Собеседование с потенциальными волонтерами
Когда лидер подобрал волонтеров для выполнения более сложных задач, с ними надо провести личное собеседование. В ходе собеседование обе стороны обсуждают свои ожидания и задачи, которые предстоит выполнить. Поскольку нет специального законодательства для приема или увольнения волонтеров на работу, письменный контракт не заключается. Поэтому чем более точно обе стороны оговорят свои ожидания, тем меньше будет разочарований в будущем. Наиболее важным элементом собеседования является определение обязанностей сторон. В ходе собеседования обе стороны должны задать ряд вопросов. Представитель организации должен спросить:
1. Знаете ли вы особенности нашей организации, ее цели и систему ценностей?
2. Почему вам интересен этот вид деятельности?
3. Какие ожидания связаны у вас с работой в нашей организации?
4. Работали ли вы когда-нибудь волонтером?
5. Сколько времени вы можете посвятить работе в организации?
6. Готовы ли вы пройти курс подготовки?
7. Есть ли какие-либо факторы, которые будут ограничивать вашу деятельность? (здоровье, место проживания, транспорт)
8. Есть ли у вас какие-либо особые интересы, хобби?
9. Есть ли вас какой-то опыт, который будет помогать вам в выполнении работы?
10. Вы предпочитаете работать один или в команде?
11. Волонтер должен спросить:
12. Что мне предстоит делать?
13. В какие часы я должен буду работать? Будет ли график жестким или гибким?
14. Будет ли ко мне прикреплен сотрудник, с которым я должен находиться в контакте?
15. Нужна ли переподготовка?
16. Есть ли группа поддержки волонтеров?
17. Могу ли я расширить круг своих обязанностей?
18. Что будет, если меня постигнет неудача? К кому я смогу обратиться за помощью?
19. Если я устану от работы, позволите ли вы мне уйти?
Отсутствие четкого представления об обязанностях может привести к хаосу, конфликтам и непониманию.
Подготовка волонтера к работе
Понимание значимости проблем, которые организация пытается решить, признание ее ценностей и задач способствуют вовлечению членов данной организации в работу. Очевидно, что волонтеры не будут долго работать в организации, если они не осознают необходимость того, что они делают.
Подготовительный период
Подготовительный период дает обеим сторонам возможность лучше узнать друг друга и избежать чувства неловкости, которое возникает в том случае, если одна из сторон решает прервать достигнутую ранее договоренность.
Характер и объем обязанностей должны подсказать лидеру, как лучше подготовить новичка к работе.
Помощь волонтерам и руководство ими
Вот вопросы, которые волонтер задает себе чаще других: «Кто поможет мне, если потребуется помощь? Могу ли я обратиться к кому-либо за помощью в трудный момент, особенно, если моя работа не будет успешной?»
За оказание помощи обычно отвечает лидер. Надлежащая техническая помощь, такая как оборудование рабочего места волонтера, обеспечение доступа к множительной технике, компьютеру и другим средствам, необходимым для работы, также очень важна.
Лидером должен быть доброжелательный человек, который проявляет заботу о волонтерах. Всегда, когда это необходимо, лидер должен оказывать поддержку волонтерам, особенно, если они не совсем успешно работают. Поэтому обязателен постоянный контакт. Он может осуществляться в форме индивидуальных бесед, но при этом должны часто проводиться и общие собрания волонтеров. Продолжительное общение позволяет обмениваться информацией о текущих событиях и о любых изменениях, которые имеют место. Благоприятное общение и открытый характер собраний также позволяют удержать волонтеров в организации.
Если лидеру удается создать атмосферу доверия, у волонтеров формируется доброе отношение к организации. Другой важной функцией подобных собраний является создание атмосферы взаимопомощи. Лидер отвечает за то, чтобы волонтеры выполняли работу должным образом и в соответствии с теми требованиями, на которые они первоначально согласились. Лидер также должен организовать работу так, чтобы каждый понимал, что требуется от него и от других. Лидеру необходимо обеспечить всем желающим возможность самосовершенствоваться и оказывать помощь тем, кто сталкивается с трудностями.
