Мы - молодая смена России
1. Кого называют молодежью, каковы ее возрастные границы? 2. Какие факторы определяли границы молодежного возраста в разные периоды? 3. Может ли участвовать современная молодежь в политических процессах Российского государства? |
Слово «молодежь» активно используется всеми языками мира. Произносящий его часто вкладывает в него свой собственный смысл. Спросите у своих знакомых, как они понимают, что такое молодежь? И вы услышите непохожие друг на друга ответы. При этом понятие «молодежь» различно толкуется не только на бытовом уровне, но и в научном мире. Существует не только разное понимание этого слова, но и разное отношение к той группе людей, которую определяют этим словом.
Часто приходится слышать такие высказывания:
– «Мы молодежь, мы особые, нас не понимают…».
– «Эта молодежь совершенно не уважает нашу историю…».
– «Из такой молодежи ничего хорошего не получится…».
– «Современные молодые отличаются от нас, но я в них верю…».
– «Молодость – это не возраст, а состояние души…».
– Что же такое молодежь? И что такое молодость?
Понятие «молодежь» является новым по меркам мировой истории и как термин, относящийся к социально-демографической группе, появилось в Европе в XVIII в., а в России – на рубеже XIX-XX вв.
Рост продолжительности жизни, акселерация, удлинение сроков обучения, увеличение времени, необходимого для достижения социальной зрелости, – все это вместе взятое увеличило дистанцию между верхней и нижней границами молодости и «обусловило конституирование молодежи как социально-демографической группы».
В Большом энциклопедическом словаре «молодежь» определяется как социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологическими свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания.
В словаре возрастные границы молодежного возраста определяются очень расплывчато: от 14-16 до 25-30 лет.
Под социально-демографической группой понимают относительно устойчивую совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, отражающие их возрастную специфику и сложившиеся в определенный исторический период.
Молодость, как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.
Каков возраст молодежи? Этот вопрос с древних до наших времен является спорным. Существовали и существуют разные критерии определения молодежного возраста.
В Древнем Риме на этот вопрос отвечали так: для юношей этот период наступает в 15 лет (с этого возраста им позволяли жениться и облачаться в мужскую тогу), а для девушек – в 11 лет (возраст, разрешающий вступать в брак).
В Средние века на Руси молодость у мальчиков начиналась с 15, а у девочек – с 12 лет (возраст, разрешающий вступать в брак). А в Своде законов Российской империи середины XIX века молодежью называли «молодых людей обоего полу», достигших физиологической зрелости (девушек – с 16, юношей – с 18 лет).
В Советском Союзе существовало несколько мнений по поводу возраста молодежи. Перепись 1920 года (в соответствии с изданием Центрального статистического управления СССР «Итоги переписи населения 1920 г.») причисляет к молодежи лиц 15-30 лет. Позднее появилась точка зрения о том, что молодежный возраст нужно определять периодом, когда молодые люди состоят в комсомоле, то есть с 14 до 28 лет. Однако и в руководстве комсомола были люди, возраст которых был далеко за 30 и даже за 40, которые называли себя молодыми и брали на себя ответственность представлять интересы молодежи.
По законам США, Канады, Японии и большинства европейских стран молодежью считаются люди от 15 (в ряде стран от 16) до 25 лет. Такой же возрастной период использует в документах по молодежной проблематике ЮНЕСКО. В ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки молодежный возраст начинается в среднем с 11-12 лет.
Специалисты объясняют это более ранним началом трудовой деятельности в этих государствах.
Есть мнение, что молодость начинается с того возраста, который каждое государство определяет как возраст наступления гражданско-правовой ответственности перед обществом.
В нашей стране чаще всего границы молодежного возраста определяют от 14 до 30 лет. Этот возраст определен в региональных законах субъектов федерации в 35 регионах России. Особняком в этом случае стоит московский закон, который причисляет к молодежи лиц от 14 до 25 лет, а те, кто получает профессиональное образование по дневной и очно-заочной формам, считаются согласно этому документу молодыми до 27 лет.
Иногда эту группу дифференцируют на тинейджеров (подростков, юношей и девушек) и на взрослую молодежь. Нижняя возрастная граница, как правило, определяется по биохимическим параметрам: половое созревание, физический рост, становление устойчивой психики и перехода от внешнего самоопределения в мире к внутренним проблемам личности. Верхняя граница определяется наступлением взрослости. К этому же времени (27-28 годам) сформировываются смысложизненные цели и система ценностей.
С позиции Организации Объединенных Наций молодежный возраст устанавливается в интервале от 15 до 24 лет. К такому выводу пришли в 1968 году на 15-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО, где был представлен основательный доклад о молодежи, который отражал определенный взгляд на молодежь, обусловленный не только ее общетеоретическим пониманием, но также реалиями исторического момента.
