Экономические последствия от чрезвычайных ситуаций
В связи с ухудшением техногенной обстановки в России можно ожидать, что во многих случаях отдельные, даже небольшие по своим масштабам производственные аварии и стихийные бедствия станут одной цепью, будут провоцировать и усиливать друг друга, а также вызывать системные эффекты, не поддающиеся локализации и имеющие огромные прямые и косвенные последствия, проявляющиеся на макроэкономическом уровне. Подобные ЧС в той или иной мере оказывают влияние практически на все сферы существования человеческого общества и прежде всего на жизнедеятельность людей, а также и ОС.
Ущерб от ЧС носит разнообразный характер. Для его измерения используются различные показатели, среди которых ведущую роль играют экономические показатели и методы определения ущерба от ЧС. Большое внимание в настоящее время уделяется экономическому обеспечению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС как основному элементу обеспечения безопасности населения, объектов экономики и территорий в очагах поражения. Знание возможных экономических последствий (в денежных единицах) воздействия ЧС способствует правильному формированию и своевременному осуществлению экономических механизмов защиты объектов экономики, населения и территорий от их последствий, что позволяет значительно снизить социально-экономический ущерб и эффективно использовать ограниченные финансовые и материально-технические ресурсы для повышения уровня безопасности.
Статистика техногенных и природных аварий и катастроф, произошедших в России за последние 10–15 лет, показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и ОС. Уже в настоящее время прямые и косвенные ущербы от них составляют 4–5 % от валового национального продукта.
По данным страховых организаций, общемировой экономический ущерб только от стихийных бедствий за 60-е годы составил 40 млрд. долл. США. В 80-х годах этот показатель вырос до 120 млрд. долл. США. В первой половине 90-х годов ежегодный ущерб от стихийных бедствий более чем в 10 раз превысил уровень данного показателя за 60-е годы. По оценке МЧС России, уже сейчас ущерб от природных бедствий во много раз превышает возможности мирового сообщества по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим. Эта проблема приобретает глобальный характер.
Подобное положение вещей вынуждает учитывать возможный экономический ущерб при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.
До настоящего времени еще не сложился единый подход к содержательной стороне понятия «экономические последствия ЧС». В целом к экономическим последствиям ЧС относятся:
- сокращение основных производственных мощностей в результате полного или частичного их разрушения;
- выбытие сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;
- потери объектов социально-культурной сферы;
- сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;
- снижение уровня жизни населения;
- косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;
- расходы общества на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и т. п.
Реально на практике при оценке экономического ущерба принимаются во внимание только прямые потери материальных ценностей. С принятием федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от ЧС. Одна из целей настоящего закона — снижение размеров ущерба и потерь от ЧС. В связи с этим научными кругами России начата разработка методологии и частных методик оценки экономического ущерба как важнейшего показателя экономических последствий ЧС.
Экономический ущерб — величина размера негативных экономических последствий от ЧС, выраженная в процентах стоимости оцениваемого объекта или денежных единицах.
Оценку экономического ущерба от ЧС природного и техногенного характера затрудняет отсутствие единого подхода к содержанию данного показателя. Единственным законодательным актом в России, в котором дается понятие ущерба, является Гражданский кодекс РФ. В гражданском праве под ущербом понимается уменьшение имущества, либо недополучение дохода, который мог быть получен при отсутствии правонарушений. Естественно, что такое определение ущерба не отвечает потребностям оценки экономического ущерба от ЧС. Специфика его заключается в необычайно широком содержании, многообразии проявлений, в том, что он не может быть адекватно измерен с помощью показателей материального ущерба или иных существующих правовых конструкций.
Экономический ущерб от техногенных и природных ЧС следует определять как совокупность непосредственных и отдаленных потерь общества в результате повреждения и разрушения материальных объектов производственного, социально-культурного и бытового назначения, культурных ценностей и убыли трудовых ресурсов, а также недополучения прибыли вследствие непредвиденного изменения условий и целей хозяйственной деятельности, затрат на ликвидацию ЧС и их последствий, выраженных в стоимостной форме. По сути, это определение совокупного социально-экономического ущерба. Именно такой подход целесообразен с точки зрения обеспечения защиты населения и территорий от техногенных и природных ЧС.
