Эвакуационные органы: структуры и задачи
Для непосредственной подготовки и проведения эвакуационных мероприятий решениями руководства Гражданской обороны территориальных и отраслевых (объектовых) органов управления создаются эвакуационные органы, которые должны тесно работать с руководящими структурами и службами гражданской обороны.
Ими являются:
- эвакуационные комиссии: территориальные (республиканские, краевые, областные, городские, районные, населенных пунктов) и объектовые;
- эвакуационные комиссии министерств (ведомств) и организаций;
- сборные эвакуационные пункты (СЭП) – городские и объектовые;
- эвакоприемные комиссии – при органах местного самоуправления;
- промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
- приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
- оперативные группы (ОГ) по организации вывоза эваконаселения;
- группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
- администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта) и др.
Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отраслевые (объектовые) эвакуационные комиссии – заместителями руководителей отраслей (объектов) экономики.
В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций (департаментов, управлений, служб, отделов), транспортных органов, органов народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти, органов управления ГОЧС. Лица, имеющие мобилизационные предписания, в состав эвакуационных органов не назначаются.
Для ведения делопроизводства эвакокомиссий и технической работы назначается рабочий аппарат из сотрудников администраций территориальных органов управления. Рабочий аппарат эвакуационных комиссий комплектуется по направлениям работы и может состоять с учетом местных условий из нескольких групп: по учету вывозимого и выводимого населения, эвакотранспортной, по учету, приему и размещению эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечения эвакомероприятий и др.
Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, учреждения, организации. В состав объектовой эвакуационной комиссии назначаются начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.
Для разработки планов и организации непосредственного приема, размещения и обеспечения эвакуированного из зон ЧС населения в безопасных районах создаются эвакоприемные комиссии.
В состав эвакоприемных комиссий, формируемых при органах местного самоуправления, включаются представители местной администрации, а также предприятий, объединений, учреждений, организаций сферы материального производства или непроизводственной сферы независимо от их организационно-правовой формы.
Основными задачами эвакуационных комиссий являются:
- организация разработки и корректировки планов эвакуации на своем уровне и в подведомственных звеньях;
- организация и контроль за подготовкой, проведением и всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий;
- организация и контроль за своевременным комплектованием и подготовкой эвакуационных органов.
Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначены для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения.
СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения.
На внешней границе зон ЧС размещаются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Их основное назначение: учет, перерегистрация, дозиметрический и химический контроль, санитарная обработка и отправка населения в места безопасного размещения.
Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) развертываются в пунктах высадки эвакуируемого населения и предназначаются для его встречи и отправки в места последующего размещения.
Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и другие общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время – возможность обогрева.
На ПЭП работает эвакуационная приемная комиссия (ЭПК), которая поддерживает постоянную связь с СЭП, ППЭ и получает от них информацию об отправке эшелонов, транспортных и пеших колонн.
ЭПК объекта экономики работает в тесном взаимодействии с районной (городской) ЭПК в загородной зоне, которая формируется из местной администрации и возглавляется заместителем главы администрации.
Пункты временного размещения (ПВР) и длительного проживания (ПДП), как правило, размещают на территории санаториев, домов отдыха, пансионатов, оздоровительных лагерей для детей и др. объектах, обеспечивающих размещение эвакуируемых. Время нахождения населения и персонала в ПВР и в ПДП может составлять от нескольких часов до нескольких суток в зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации.
Решение на проведение рассредоточения и эвакуации населения городов в военное время принимает Правительство РФ, а на отселение части населения города, персонала ОЭ или их эвакуацию в мирное время принимает глава администрации города. Управление ГОЧС города по системе оповещения передает решение о проведении рассредоточения и эвакуации. Возможна заблаговременная эвакуация отдельных категорий населения до проведения общих мероприятий.