Выбор амортизационного материала и определение размеров амортизационных прокладок
Исходные данные
Виды транспорта:
· автомобильный;
· Ж.Д;
· воздушный.
Варианты грузов и объем перевозки
· магнитофоны, 460 кг;
· светильники, 800 кг;
· газовые плиты 2600 кг.
Габаритные размеры и масса перевозимых изделий представлены в табл. 1.
Таблица 1
Параметры груза
№ п/п | Наименование груза | Размеры, мм | Масса, кг | |||
длина, L | ширина, B | высота,H | Диаметр, D | |||
Магнитофон | -- | |||||
светильники | -- | |||||
Газовая плита | -- |
Выбор упаковки груза
Разработка курсового проекта начинается с выбора упаковки груза. Упаковка выбирается с учетом транспортной характеристики грузов. Для этой цели необходимо определить, что собой определяет груз, как внешняя среда будет на него воздействовать в процессе перевозки тем или иным видом транспорта.
Под упаковкой понимается комплекс защитных мер и материальных средств по подготовке продукции промышленного и сельскохозяйственного производства к транспортированию и хранению, для обеспечения ее максимальной сохранности и придания транспортабельного состояния.
В процессе транспортировки на грузы оказывают влияние три основных группы внутренних и внешних воздействий:
1. механические (толчки, удары, трение, вибрация, статические нагрузки);
2. климатические (атмосферные осадки, изменение температуры, влажности воздуха, солнечная радиация);
3. биологическая (жизнедеятельность микробов, насекомых, грызунов).
Исходя из этих условий и надлежит выбирать метод защиты грузов от повреждения в период транспортировки. Упаковка должна не только защитить груз, но и обеспечить эффективность перегрузочных операций и возможность многоярусного хранения груза, а также быть оптимальной по стоимости и привлекательной для потребителя.
В качестве материала для транспортной тары могут быть использоваться: картон, фанера, дерево, пластмасса.
Для расчета толщины амортизационных прокладок необходимо определить, к какой категории чувствительности относится груз, и выбрать для груза допустимое значение перегрузки Gдоп исходя из данных, приведенных в табл.2.
Таблица 2
Допустимые коэффициенты Gдоп для изделий машиностроения.
Степень чувствительности изделий | Группа изделий | Gдоп |
Хрупкое | Точные приборы с чувствительной механической опорой (гальванометры, электронные устройства) | 15-20 |
Очень чувствительное | Приборы и электронное оборудование с механическими противоударными подвесками, оборудование со встроенными электронными устройствами, электромеханические измерительные приборы | 20-40 |
Чувствительное | ЭВМ, точное металлорежущее оборудование, электромеханические приборы | 40-60 |
Средней чувствительности | Телерадиоаппаратура, приборы точной механики, механические контрольно-измерительные инструменты | 60-85 |
Малочувствительное | Металлорежущее оборудование, редукторы, электропривод, бытовое электрооборудование | 85-110 |
Нечувствительное | Комплектующие детали, металлообрабатывающий инструмент, другие детали (заготовки) | 110 и выше |
Выбор амортизационного материала и определение размеров амортизационных прокладок
Для снижения величины механических воздействий на перевозимый груз применяют специальные устройства, предназначенные для снижения нагрузки – амортизаторы.
Амортизационные материалы являются одним из элементов упаковки. К ним относятся: бумага и картон, древесная стружка, войлок и шерсть, пенистые полимеры: пенополистирол, пенопласт, пенополиэтилен, пенополиуритан.
Выбор амортизационного материала определяется условием
Gmin ≤ Gдоп , (1)
где Gmin – минимальное значение ударной перегрузки, которое может обеспечить
амортизационный материал определенного вида в заданных условиях;
Gдоп – допускаемое значение ударной перегрузки (табл.2).