Исходя из данного определения экономический ущерб рассматривается как прямой ущерб, который разделяется на хозяйственный и демографический (социальный), косвенный ущерб, ущерб от упущенной выгоды и затраты, связанные с ликвидацией ЧС и ее последствий. Внутри каждого вида ущерба принято выделять конкретные направления и элементы.
На макроэкономическом уровне экономический ущерб от аварий, катастроф, стихийных бедствий помимо ущерба, нанесенного промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, дополнительно включает следующие элементы:
а) прямой экономический ущерб, состоящий из:
- затрат на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- единовременных выплат семьям погибших и пострадавших;
- расходов по приобретению необходимых медикаментов и оборудования;
- расходов по оплате труда спасателей, медицинских работников, пожарных и других участников ликвидации ЧС;
- затрат на обеспечение жилым фондом лиц, потерявших кров;
- затрат на восстановление государственных предприятий и инфраструктуры, субсидии пострадавшим фирмам;
- расходов по выплате пособий лицам, ставшим в результате ЧС инвалидами, сиротами и т. п.;
- затрат на немедленную ликвидацию экологически опасных последствий воздействия поражающих факторов ЧС;
б) косвенный экономический ущерб государству, представляющий собой не определенные четко, неадресные расходы, к которым относятся:
- расходы государственных внебюджетных фондов по медицинскому санаторно-курортному и социальному обеспечению, поддержанию и содержанию лиц, пострадавших вследствие ЧС;
- снижение финансовых поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней; в результате сокращения налогооблагаемой базы как непосредственно по предприятиям, пострадавшим от ЧС, так и в результате снижения деловой активности предприятий, испытавших косвенное воздействие ЧС.
Под экономическими механизмами, способствующими решению задач в области защиты промышленных объектов, населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, понимается установление общих норм и правил обеспечения экономических стимулов или регуляторов (страхование, лицензирование, декларирование, льготы по налогам, кредиту, амортизации и т. п.), позволяющих достигнуть рациональный уровень риска возникновения ЧС, а также организации эффективных действий по их ликвидации и преодолению последствий.
Основные критерии построения этих механизмов — развитие системы защиты объектов экономики, населения и территорий до необходимого уровня, минимизация затрат на проведение мероприятий в данной сфере, создание условий для ускоренного научно-технического прогресса в области предотвращения ЧС и эффективной ликвидации их последствий.
В основу функционирования экономических механизмов положены следующие принципы:
- снижение риска возникновения ЧС и уменьшение их последствий, базирующихся на экономических оценках;
- функционирование каждого уровня РСЧС при условии частичной самоокупаемости и самофинансирования;
- возложение материальной ответственности за нанесенный ущерб или риск возникновения ЧС на соответствующие предприятия и организации;
- экономическое стимулирование мероприятий, направленных на снижение этого риска.
В условиях перехода к рынку экономический механизм управления комплексом задач прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС формируется по следующим направлениям:
- установлению экономической ответственности за риск возникновения ЧС и причиненный ущерб, предусматривающий гарантии его возмещения;
- формированию системы экономического регулирования и финансированию мероприятий по снижению такого риска, а также предупреждению и действиям при возникновении ЧС;
- созданию системы экономического стимулирования предотвращения и ликвидации последствий ЧС;
- организации деятельности по экономическому стимулированию инвестиций в мероприятия по предупреждению ЧС, уменьшению и ликвидации их последствий;
- совершенствованию ценообразования на продукцию, создаваемую в условиях риска возникновения техногенных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;
- объединению и концентрации финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов субъектов РФ с целью экономически эффективного решения проблем в области защиты населения и территорий от ЧС.