничений жизнедеятельности. Именно этому посвящена вто­рая группа международных документов, нацеливающих государ­ства на деятельность по удовлетворению особых потребностей инвалидов и созданию реальных условий для их медико-социаль­ной реабилитации.

Место программного документа в этой группе занимает Декла­рация о правах инвалидов, принятая в 1975 г. В данном международ­ном документе подчеркивается, что инвалиды должны быть защи­щены от какой бы то ни было эксплуатации, они имеют право на уважение их человеческого достоинства, на меры, предназначен­ные для того, чтобы получить возможность приобрести как можно большую самостоятельность. По мнению экспертов ООН, основ­ные права, которые должны быть гарантированы инвалиду и на основе которых определяется степень соответствия национальной политики государства международным стандартам, — это права на образование и труд, на вступление в брак, на родительство, право обращения в суд, право на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политические права.

Инвалиды имеют право на медицинское или функциональное лечение, протезные и ортопедические аппараты, социально-ме­дицинскую помощь и реабилитацию, позволяющие им полностью интегрироваться в общество.

Для этого декларация впервые за всю историю человечества рекомендует государствам обеспечить инвалидам важнейшие пра­ва:

• на медицинскую, психологическую и социальную реабилита­цию, протезно-ортопедическую помощь;

• на профессиональную подготовку и трудоустройство;

• на различные виды социального обслуживания;

• на экономическое и социальное обеспечение;

• право на то, чтобы особые нужды инвалидов учитывались на
всех стадиях экономического и социального планирования;

• право на квалифицированную юридическую помощь;

• право инвалидов, их семей и общин на свободный доступ к
информации, содержащейся в настоящей декларации.

Права инвалидов с умственными недостатками на медико-со­циальную реабилитацию отражены в Декларации о правах умственно отсталых лиц, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г. Согласно декларации умственно отсталое лицо имеет право на медицинское обслуживание и лечение, удовлетворительный жиз­ненный уровень, на образование, обучение и восстановление спо­собности к труду в равной степени с другими людьми.

1981 г. был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Междуна­родным годом инвалидов под лозунгом «Полное участие и равен­ство». С целью привлечения внимания правительств и обществен­ности к проблеме инвалидов в 1982 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Всемирная программа действий по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов. Она нацеливает страны на полное участие инвалидов в общественной жизни, на их раз­витие и равенство. Три рабочие задачи программы посвящены про­филактике инвалидности, медико-социальной реабилитации ин­валидов и расширению их прав на равные возможности и повы­шение качества жизни.

В 1983 г. принята резолюция о мерах об осуществлению всемир­ной программы действия защиты инвалидов. 1984— 1993 гг. были объявлены Десятилетием инвалидов, в течение которого преду­сматривалось осуществить положения этой программы. В 1987 г. состоялось глобальное совещание экспертов в Стокгольме по оцен­ке хода осуществления Всемирной программы действий и внесе­ны важные замечания по ее реализации. В 1990 г. принята Всемир­ная декларация по обеспечению выживания, защиты и развития де­тей.

На основе опыта, приобретенного в течение Десятилетия ин­валидов, и ряда международных документов, касающихся прав инвалидов, в 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН были сформу­лированы Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Хотя правила и не вводятся принудительно, они могут стать общими международными стандартами, если их при-



мет большинство государств, стремящихся уважать международ­ные законы. Правила предполагают наличие глубокой моральной и политической мотивации со стороны государства к созданию равных возможностей для инвалидов.

Стандартные правила стали основным международным доку­ментом, фиксирующим базовые принципы медико-социальной реабилитации инвалидов. В них даны конкретные рекомендации государствам по принятию необходимых мер для полного участия инвалидов в общественной жизни.

