Позитивные и негативные тенденции в развитии системы образования
Система образования в Республике Беларусь
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» государственная образовательная политика основывается на следующих принципах:
· приоритетности образования;
· обязательности общего базового образования;
· осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;
· доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
· преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;
· национально-культурной основы образования;
· приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
· научности;
· экологической направленности образования;
· демократического характера управления образованием;
· светского характера образования.
Под образованием в Законе понимается процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности.
Большинство исследователей указывают на существование как позитивных, так и негативных тенденций в развитии образования за последнее время.
Социокультурные функции образования.
3.Образование выполняет социокультурные функции, поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер, так и всего общества.
Основные функции образования:
1) образование – способ передачи накопленных знаний человеку, способ вхождения в мир науки и культуры
2) образование – это среда общения (образовательная среда, сформированная в школе, вузе влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе
3) образование – средство развития и становления человека как личности и профессионала, это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс ее самоутверждения
4) образование – средство обеспечения преемственности поколений
5) образование – фактор социального прогресса, т.к. обеспечивает взаимосвязь науки и производства
Все эти функции можно свести к 2: воспроизводство и развитие.
Воспроизводство – воспроизводство культуры, опыта, деятельности людей и развития общества и личности. Она осуществляется посредством теоретических (традиционное, знаниевой, предметно-ориентированной) модели образования.
Развитие – универсальной, способной, деятельностной, инновационной, личностноориентированной.
Традиционная модель предполагает направленность педагогического процесса на формирование у обучаемого знаний, умений и навыков. При этом процесс обучения недостаточно представить передачей способов мышления, реализации разных типов деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру общения.
Универсальная модель – на развитии способностей личности, на учет индивидуальных способностей учащихся путем их согласования или совместной учебно-поисковой деятельности в соответствии с целями образования. Важнейшая задача обучения – овладение способами мышления и деятельности, развитие способностей и творческого потенциала. Способ реализации содержащий образование в этой модели называется деятельностный подход.
44. Мировые образовательные тенденции
Мировое образовательное пространство составляют национальные образовательные системы, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию. Основные тенденции развития мирового образования: 1) демократизация образования - обеспечение доступности образования для всего населения, предоставление большей самостоятельности учебным заведением; 2) разрастание рынка образовательных услуг, платных форм обучения, увеличение продолжительности обучения; 3) расширение сети высшего образования, его приближение к потребителям; 4) образование становится приоритетным объектом финансирования во многих странах; 5) отход от ориентации на « среднего» ученика, повышение интереса к одаренным молодым людям; 6) существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей; 7) важное значение приобретают крупные международные проекты и программы в сфере образования (ЛИНГВА - международная программа повышения эффективности изучения иностранных языков)
Позитивные и негативные тенденции в развитии системы образования
Позитивные тенденции:
- гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;
- вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин;
- разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ;
- дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных учреждений образования, учет социального заказа на образование;
- переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям;
- обеспечение и управление качеством образования;
- использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования.
Негативные тенденции:
- отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся;
- авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением;
- унификация образовательного процесса (ориентация на среднего ученика, преобладание методов обучения, направленных на воспроизведение готовых знаний);
- бюрократизм и формализм в системе образования (преобладающая форма обучения в школе - урок; набор не связанных между собой предметов в школе);
- недостаточных уровень качества подготовки выпускников средней школы;
- отток преподавательских кадров из системы образования;
- феминизация и старение преподавательского корпуса;
- кризис воспитания.
46. Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы и условия, детерминирующие формирование личности
Развитие - целенаправленный процесс количественного и качественного изменения и преобразования личности, ведущие к повышению уровня ее развитости. Основные составляющие развития: 1) духовное развитие - осмысление человеком своего места в обществе, появление ответственности перед людьми и обществом, стремление к нравственному самосовершенствованию; 2) социальное развитие - вхождение человека в экономические, производственные, правовые, идеологические общественные отношения; 3) психическое развитие - усложнение психических процессов и психических образований; 4) физиологическое образование - изменение функций организма человека в области сердечно-сосудистой, нервной системы, пищеварительной, деторождения и т.д.; 5) физическое развитие - изменение веса, роста, пропорций человека. Движущей силой развития личности является борьба противоречий между потребностями человека и возможностью их удовлетворения. Теории развития личности: 1) реформистская - личность человека формируется по заранее определенной программе, качества и свойства личности развиваются сами по себе, а воспитание и социальные условия только способствуют этому; 2) теологическая - внутренняя программа развития личности связана с божественным назначением человека; 3) этзистенциалистическая (крайний индивидуализм) - общество отрицательно влияет на развитие личности, и только в отрыве от него человек достигает совершенства, т.е. он сам и природа определяют развитие личности; 4) биологизаторская - развитие индивида начиная с зародыша повторяет все остальные стадии, которые прошел человеческий вид в процессе развития; 5) самопроизвольное развитие - человек развивается опираясь на наследственные факторы; 6) психоаналитическая - либидо определяет развитие человека. Направления развития личности: 1) биолагизаторское. Личность - природное существо, все поведение объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений, инстинктов. Человек вынужден подчиняться требованиям общества и подавлять естественные потребности; 2) социологизаторские - человек рождается как биологическое существо, но в процессе жизни постепенно социализируется, благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче резче проявляется в нем биологические черты (инстинкты обладать, разрушать, половые инстинкты); 3) биосоциальные - психические процессы имеют биологическую природу, в направленность, интересы, способность личности формироваться как явление социальное Факторы развития личности: 1) внутренние: • наследственность - врожденные и унаследованные от родителей психофизиологические особенности и свойства человека; • активность - ее собственные деятельность, чувства, воля, интересы, которые формируются под влиянием внешних факторов и сами становятся источниками развития; 2) внешние: • среда - окружающая реальная действительность, в условии которой происходит развитие человека; • воспитание - деятельность по развитию и формированию личности
47. Роль обучения в развитии личности
Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.
Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение — специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регулированию чувств и т. д.).
В учебной деятельности объединяются не только ее познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.
Основные характеристики учебной деятельности:
1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
3) общие способы действия предопределяют решение задач;
4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке;
5) происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий.
Учебная деятельность - самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из невладеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предмет учебной деятельности - усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.
Способы учебной деятельности могут быть разнообразными:
-репродуктивные
-проблемно-творческие
-исследовательско-познавательные (В.В. Давыдов).
Продукт учебной деятельности - внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, формирование знания и умения применять их для решения разнообразных практических задач.
Главным результатом учебной деятельности является формирование теоретического сознания и мышления.
Внешнюю структуру учебной деятельности составляют следующие элементы:
1) мотивация;
2) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;
3) учебные действия – исполнительные (усвоения содержания учебного материала) и контрольные (они зависят от источника и формы получения учебной информации)
4) контроль, переходящий в самоконтроль;
5) оценка, переходящая в самооценку.
Учебная деятельность включает в себя:
а) уяснение содержания учебного материала
б) обработка учебного материала
в) контрольные действия
г) мыслительные
д) мнемические
е) репродуктивные (исполнительские) и продуктивные (направленные на создание нового) действия.
Центральное место отводится совместной продуктивной деятельности, возникающей при совместном решении творческих задач, и рассматривает ее как «единицу анализа становления личности в процессе учения».
Система совместной деятельности эффективная, когда взаимосвязаны все ее компоненты: отношение учащихся друг к другу и к преподавателям; условия, в которых протекает учебная деятельность.
48. Сущность, содержание, составляющие процесса социализации личности
В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному. К сер. 20 в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации. Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация - процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых, потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление - процесс и результат становления человеческой индивидуальности. В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления. Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода. В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом
49. Характеристика процесса социализации: агенты, средства, этапы, факторы
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести способы вскармливания младенца и ухода за ним, формируемые бытовые и гигиенические умения, стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях. Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями. В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Человек в процессе социализации проходит следующие этапы: 1) младенчество - от рождения до 1 года; 2) раннее детство - 1-3 года; 3) дошкольное детство - 3-6 лет; 4) младший школьный возраст - 6-10 лет; 5) младший подростковый - 10-12 лет; 6) старший подростковый - 12-14 лет; 7) ранний юношеский - 15-17 лет; 8) юношеский - 18-23 года; 9) молодость - 23-30 лет; 10) ранняя зрелость - 30-40 лет; 11) поздняя зрелость - 40-55 лет; 12) пожилой возраст - 55-65 лет; 13) старость - 65-70 лет; 14) долгожительство - свыше 70 лет. Действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы: 1) мегафакторы - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; 2) макрофакторы - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; 3) мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; 4) микрофакторы - факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум
50. Механизмы процесса социализации
Социализация осуществляется через ряд разнообразных механизмов. Выделяют социально-психологические механизмы социализации: подражание, внушение и т.д., различные социальные институты как механизм социализации: школа, семья и т. д. Все они складываются в универсальные механизмы социализации. Традиционный механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека. Институциональный механизм - реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются специализированными, т. е. они создавались специально для осуществления функции социализации (например, институты системы образования), другие являются неспециализированными, т. е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (например, армия). Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура - совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, друг и т.д. Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д. Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их «удельный» вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации
51. Понятие семьи и семейного воспитания. Функции семьи
Семья - социальный воспитательный коллектив, т.к. все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется личной стороной отношений и каждый этап в ее развитии связан с выполнением определенных функций: 1) хозяйственно-экономическая - ведение хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых услуг, забота о нетрудоспособных ее членах; 2) репродуктивная - рождение и воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе; 3) воспитательная - создание условий для личностного роста, формирования и развития детей, передача им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей, создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных взаимоотношений, оказание психологической поддержки каждому члену семьи; 4) коммуникативная - организация внутреннего общения, взаимосвязь семьи с другими людьми, другими семьями и социальными группами; 5) рекреативная - организация досуга, развлечение детей, создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранение и укрепление здоровья каждого члена семьи; 6) организация первичной социализации - обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культура страны, обучение нравственным нормам, традициям народа. Семейное воспитание - систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная задача семейного воспитания - подготовка детей к жизни, усвоение детьми знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования «Я» в условиях семьи. Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей. Методы семейного воспитания: 1) показание образца; 2) создание положительного отношения к форме поведения, которой следует добиваться; 3) демонстрация преимуществ данной формы поведения; 4) предупреждение нарушения поведения ребенком; 5) контроль за действиями; 6) стимулирование самоконтроля; 7) организация практической деятельности; 8) убеждение и разъяснение нравственности, правовых норм и категорий; 9) поощрение как способ стимулирования желаемого поведения ребенка; 10) наказание
52. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка
Виды семей: 1) по количеству детей: • бездетные; • однодетные; • малодетные; • многодетные; 2) по числу поколений: • однопоколенные; • двухпоколенные; • межпоколенные; 3) по признакам полноты: • полные; • неполные; • внебрачные; 4) по характеру взаимоотношений; • идеальные; • средние; • негативные; 5) по устойчивости семейных отношений; • гармоничные; • распадающиеся; • распавшиеся; • неполные; 6) по уровню благополучия; • благополучные; • неблагополучные; 7) по типу отношений в семье между взрослыми и детьми, а также по степени их напряженности и последствию влияния на детей: • семьи, уважающие детей - отношения между родителями и детьми характеризуется порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях; • отзывчивые - отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует дистанция. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям, родители решают что нужно детям; • материально ориентированные - главное внимание на материальное благополучие. Дети приучены смотреть на жизнь прагматично, стараются видеть выгоду для себя. Детей заставляют хорошо учиться, но только для поступления в ВУЗ. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано взрослеют, но отношения с родителями лишаются духовной основы, могут развиваться непредсказуемо; • враждебные семьи - детям плохо, присутствует неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания, дети растут скрытыми, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят со сверстниками, могут уходить из семьи; • антисоциальные семьи - временное пристанище для детей. Родители ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожаю друг другу, пьянствуют, воруют, дерутся. Особенности, характеризующие современную семью: 1) расслоение общества на богатых и бедных влияет на семенное воспитание; 2) сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи; 3) рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивает количество неполноценных семей; 4) низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают социальных сирот
Стили семейных отношений: 1) авторитарный - отношение к детям характеризуется строгостью, требовательностью; 2) попустительский - всепрощение, терпимость в отношении с детьми; 3) демократический - родители мотивируют свои требования и поступки, прислушиваются к мнению ребенка. Типы неправильного воспитания: 1) безконтрольность - встречается при большой занятости родителей (чувство обиды, одиночества); 2) гиперопека - жизнь ребенка под постоянным контролем (неуверенность в себе); 3) «кумир» семьи - постоянное проявление восхищения к ребенку (эгоизм, завышенная самооценка); 4) «золушка» - эмоциональная холодность и безразличие (неврозы, озлобленность); 5) «жестокое» воспитание - за малую провинность жестоко наказывают (грубость, мстительность); 6) в условиях повышенной моральной ответственности
53. Правовые основы семейного воспитания
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 г. Это мировой документ высокого класса. В соответствии с ним родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни. Конвенция - документ, обращенный не только в будущее, но и настоящее, т.к. дети, в первую очередь - сегодняшний мир, а уж затем - будущее. В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать их в духе общечеловеческих идеалов, в духе мира и собственного достоинства. Конвенция предупреждает родителей от авторитаризма в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права.
