Здоровье как основной фактор жизнедеятельности
Введение
Состояние здоровья каждого человека зависит от многих критериев: сущностью сложившегося общественно-политического строя, социальной политикой государства, санитарно-гигиенической условий проживания, обычаев и традиций различных этносов, условий труда, быта, уровня благосостояния, состояния окружающего его мира, развития здравоохранения и медицины в данном государстве. Кроме вышеперечисленных факторов на здоровье человека во многом зависит от субъективного отношения каждого к своему здоровью и здоровью окружающих людей, от образа жизни. Здоровье человека определяется различными методами и средствами, и характеризуется оно полнотой проявления своих жизненных сил, тем, как он ощущает себя, социальной активности, целостности и гармоничности развития. Жизнедеятельность сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В широком смысле это слово означает процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели[1]. Проще говоря, каждый человек «сам себя строит» и никто иной не может повлиять на его мнение, поведение и образ жизни. Он сам делает выбор: быть ему здоровым или нет и, что для этого нужно делать.
Для тех людей, что встали на «путь здоровье» существует личная безопасность. Личная безопасность — это совокупность знаний, умений и навыков человека, выражающихся в его готовности защитить себя от неблагоприятного воздействия окружающей среды и наступления нежелательных последствий[2]. Можно сказать, что это готовность человека защитить себя и окружающий его мир.
На нынешнем этапе развития общества отступили массовые эпидемии (чума, холера, сибирская язва и так далее), но возникли другие опасные факторы, которые, так или иначе, влияют на здоровье. Только здоровый во всех смыслах этого слова человек сможет обезопасить себя и других людей. Таким образом, жизнедеятельность, здоровье и безопасность в современных условиях очень тесно взаимосвязаны. Поэтому эта тема весьма актуальна в нынешнее время, когда встречается очень много способов сохранить и защитить свое здоровье, но далеко не все из них на самом деле благоприятно влияют на человека.
Целью моей работы является изучение теоретических аспектов сохранения здоровья и обеспечения личной безопасности человека.
В достижении цели мне помогут следующие задачи:
1) раскрыть тему: здоровье как основной фактор жизнедеятельности;
2) изучить факторы сохранения здоровья;
3) определиться с понятием обеспечение личной безопасности;
4) исследовать методы и критерии обеспечения личной безопасности.
Глава I. Теоретические аспекты сохранения здоровья
Здоровье как основной фактор жизнедеятельности
По уставу Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»[3]. Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на современном индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.
П. И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия „здоровье“ и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация»рассмотрел 79 определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин[4].
Среди определений здоровья также встречаются:
· Здоровье — нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
· Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
· Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций
· Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений.
· Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды[5].
Согласно Калью, все возможные характеристики здоровья могут быть сведены к следующим концепциям:
1)Медицинская модель — для определений, содержащих медицинские признаки и характеристики; здоровье как отсутствие болезней и их симптомов.
2)Биомедицинская модель — отсутствие субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений.
3)Биосоциальная модель — включаются рассматриваемые в единстве медицинские и социальные признаки, при этом приоритет отдаётся социальным признакам.
4)Ценностно-социальная модель — здоровье как ценность человека; именно к этой модели относится определение ВОЗ.
Жизнедеятельность - совокупность процессов, протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нём жизни и являющихся проявлениями жизни[6].
Сложив и изучив эти два понятия («здоровье» и «жизнедеятельность»), понимаешь, что два этих компонента неразделимы, одно следует за другим. Здоровье - это один из важнейших компонентов жизнедеятельности. Если у человека подорвано здоровье, то и жизнь будет у него короткая. Как бы грубо и печально это не звучало! Сохранение здоровья – это важный способ обеспечения долголетия. Это понимали еще с древних времен, но у каждого столетия был собственный способ сохранения здоровья. Для наглядности, следуют рассмотреть примеры из истории.