Стандартные правила включают современные понятия инва­лидности, профилактики инвалидности, медико-социальной ре­абилитации и обеспечения равных возможностей. В них обращает­ся внимание на то, что «процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи», он «включает в себя ши­рокий круг мер и деятельности по реабилитации». Реабилитация понимается как достижение инвалидами оптимального физиче­ского, психического и социального уровня деятельности, а также обеспечение равных возможностей. Это означает «процесс, благо­даря которому различные системы общества и окружающей сре­ды, такие как обслуживание, трудовая деятельность, информа­ция, становятся доступными инвалидам».

В 1994 г. была разработана долгосрочная Стратегия осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов до 2000 года и далее, которая предусматривала механизм реализации целей, отраженных в резолюции «Общество для всех к 2010 году». В про­грамме затронуты вопросы искоренения нищеты инвалидов, рас­ширения их полезной занятости и сокращения безработицы, со­циальной интеграции инвалидов.

В 1999 г. на Ассамблее Международной реабилитации в Лондо­не принята Хартия третьего тысячелетия, отражающая стремле­ние создать «мир с равными возможностями для инвалидов и обес­печить полноценную включенность этой категории населения во все сферы жизни общества». Хартия предлагает рассматривать «ин­валидность как одно из многообразных проявлений человеческой жизни, так как 10 % жителей планеты имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности», так как «еже­дневно пополняется число инвалидов, у которых нарушения в организме стали результатом несовершенства профилактических мер по предупреждению заболеваний или неудачных попыток ле­чения». Хартия призывает к устранению физических и психологи­ческих барьеров перед людьми с ограниченными возможностя­ми, к использованию всех достижений человечества, чтобы рас­ширить доступ инвалидов к ресурсам общества. Особое внимание в хартии уделено праву инвалидов на реабилитацию и созданию условий для восстановления способностей к самостоятельной жизни. Она нацеливает на то, «чтобы каждый инвалид получал

2 Зозуля

реабилитационное обслуживание для оптимизации психическо­го, физического и функционального состояния с целью достиже­ния возможности ведения самостоятельного образа жизни».

Европейский союз в декабре 2000 г. провозгласил Хартию ос­новных прав, которая запрещает дискриминацию на любых осно­ваниях, включая инвалидность. В ней говорится о том, что «Евро­пейский союз признает и уважает права инвалидов пользоваться плодами мер, предназначенных для обеспечения их самостоятель­ности, социальной и профессиональной интеграции и участия в

жизни общества».

В Европе в мае 2001 г. Европейская комиссия приняла предло­жение провозгласить 2003 г. годом инвалидов для того, чтобы по­высить информированность общественности о правах инвалидов на защиту от дискриминации и на полное и равное пользование

своими правами.

Изменившиеся социально-политические условия создают пред­посылки для осмысления и понимания, что социальная защита инвалидов является не узковедомственной, а общегосударствен­ной проблемой, затрагивающей интересы всего общества.

Основные принципы политики в решении проблемы инвалид­ности, разработанные международным сообществом, сводятся к следующим положениям:

1) правительство ответственно за внедрение системы, которая
работает на устранение условий, ведущих к инвалидности, и ре­
шение вопросов, связанных с последствиями инвалидности;

2) государство должно обеспечивать инвалидам возможность
достигнуть одинакового по сравнению с согражданами уровня
жизни, в том числе и в сфере доходов, образования, занятости,
здравоохранения, участии в общественной жизни;

3) за инвалидами должны быть признаны права и обязанности
граждан данного общества.

Подробнее остановимся на вопросах реализации этих принци­пов.

Одна из важных задач современности — поиск и разработка наиболее эффективных мер по сохранению здоровья нации. Гово­ря об охране общественного здоровья, следует иметь в виду ме­роприятия разного уровня. Первые, государственного значения, — это меры, которые направлены на обеспечение достойного уров­ня жизни населения. Главные из них — сохранение политической и экономической стабильности общества, повышение уровня жизнеобеспечения, реализации права на труд, защита окружаю­щей среды, предотвращение военных конфликтов, удовлетворе­ние потребности в активном отдыхе и развитии творческого по­тенциала.