Последующими актами ООН косвенно подтверждается нижняя граница молодежного возраста. Так, Конвенция №138 «О минимальном возрасте для приема на работу», принятая в Женеве 26.06.1973 на 58-ой сессии Генеральной конференции МОТ, устанавливает минимальный возраст для приема на работу в 15 лет. Этой же Конвенцией установлено, что «член Организации, чьи экономика и система образования недостаточно развиты, может после консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, первоначально установить возраст в четырнадцать лет как минимальный».
В России в соответствии со статьей 60 Конституции Российской Федерации ее гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Именно с этого возраста у россиян наступает совершеннолетие.
В начале 90-х годов ХХ века утверждается понятие «российская молодежь» в возрастных границах от 15 до 30 лет. Считается, что к этому времени у молодых людей формируется мотивационный потенциал и адекватное общественной системе поведение. Однако ряд ученых считает, что сегодня границы между молодежью и взрослым населением в определенной степени становятся все более размытыми.
Ученые делают справедливый вывод о том, что нижняя и верхняя границы молодежного возраста подвижны и зависят прежде всего от уровня социально-экономического развития той или иной страны, а также от политических обстоятельств, этнических особенностей, национальных традиций конкретной страны, конкретного общества.
Однако мы полагаем, что конституирующим признаком для выделения молодежи как социального субъекта должен быть такой признак, который позволил бы выявить ее сущность. В число признаков, составляющих содержание понятия «молодежь», не следует вводить возрастные границы, поскольку они подвижны в различных социумах в разные периоды их развития. В соответствии с такого рода методологической установкой в качестве основного конституирующего признака молодежи можно принять фактор социализации в различных сферах жизнедеятельности общества, в процессе которого происходит освоение социальных ролей, становление социально-профессиональных и гражданских качеств личности.
В науке молодежью считаются люди до 35 лет (именно до этого возраста можно претендовать на соискание грантов на исследовательские работы для молодых ученых).
Есть свои нормы молодежного возраста и в политике. Так, в депутаты Государственной Думы можно быть избранным с 21 года, президентом России – с 35 лет. А с 18 до 35 лет можно избираться в депутаты отечественного молодежного парламента (объединения, учрежденного Фондом прикладных исследований в рамках программы Министерства образования и науки по развитию молодежного парламентаризма в России).
Отмечается, что все возрастные границы молодежи условны. Однако каждый период отличается своими существенными условиями жизни, потребностями и деятельностью, качественными характеристиками психики и характерными новообразованиями. Следует отметить также, что каждый период подготавливается предыдущим и служит в свою очередь основой для наступления следующего.
Отрочество, или подростковый возраст, характеризуется появлением такого новообразования, как чувство взрослости. Если по уровню и характеру психического развития отрочество – типичная эпоха детства, то в биологическом и социальном отношениях – это пора кардинальных изменений в организме и личности человека. В этот период происходит переориентация подростка с детских норм и ценностей на взрослые, формируются новые убеждения и идеалы.
В период юности, который приходится на старшие классы общеобразовательной школы, биологически завершается физическое созревание, в социальном же плане происходит завершение этапа первичной социализации. Именно в юношеском возрасте, как отмечают специалисты, наблюдается пик интеллектуального развития человека. Ведущими видами деятельности в этом периоде являются общение со сверстниками, учение и трудовая деятельность
Таким образом, молодежный возраст представляет собой достаточно сложную структуру, состоящую из нескольких возрастных структур.
Характеризуя молодежь как демографическую группу, следует отметить, что ее социальные особенности определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры. Молодежь в России – достаточно многочисленная группа. По данным переписи 1989 года, молодежи от 14 до 30 лет в Российской Федерации насчитывалось 34,4 миллиона человек (23,4 % населения). В то же время прослеживается тенденция к сокращению численности молодежи.
Для современного российского общества характерна и такая особенность, как «старение» молодежи, связанное с падением рождаемости и увеличением доли 25-29-летних граждан. В 1989 году насчитывалось 22,3 миллиона человек (15,2 %) в возрасте от 20 до 29 лет. Данные переписи 2002 года показывают уменьшение данной возрастной группы примерно на 200 тысяч – до 22,1 миллиона человек. В то же время нужно отметить прирост за эти тринадцать лет количества людей в возрасте от 10 до 19 лет: с 20,6 миллиона человек (14 %) до 23,2 миллионов человек (16 %).
Современная молодежь как социальная группа характеризуется не только некоторыми особенностями, но и общими чертами, а главное, общими социальными проблемами, многие из которых решаются крайне медленно. Это обусловливает снижение стартовых возможностей молодежи в процессе социализации в современном обществе.
Особенности молодежного возраста |
Молодость в жизни человека охватывает достаточно большой возрастной диапазон. Возрастные особенности молодежи неоднородны. Это связано с тем, что молодость распространяется на достаточно большой период жизненного пути человека: от подростка до достаточно зрелого человека, занимающего определенное положение в обществе и прошедшего путь социального и профессионального становления.