54. Деятельность как доминирующая сфера жизни личности
Деятельность - специфически человеческая, предметно направленная активность личности. Игра в жизни детей постепенно переходит в занятия, учение и, наконец, а труд. В труде по сравнению с игрой и учением изменяется цель. Если в игре действуют ради самой деятельности, а целью учения является научение чему-либо, но целью труда является выполнение работы, приносящей практический результат: приспособление объекта для удовлетворения человеческих потребностей. Труд - деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. В структуру деятельности обычно включаются следующие элементы: 1) предмет деятельности - то, что планируется изменить; 2) цель - то, что должно получиться в результате воздействия на предмет; 3) средства деятельности - то, что будет использовано в процессе деятельности; 4) сама деятельность по достижению цели. В качестве субъекта физического труда ребенок начинает выступать примерно в 3-4 года
55. Игра как специфическая форма жизни и развития человека. Типология игр
Игра - вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Функции игры в жизнедеятельности человека разнообразны: 1) игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности; 2) создает условия для взаимодействия и взаимопомощи; 3) сплачивает ее участников, создает (пусть и временную) общность, которая тяготеет к сохранению даже после окончания игры; 4) выявляет личностные качества играющего человека, его ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность, честность (игра не по правилам осуждается и детьми, и взрослыми); 5) игра создает простор для фантазии, импровизации, хотя и осуществляется в рамках выработанных правил. Игры, используемые в обучении, бывают ролевыми, имитационными, деловыми, организационно-деятельностными. Игры соревновательного характера - те, которые основаны на борьбе, столкновении, конкурентности. Игровая деятельность стимулирует самопознание личности, в частности, самонаблюдение, самоотношение, самооценку
56. Акмеологические основы самосовершенствования личности
Акмеология - наука о профессиональном и личностном самосовершенствовании зрелого человека, о реализации и развитии его творческого потенциала как субъекта профессионального труда, жизни и деятельности. В настоящее время в акмеологии выделяют 2 основных направления - профессиональная и акмеология личности. Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессиональной личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения. Акмеология личности исследует закономерности достижения аквафизического, интеллектуального и духовного развития человека. Самообразование - процесс самосовершенствования личности. Самообразование в профессиональном бытии (система личностных ценностей, приемов самосовершенствования, способов и возможностей свободного выбора ответственных решений) в его непрерывном образовании. Функции самообразования: 1) накопление и приобретение новых знаний; 2) определение себя в образовательном пространстве ВУЗа, культуры города, своего места в обществе; 3) преодоление недостаточности школьного обучения, ликвидирование «белых пятен» в общей культуре; 4) развитие самосознания, памяти, речи, мышления и т.д.; 5) установление связей между науками, специальностями; 6) доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества; 7) преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте; 8) сохранение жизненной энергии, силы личности, переживаемой полноты жизни; 9) поддержание связи с миром, укрепление жизнестойкости организма. Основные источники самообразования: 1) книги, периодическая печать, СМИ, Интернет; 2) исследовательская деятельность; 3) обучение на разных курсах; 4) работа; 5) хобби. Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность направлена на повышение профессионализма включая в себя: 1) овладение новыми ценностными установками, подходами профессиональной деятельности; 2) профессиональное просвещение; 3) осмысление собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы. Акмеологические основы самосовершенствования личности - потребности человека в саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижению к собственным вершинам совершенствования. Самосовершенствование определяет взаимодействие человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни. Структура процесса самосовершенствования: 1) самопознание - осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон; 2) самопобуждение - использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования и саморазвития профессионала и личности; 3) программирование профессионального личностного роста - формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности; 4) самореализация - осуществление программ самосовершенствования
57. Карьера человека как условие и уровень его самореализации
Термин «самореализация» впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. Это стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. С одной стороны, для актуализации и реализации высших потенциалов личности необходимы хорошие условия. Такие условия работодатель может создать через организацию трудовой деятельности и обеспечение возможности успешной реализации профессиональных планов работника. Стоит отметить, что выраженность мотива самореализации связана с удовлетворенностью трудом в целом и по таким параметрам, как удовлетворенность видом трудовой деятельности, организацией труда. Есть другая категория работников, которые стремятся к реализации себя, к росту. Они находят возможность построения своей карьеры, к примеру, в коммерческих структурах, не всегда дающих необходимый уровень защищенности и не всегда удовлетворяющих потребность в уважении и признании. Но именно в них стремление к профессиональной самореализации, к достижениям, готовность к риску и сверхнормативной активности не являются редкостью. Таким образом, очевидна важность детерминации процесса самореализации еще и внутренней потребностью самой личности