Другая группа мероприятий входит в компетенцию и обязан­ности работников медицинского и социального сектора. К соци-

ально-медицинским профилактическим мерам следует отнести просвещение населения по медицинским проблемам и формиро­вание среди населения здорового образа жизни, борьбу с алкого­лизмом, наркоманией, иммунизацию против инфекционных болезней, контроль уровня эпидемических заболеваний, соблю­дение правил техники безопасности дома и на работе, обеспече­ние безопасности транспортного движения.

Для предупреждения детской инвалидности приоритетным на­
правлением должны стать охрана материнства, социальная под­держка молодых семей, развитие медико-генетического и соци­
ально-психологического консультирования, создание благопри­
ятной микросоциальной среды для ребенка, раннее выявление
заболеваний и дефектов развития, своевременная педагогическая
коррекция функциональных отклонений и нарушений психиче­
ского развития. ^

Большую роль в профилактике заболеваемости детей и подро­стков играют информационно-образовательные программы, осу­ществляемые в молодежной среде.

На производстве превентивные меры инвалидизации направ­лены на предупреждение профессиональных заболеваний и трав­матизма. Этому способствуют производственная санитария и ох­рана труда, правдивая информация о характере потенциальной вредности и обучение правильному поведению в экстремальных ситуациях.

Большое значение имеют своевременное и достаточное выяв­ление, лечение заболеваний и предупреждение инвалидизации в результате хронических заболеваний. Доказано, что предупреж­дение заболевания экономически более выгодно для государства, чем лечение и реабилитация, а также обеспечение психологи­ческой и социальной поддержки больных. Поэтому развитие профилактического направления признано приоритетным и пер­спективным.

При наличии инвалидности необходимо проведение комплек­са реабилитационных мероприятий, направленных на восстанов­ление или развитие компенсации нарушенных функций с целью уменьшения ограничений жизнедеятельности и социальной деза­даптации, обеспечение психологической и социальной поддерж­ки, создание условий для реализации инвалидами потребностей в достижении независимой жизни.

Отдавая приоритет реабилитации среди других видов социаль­ной защиты инвалидов, зарубежные специалисты учитывают не только человеческие и социальные факторы, но и экономические. По их мнению, экономическую стоимость предупреждения инва­лидности и реабилитации инвалидов следует соизмерять с эконо­мическими потерями, выражающимися в утрате одной десятой людского потенциала во всемирном масштабе, в совокупности с



потерями в налоговых отчислениях и стоимостью выплат для ин­валидов.

В компетенции государства находятся способы признания, обес­печения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

Государство и общество должны стремиться к равнодоступно­сти в отношении инвалидов на всей территории страны независи­мо от места их проживания. Общество обязано адаптировать суще­ствующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жиз­нью. Государство, обеспечивая социальную защищенность инва­лидов, призвано создавать им необходимые условия для индиви­дуального развития, получения общего и профессионального об­разования, реализации творческих и производственных возмож­ностей и способностей путем учета реальных потребностей. Инва­лиды и их организации должны быть активными партнерами в этом процессе.

В настоящее время ООН разработаны стандарты, которые по­зволяют оценивать политику каждой страны в отношении инва­лидов.

Основными формализованными критериями такой оценки выступают:

-наличие официально принятой политики в отношении инва­лидов;

- наличие специального антидискриминационного законода­тельства в отношении инвалидов;

- координация национальной политики по отношению к ин­
валидам;

- наличие судебных и административных механизмов реализа­
ции прав инвалидов;

- наличие неправительственных организаций инвалидов;

- доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том
числе права на труд, образование, создание семьи, неприкосно­венность частной жизни, собственности, а также политических
прав;

- наличие системы льгот и компенсаций для инвалидов;

- доступность для инвалидов физической и информационной
среды.

Социальная политика в отношении инвалидов осуществляется на разных уровнях. Первый уровень— это учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции меж­дународных организаций.