В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, найти аргументацию, оригинальное решение проблемы. Вместе с тем в этом возрасте еще сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту. Это связано с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенностью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодежи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств – стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешенность от внешнего мира.
Выделение различных этапов развития молодого человека связано с наличием ряда социально-психологических характеристик молодых людей разных возрастов.
Среди таких характеристик можно назвать:
– характеристики социальности молодых людей, которые определяют статус молодежи в системе социальных отношений, приверженность к молодежной субкультуре, осознание социальной ответственности и гражданственности;
– физиологические особенности, связанные с биологическим развитием молодых людей, переживающих периоды полового созревания и становления, формирование устойчивых психофизиологических функций человеческого организма;
– психологические особенности, которые определяют ведущие потребности и способы деятельности, роль и место молодых людей в системе воспроизводства общества.
Все перечисленные особенности позволяют условно разделить молодежь на несколько групп:
– учащаяся молодежь (от 14 до 18 лет). К данной категории относятся молодые люди, основной деятельностью которых является обучение в средней общеобразовательной школе;
– студенческая молодежь (от 18 до 22 лет). Эту категорию составили молодые люди, основная деятельность которых – обучение в высших и среднеспециальных учебных заведениях;
– работающая молодежь (от 23 до 30 лет). К работающей относится молодежь, основной деятельностью которой является работа на производстве и в других сферах, связанная с необходимостью обеспечения собственной жизни.
Такое разделение соответствует общепринятому в отечественной социологии разделению возрастного периода, характеризуемого понятием «молодежь», на три категории: подростки (от 14-15 до 18 лет), молодежь (18 – 23-24 года), молодые взрослые (24-25 – 29-30 лет).
Тест-опросник личностной зрелости молодежи Ю.З. Гильбуха |
Зрелость – это результат взросления, т.е. качество, зависящее, прежде всего, от возраста, причём это понятие распространяется как на человеческий организм, так и на личность, т.е. на те качества, которые связаны с усвоением моральных норм, принципов межличностного общения, поведения в коллективе и т.д. Чем старше ребенок, молодой человек или девушка, тем, как правило, выше и уровень личностной зрелости. Однако личностная зрелость не является функцией одного лишь возраста. Многое тут зависит и от конкретных условий, в которых рос и воспитывался данный человек. Поэтому некоторые подростки отличаются уже достаточной личностной зрелостью, тогда как отдельные взрослые и даже пожилые люди в своих взглядах и установках по отношению к важным аспектам человеческих взаимоотношений остаются детьми.
Основываясь на общепринятых представлениях, выделяют 5 аспектов, составляющих личностную зрелость:
1. Мотивация достижений. Под этим термином подразумевается общая направленность деятельности индивида на значимые жизненные цели, стремление к максимально полной самореализации, самостоятельность, инициативность, стремление к лидерству, к достижению высоких результатов в предпринимаемых действиях.
3. Отношение к своему «Я» («Я» - концепция). Эта шкала оценивает личность человека по таким характеристикам зрелости, как уверенность в своих возможностях, удовлетворенность своими способностями, темпераментом и характером, своими знаниями, умениями и навыками. Вместе с тем данный аспект предполагает такой существенный параметр поведения, как адекватная самооценка, высокая требовательность к себе, отсутствие самодовольства, скромность, уважение к другим людям. Все эти качества несовместимы с так называемым комплексом неполноценности, нередко проявляющемся в неосознанном стремлении подбодрить себя бахвальством, бравадой, саморекламой и т.д.
4. Чувство гражданского долга. С этим понятием связаны такие качества, как патриотизм, интерес к явлениям общественно-политической жизни, чувство профессиональной ответственности, потребность в общении, коллективизм.
5. Жизненная установка. В этот весьма условный термин вкладывают такие обобщенные качества, как понимание относительности всего сущего, преобладание интеллекта над чувством, эмоциональную уравновешенность, рассудительность (в противоположность импульсивности).
6. Способность к психологической близости с другим человеком. В это понятие включены такие личностные качества, как доброжелательность к людям, эмпатия (способность к чувствованию и сопереживанию), умение слушать, потребность в духовной близости с другими людьми.
Вопросник
1. Манера, в которой большинство моих учителей (руководителей) обращаются со мной, такова, что они:
а) пытаются постоянными придирками сделать мою жизнь несчастной;
б) проявляют тенденцию критиковать меня везде, где только могут;
в) безразличны ко мне до тех пор, пока я подчиняюсь установленным ими правилам и выполняю работу удовлетворительно;
г) недостаточно требовательны к моей работе;
д) мало вознаграждают меня за мою добросовестность;
е) порицают меня за ошибки и награждают, когда я этого заслуживаю;
ж) не могу ответить на этот вопрос.