Поощрение волонтеров
Организация должна подумать о методах поощрения своих волонтеров. Очень часто мы забываем о том, насколько важно обеспечить заинтересованность со стороны своих работников. Система поощрений показывает, насколько организация ценит тех, кто в ней работает. Лидер должен сделать так, чтобы волонтеры почувствовали, что их ценят. Самая важная награда - говорить «Спасибо».
Создание теплой дружеской атмосферы на работе, обращение к волонтеру по имени, посвящение волонтеру своего личного времени также расцениваются как награда. По крайней мере, раз в год лидер должен организовывать совместное собрание волонтеров и оплачиваемых сотрудников, на котором объявляются поощрения. На подобных собраниях также уместно напомнить всем о миссии, структуре и политике организации.
Таким образом, организация должна дать волонтеру возможность увидеть свое место в общей структуре организации. Возможность посмотреть на себя через призму ценностных ориентиров и успехов всей организации является важным условием дальнейшей эффективной работы волонтера.
Другие формы поощрения включают:
– празднование Дня волонтера,
– поздравление с именинами,
– вручение значка с эмблемой организации,
– включение имени отличившегося волонтера в отчеты организации,
– приглашение волонтера на неформальные собрания коллектива,
– вручение открыток с добрыми пожеланиями,
– помощь волонтеру в совершенствовании и приобретении навыков работы.
Формы выражения благодарности приведут к желаемым результатам, если помнить о том, что мы должны:
– часто выражать свою благодарность другим;
– применять различные формы выражения благодарности;
– быть честными
– выражать удовлетворенность самой личностью волонтера, я не только его или ее работой;
– помнить о том, что благодарность должна соответствовать заслугам;
– использовать одинаковые или подобные методы поощрения за равные достижения;
– обращать особое внимание на те достижения, которые особенно дороги самим волонтерам.
Следует проявлять гибкость в выборе различных форм поощрения. Не каждому, к примеру, нравится, когда его хвалят в присутствии большой аудитории. Поощрения, кроме того, что они способствуют формированию заинтересованности в работе, также помогают создать доброжелательную рабочую обстановку и сделать работу более эффективной.
Увольнение волонтеров
Одной из трудных обязанностей лидера является увольнение несоответствующих должности волонтеров. Именно в обязанности лидеров входит подбор необходимых аргументов, принятие решения об увольнении и сообщение его волонтеру.
Если волонтер имеет право сказать «До свидания» организации, то и организация имеет право сказать «До свидания» волонтеру. Когда стрелка весов сильно отклоняется в сторону интересов волонтера, организация говорит волонтеру: «Спасибо за сотрудничество».
У лидера есть три возможности сообщить волонтеру о том, что дальнейшее сотрудничество невозможно:
– во время вступительного собеседования. Это возможность сравнить личные качества кандидата и потребности организации. Если человек не подходит для работы в данной организации, лидер должен ему вежливо об этом сообщить.
– в конце подготовительного или испытательного периода. Необходимо установить такой период в самом начале. В течение данного срока обе стороны смогут лучше узнать друг друга и не испытывать неловкости по отношению друг к другу. В самом начале волонтерам бывает трудно определить, устраивает ли их предложенная работа. Только спустя какое-то время они способны сказать: «Да, это действительно то, чем я хотел бы заниматься».
– если по истечении испытательного срока возникает конфликт.
Проблемы могут появиться и после того, как волонтер успешно завершает испытательный срок. Ситуации подобного рода возникают, если волонтер не выполняет порученных заданий, не справляется со своими служебными обязанностями, нарушает установленные правила или не срабатывается с другими членами коллектива. Как только лидер получает сигнал о том, что не все идет подобающим образом, он должен немедленно установить контакт с волонтером. На данном этапе лидеру следует принять следующие меры.
Побеседовать с волонтером и задать ему следующие вопросы:
– Комфортно ли Вы себя чувствуете на своем месте или Вы хотите поменять его?
– Достаточно ли хорошо Вы подготовлены к работе?
– Приходится ли Вам проводить на работе больше времени, чем Вы намеривались?
– Существуют ли какие-либо проблемы личного характера, которые оказывают влияние на Вашу работу?