Второй уровень — государственный: юридические акты федерального значения, включая федеральные законы, указы Президента и Правительства Российской Федерации. Сюда отно­сится также деятельность Министерство социального развития и

здравоохранения, Министерства образования и науки и т.д., а также подведомственных учреждений.

Третий уровень — деятельность региональных и муници­пальных учреждений, которые руководствуются законодательны­ми актами высшего уровня и нормативно-правовыми документа­ми субъектов федерации. На этом уровне в зависимости от по­требностей формируется организационная структура службы и осуществляется непосредственное медико-социальное обслужива­ние инвалидов.

Кроме государственных учреждений в формировании и реали­зации социальной политики в отношении инвалидов участвует неправительственный сектор. К нему относятся различные ком­мерческие и общественные организации, например Всероссий­ское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, раз­личные благотворительные фонды и ассоциации, группы "само­помощи и другие гражданские инициативы.

Современная социальная политика по отношению к лицам, имеющим инвалидность, предусматривает два основных направ­ления:

1) с точки зрения общественных, государственных проблем —
изменение общественного мнения к проблеме инвалидности,
формирование среды жизнедеятельности, создание системы ме­
дико-социальной реабилитации и рационального трудоустройства,
обеспечение гражданского равенства;

2) с точки зрения отдельного индивида — обеспечение инди­
видуальных потребностей в медицинских, психологических, со­
циальных и других реабилитационных мероприятиях, направлен­
ных на достижение максимально возможного личного и социаль­
ного статуса.

Для эффективного решения многочисленных проблем инвали­дов необходимо формирование системы реабилитации инвалидов на федеральном и региональном уровнях, оптимальное функцио­нирование которой может осуществляться лишь на базе единых организационно-правовых и методических основ.

Анализ международных документов о реабилитации инвалидов показал, что, в отличие от других прав человека, право инвалида па реабилитацию и интеграцию в общество стало предусматри-паться сравнительно недавно. Впервые оно нашло свое отражение но Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Начиная с этого времени, принят ряд правовых актов международного значения, касающихся прав ин­валидов на создание условий для максимально возможной реаби­литации и активной жизнедеятельности.

В России к законодательным документам, имеющим особое зна­чение для определения прав и обязанностей инвалидов и каса­ющихся правовой защиты интересов, относятся Конституция РФ,





принятая в 1991 г., и федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О социальном обслужива­нии граждан пожилого возраста и инвалидов», принятые в 1995 г.

Конституция РФ и нормативно-правовые акты, конкретизиру­ющие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности, составляют то правовое простран­ство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Конституция служит основным законом госу­дарства, регламентирующим основы общественного и государствен­ного устройства, основные права и обязанности граждан.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Россий­ской Федерации» стал важным документом, направленным на уси­ление социальной защиты инвалидов с позиций современной кон­цепции инвалидности. Согласно закону под социальной защитой понимается система гарантированных государством экономиче­ских, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия их компенсации ограниченной жизнедеятельности и на­правленных на создание им равных возможностей для участия в

жизни общества.

Законом определены основные направления государственной политики в области социальной защиты инвалидов и органы, от­ветственные за ее исполнение; разработаны меры по совершенст­вованию медико-социальной экспертизы и созданию государствен-ной службы реабилитации инвалидов, обеспечению гарантий по предоставлению льгот инвалидам и созданию оптимальных усло­вий жизнедеятельности, соблюдению прав на образование, труд, отдых и медико-социальную помощь. Определены также права и льготы общественных организаций инвалидов.