Минимальное значение ударной перегрузки находится по формулам:
Gmin =( 2+2 )H/b или Gmin =С H/b, (2)
где С – обобщенный коэффициент амортизации;
С1 – коэффициент амортизации (табл.3);
– размерные постоянные величины, характеризующие ударозащитные свойства материала, Н/см2, см2/Н;
– коэффициент амортизации;
H - максимальная высота падения изделия в упаковке (1000мм);
b - толщина амортизационной прокладки.
Выбор амортизационного материала определяется условием:
, (3)
где - минимальное значение ударной перегрузки, которое может обеспечить амортизационный материал определенного вида в заданных условиях;
- допускаемое значение ударной перегрузки в долях g.
определим по формуле:
, (4)
где С – обобщенный коэффициент амортизации;
H- максимальная высоты падения в упаковке, см;
b- толщина амортизационной прокладки, см.
Толщину амортизационной прокладки находим по формуле:
(5)
Площадь амортизационной прокладки найдем по формуле:
(6)
S – площадь амортизационной прокладки, см2;
M – масса изделия, кг.
Свойства амортизационных материалов характеризуются значениями обобщенных коэффициентов амортизации и плотности материала, значения которых приведены в табл.3.
Коэффициенты амортизации С и С1
Таблица 3
Материал | Плотность, кг/м3 | Значение коэффициентов | |
С | С1 | ||
Пенополиуретан | 2,25 3,02 3,54 | 7,82 2,49 1,28 | |
Пенополистирол | 2,83 | 0,24 | |
Латексная губка | 5,09 3,19 5,15 | 2,38 2,88 0,54 | |
Картон | N1 N2 | 2,50 3,37 | 1,93 0,60 |
Магнитофоны относятся к категории чувствительных к толчкам и падениям грузов с допустимым значением коэффициента перегрузки . Поэтому для упаковки магнитофонов необходимо применять амортизационные материалы, так как при перевозке необходимо обеспечить наименьшее влияние механических нагрузок. Магнитофоны упаковывают в потребительскую тару – коробки из гофрированного картона. Внутри потребительской тары магнитофоны помещены в полиэтиленовый мешок и закреплены в специальной форме, выполненной из амортизационного материала.
Выберем для упаковки магнитофонов в качестве амортизационного материала пенополистирол – современный легкий полимерный материал с хорошими амортизационными показателями (С=2,83, С1=0,24).
Толщина амортизационной прокладки равна для магнитофона:
Рассчитаем площадь амортизационной прокладки. Отсюда вычислим:
Светильники относятся к хрупким, с допустимым значением коэффициента перегрузки , поэтому при их перевозке необходимо обеспечить наименьшее влияние статистических и динамических нагрузок. Светильники упаковывают в потребительскую тару – коробки из гофрированного картона. Внутри потребительской тары светильники помещены в полиэтиленовый пакет и закреплены в специальной форме, выполненной из амортизационного материала. Выберем для упаковки светильников в качестве амортизационного материала пенополистирол – современный легкий полимерный материал с хорошими амортизационными показателями (С=2,83 С1=0,24).
Толщина амортизационной прокладки равна для светильника :
Рассчитаем площадь амортизационной прокладки. Отсюда:
Газовая плита относится к изделиям, нечувствительным к ударам и толчкам и для этого изделия допустимый коэффициент перегрузки , потому что из-за малой массы изделий малы и нагрузки, а, следовательно, необратимые деформации изделия при соблюдении условий перевозки возникнуть не могут. Поэтому нет необходимости использования амортизационного материала для газовая плита .
Так как газовые плиты относятся к категории нечувствительных к ударам и толчкам грузов, то будем формировать транспортную упаковку газовых плит без использования амортизаторов.
С учетом транспортной характеристики и степени чувствительности грузов, предоставленных к перевозке, изделие упаковывается в картонную коробку из гофрированного картона толщиной 5 мм и массой кв. м 1.2 кг, а в качестве амортизационного материала будем использовать – пенополистирол – материал, обладающий лучшими амортизационными свойствами, вес кв. м при толщине 10мм 0,6кг.