Большое значение закаливанию и физической культуре уделялось в Древней Греции, а спартанское воспитание стало символом аскетического воспитания, отличной физической, а также духовной подготовки. Именно в Греции зародились Олимпийские игры, названные так в честь горы Олимп, где, по древнегреческим преданиям, жили боги, которые не знали не болезней, ни смерти.
Древнеримские воины славились своей силой, выносливостью, отвагой – все это достигалось тренировками. Однако, завоевав полмира, древние римляне забыли о воздержании, перестали разбавлять вино водой, и стали устраивать многодневные пирушки, переходящие в оргии. Началось нравственное разложение с последующим разрушением империи.
У каждого народа с древних времён формировалась своя специальная система физического самоусовершенствования: у кого-то закаливание, у кого-то борьба или физические упражнения и т.п. Но у всех народов имелись ограничения в пище, питье, складывалось отрицательное отношение к одурманивающим веществам.
Все мировые религии, так или иначе, уделяли внимание вопросам здорового образа жизни, но никогда эти вопросы не являлись самоцелью. Они всегда рассматривались в контексте нравственных учений.
В христианстве одним из важнейших понятий является пост — воздержание от пищи. Пост существовал ещё в ветхозаветные времена. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что христианский пост Апостолы установили в подражание Моисею и Иисусу Христу, постившимся 40 дней в пустыне.
Сводить смысл христианского поста исключительно к гастрономическим аспектам неправильно, хотя его диетическая гигиеническая ценность весьма высока. Однако главный смысл поста — духовный.
Согласно христианской антропологии, человек — это триединство: «тело-душа-дух». Главное в человеке — дух, поскольку в духе — образ и подобие Божие. В самой природе человека нет ничего скверного и низменного. Скверное — это извращение воли, низменное и недостойное — это страсти и грех. Поэтому пост — это не только укрощение тела, но и душевных страстей[7].
Болезнь в христианстве рассматривается как признак душевного неблагополучия. Болезнь — это и последствие греха, и способ исправить человека, обратить его внимание на то, что он делает не так. Один из смыслов заключен в понимании болезни как милости Божией, как пути к спасению. Св. Нифонт, лёжа на смертном одре, на вопрос, есть ли какая польза человеку от болезни, отвечал: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов». Болезнь имеет силу смягчать жестокие сердца, заставляет осознать свою немощь, научает сострадать ближнему и любить его[8].
Моисей — законодатель и учитель еврейского народа, основатель религии иудаизма, исходил из учения, согласно которому путь к человеческому благополучию и согласию лежит через справедливое общественное устройство и верховенство закона. С именем Моисея связан один из древнейших и самых распространённых кодексов нравственного поведения, состоящих из Десяти заповедей. Четвертая заповедь гласит: «Помни день отдохновения».
Один из трёх сакральных разделов Священного писания иудаизма (Тора) учит ритуальной чистоте. Понятия «чистота» и «нечистота» в иудаизме не подлежат рациональному объяснению, и их не следует понимать как обычную гигиену или физическую чистоту. Все ритуалы носят здесь, прежде всего, сакральный смысл.
В пищу они употребляли лишь еду, относящуюся к пищевой системе кашрут. Кашрут (система пищевых запретов) означает ритуально чистое питание — потребление «кошерной» пищи. Кошерны все растения, хотя не все они съедобны. Что касается животной пищи, то здесь существует целый комплекс запретов:
- можно - жвачные животные, имеющие полностью разделённые копыта (корова, овца, коза), остальные (верблюд, лошадь, свинья и др.) — нельзя;
- животных с дефектом внутренних органов есть было нельзя;
- животное или птица, прежде чем отправиться на кухню, должно быть убито специально обученным резчиком по особому правилу, чтобы смерть наступила мгновенно;
- запрещает есть кровь животных или птиц, поэтому её удаляют с помощью соли и воды;
- можно есть рыбу, имеющую плавники и чешую. Остальных обитателей моря (моллюски, ракообразные, угорь, минога и др.) есть было нельзя;
- все остальные представители фауны (пресмыкающиеся, насекомые и др.) находились под запретом;
Евреи никогда не ели и не едят мясную и молочную пищу вместе, даже когда они их готовят - делают это на разных плитах, с использованием разных приспособлений для разделки, ложек. Продукты, не содержащие ни мясных, ни молочных компонентов (овощи, яйца) можно было есть как с мясом, так и с молоком.