Появление такого документа — событие значительное, и прежде всего, для российских инвалидов, получивших наконец закон, защищающий их права и определяющий-программу действий по улучшению их положения в обществе. В результате работы, прове­денной федеральными органами исполнительной власти при уча­стии общественных организаций инвалидов, во исполнение зако­на к настоящему времени принят ряд постановлений и распоря­жений Правительства Российской Федерации. К наиболее важ­ным постановлениям, защищающим инвалидов с социально-эко­номической точки зрения, можно отнести следующие: о порядке признания граждан инвалидами; о предоставлении льгот инвали­дам и семьям, имеющим детей-инвалидов; об утверждении пе­речня заболеваний, дающих право на получение дополнительной жилой площади; об обеспечении жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг; о предоставлении инвалидам авто­транспортных средств.

Ряд документов касается развития медико-социальной помо­щи инвалидам: о государственной службе медико-социальной экс-

иертизы; о классификации критериев, используемых при осуще­ствлении медико-социальной экспертизы; об образовании меж­ведомственной комиссии по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов; примерное положение о реабилитаци­онном учреждении; об обеспечении инвалидов техническими и иными средствами реабилитации.

Разработаны нормативно-правовые документы, закрепляющие права инвалидов на обучение, досуг и получение информации: о порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и вне государственных образовательных учреждений; о мерах по обес­печению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры и др. Согласно закону осо­бые права инвалидам предоставляются во всех жизненно важных областях: здравоохранении, социальном обеспечении, реабили­тации, образовании, занятости.

В настоящее время Россия проходит путь от принятия полной государственной ответственности за социально-экономическое обеспечение инвалидов к признанию инвалида политическим и полноценным гражданином страны.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Вчем заключается современная концепция инвалидности?

2. Дайте определение понятиям «инвалид», «ограничение жизнедея­
тельности», «социальная недостаточность».

3. Каковы основные принципы социальной политики по отношению
к инвалидности?

4. Какие существуют профилактические меры инвалидности?

Литература

1. Кнезависимой жизни: Пособие для инвалидов. — М., 2000.

2. «Общество для всех к 2010 году». Резолюция ООН // Международные
нормы и стандарты, касающиеся проблем инвалидов: обзор. — М., 2000.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.96
№ 965 «О порядке признания граждан инвалидами» // СЗ РФ. 1996.

4. Приказ Министерства соц. обеспечения РСФСР от 17.03.87 № 375
«О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания престарелых и ин­
валидов».

5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.09.93 № 222
•О мерах по реализации Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан».

6. Социальная работа с инвалидами (настольная книга специалиста)/
I [одред. Е. И.Холостовой. — М., 1996.

7. Типовые правила создания равных возможностей для инвалидов. —
Киев, 1999.

8. Федеральный закон РФ от 20.01.95 № 184 «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации».

нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов - student2.ru нормативно-правовые основы социальной защиты инвалидов - student2.ru 2.3. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ: ОПЫТ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ

По данным ООН, ежегодный прирост числа инвалидов со­ставляет более 8 млн, каждый день в мире появляется 23 тыс. ин­валидов. Этим объясняются серьезные усилия стран по решению проблем инвалидов, их медико-социальной реабилитации и ин­теграции в общество.

Опыт организации медико-социальной реабилитации инвали­дов наиболее развитых стран мира представляет существенный интерес для России, так как отражает определенный историче­ский этап формирования правовых и организационных аспектов реабилитации инвалидов в различных условиях политико-эконо­мического развития, активности социальных процессов, мента­литета и других факторов.

В ряде стран в высшем законодательстве нашла отражение так называемая позитивная дискриминация инвалидов, которая со­стоит в том, что эта социальная категория получает некоторые преференции по сравнению с остальным обществом по причине особых обстоятельств, в которых она находится. Такая концепция позволяет законодательно усилить позиции медицинской реаби­литации и социальной защиты инвалидов.

Наиболее гарантированным инструментом защиты прав инва­лидов служит отражение их в конституции той или иной страны. Любой закон или нормативный акт правительства лишается силы, если он не соответствует конституции. Поэтому внесение в кон­ституцию положений о правах инвалидов является чрезвычайно важным и представляется наилучшим способом защиты их чело­веческих прав и фундаментальных свобод.

Наши рекомендации