Подумайте, как содержание притчи можно использовать в организации деятельности волонтерского отряда? |
Человек шел по берегу и вдруг заметил МАЛЬЧИКА, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка МОРСКИЕ ЗВЕЗДЫ. Они окружали его со всех сторон и казалось на песке – миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много много километров.
– Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – удивленно спросил человек, подходя ближе.
– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то они погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
– Но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь МИЛЛИОНЫ морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
– Нет, мои попытки изменят очень многое…ИМЕННО ДЛЯ ЭТОЙ ЗВЕЗДЫ!!!
Социальные проекты
1. Что такое социальный проект? 2. Каковы функции социального проектирования? 3. Как организовать социально-проектную деятельность волонтерского отряда? |
В соответствии с общими характеристиками проектирования, под социальным проектом называется сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся социальной среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и/или ресурсные границы, воздействие которого на людей признается положительным по своей значимости.
Функциями социального проектирования являются:
– оказание влияния на социальное окружение, в котором оно реализуется;
– ориентация на конкретные социальные, пространственные и временные условия;
– оказание образовательного воздействия на участников, формирования у них навыков исследовательской деятельности;
– стимулирование создания концепции, модели, программы решения социально значимой проблемы как интеллектуального продукта;
– оценка эффективности изменений, которая связывает идею и ее воплощение в реальном проекте.
Социальные проекты создают условия для взаимодействия его участников с окружающей средой, предполагающего усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому она принадлежит.
Социальное проектирование – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение его проектировщиками социального опыта путем вхождения в социальную среду, включение в процесс разработки и решения социально значимой проблемы, имеющей личностную значимость, разработку и реализацию способа ее решения. С другой стороны, стремление преобразовать окружающую социальную действительность позволяет проектировщикам самореализоваться и самосовершенствоваться, реализуя себя как личность и как гражданина.
Таким образом, социальное проектирование способствует, с одной стороны, формированию способности социальной организации влиять на личность, с другой – формированию способности личности влиять на других людей, то есть создавать условия для социализации человека. Участники социального проектирования имеют возможность выбрать для себя определенную роль на этапах его разработки и реализации, как в условиях проектной команды, так и в обществе.
Социальное проектирование интегрирует в своей структуре три сферы, в которых происходит процесс формирования социальной ответственности личности: социально значимую деятельность, общение, самопознание.
В социально значимой деятельности личность осваивает все новые и новые социальные роли, что предполагает ориентировку в системе общественных связей. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, то есть об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В такой деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.
Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью, имеющей социальную направленность. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, как в границах проектной команды, так и с людьми, становящимися объектом ее внимания.
В процессе социального проектирования осуществляется самопознание личности (познание себя, оценка себя, отношение к себе), которое предполагает становление в человеке образца его «Я», причем как «Я-настоящее», так и «Я-будущее», дисгармония между которыми становится движущей силой самовоспитания.
Социальное проектирование ценно именно социальными пробами, создающими для них новую социальную ситуацию развития.
Под социальной пробой понимается «совокупность последовательных действий, связанную с выполнением специально организованной социальной деятельности на основе выбора способа поведения в этой деятельности». Она предусматривает самооценку молодыми людьми своих возможностей на основе последовательного выбора адекватного ситуации способа социального поведения .
Социальная проба – это совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности в экономической, политической и духовной сферах, на основе выбора способа поведения в этой деятельности и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций. Она предполагает самооценку школьниками своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей, охватывающих все сферы индивидуальности человека и большинство его социальных связей. В процессе развития этих сфер у молодых людей формируется социальная ответственность, которая являются основой для формирования гражданской позиции.
Какова технология социально-проектной деятельности? |
В структуре проектной деятельности выделяются такие этапы, как:
– принятие решения подростком об участии в социальном проектировании;
– анализ социальной среды и выбор темы социального проектирования;
– создание проектной команды – волонтерского отряда единомышленников;
– разработка цели и стратегии социального проекта;
– оформление плана-графика проектных мероприятий;
– реализация проекта;
– подведение итого социально-проектной деятельности. прогнозирование его последействий.
Дадим характеристику каждому из перечисленных этапов.