Самым первым и наиболее важным среди обрядов жизненного цикла является обрезание — операция по иссечению крайней плоти у мальчиков на 8-й день после рождения, который, как утверждается, имеет не только религиозный, но и гигиенический смысл[9].
В индуизме наибольшую известность имеет практика йоги. Йога — это не доктрина, а духовная практика, открывающая путь к достижению самадхи — достижения духовных вершин. Йога практикуется в Индии с древних времён и всё ещё популярна в наши дни. Существует несколько видов йоги, которые различаются по уровням трудности. Самоограничения и моральный самоконтроль — необходимые части йоги. Раджа-йога включает в себя овладение позами тела (асанами), способствующими пробуждению духовных энергий. Со временем йог становится неуязвимым для болезней.
Более сложная ступень — искусство правильного дыхания (пранаяма), понимаемое как управление жизненной энергией (праной). Йог добивается глубокого и ритмичного дыхания, умеет задерживать его без ущерба для здоровья. Освоив его, он обретает способность управлять своим психологическим состоянием, отключаться от внешних воздействий. Но всё это — только подготовка к истинной духовной практике, которая включает в себя три ступени: дисциплина ума (способность к концентрации на каком-либо духовном объекте), созерцание (углубление концентрации, проникновение в законы мироздания и смысл вещей), транс или просветление — полное отделение себя от тела, состояние «блаженства», внутренней свободы, «парения» над миром[10].
«Многие предписания ислама имеют здравоохранительное значение, и выполнение этих предписаний даёт не меньший эффект, чем образ жизни, рекомендуемый сторонниками самых новомодных систем. Мусульманин своим здоровьем, трезвостью и гигиеническим навыками обязан исламу, как образу жизни», — так пишет помощник имама Ф. Вагапова.
Профилактическая медицина в её исламском понимании подразделяется на две основные части:
Предписания и наставления, регламентирующие исполнение правил личной гигиены и тем самым способствующие сохранению здоровья индивидуума.
Предписания, способствующие чистоте окружающей среды и сохранению здоровья общества.
Из пищевых запретов в исламе наиболее известен запрет на свинину. Однако этика Корана сочетается с возможностями человека. Например, если нечего есть, кроме свинины, то разрешается отступление от этого запрета.
Особое место в системе предписаний занимает запрет на употребление вина. «Запрет вина в Исламе — это не что-то такое, чему может быть дано послабление или что может быть отменено. Запрет и разрешение в исламе — это навсегда», — отмечает Ф. Вагапова.
Одним из трёх основных устоев, наряду с молитвой и обязательной милостыней, в исламе является пост. Он устанавливается на один месяц (девятый по счёту месяц мусульманского года — Рамадан, в который Мухаммеду было ниспослано первое откровение). Выражается мусульманский пост в полном воздержании в светлое время суток (когда можно отличить белую нитку от чёрной) от пищи, воды, табака, всего, что способно отвлечь от светлых мыслей. Пост является основным поступком, призванным показать, что человек умерен, воздержан, что он правильно понимает соотношение материальных и душевных благ. Пост — время тщательного выполнения всех других обязанностей. Обязанность поста не распространяется на беременных женщин, малолетних детей, тех, кто находится в неволе.
Перед обязательной молитвой (5 раз в день) мусульманин обязан омыть ноги, руки и лицо[11].
Обобщив вышеизложенное, можно сделать вывод: о своем здоровье люди заботились «со времен Адама и Евы», но каждый делал по своему и с годами, столетиями эти способы превращались в более усложненные элементы, появлялись все новые факторы сохранения здоровья.