Опасность и безопасность
Человек может получить травму на производстве, в быту, при пожаре и т. д. Например, наибольший уровень риска (вероятность фатального исхода в год) выявлен при эксплуатации автотранспорта, а наименьший — в результате падения метеорита.
Любая деятельность человека потенциально опасна. Это аксиома. Опасность может возникнуть только при определенном сочетании обстоятельств и условий и привести к травмам и заболеваниям.
Труд как наиболее типичный вид деятельности служит средством удовлетворения жизненных потребностей человека. Выполняя трудовые операции, он сам способствует возникновению опасных ситуаций, несущих постоянную угрозу жизни и здоровью.
Опасная ситуация — это ситуация, при которой создается достаточно большая вероятность возникновения несчастного случая.
Опасность — ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, негативно воздействующих на людей и приводящих к материальному ущербу или разрушительно влияющих на окружающую среду.
Сложность поведения человека при угрозе его жизни и здоровью, а также благополучный выход из тяжелых ситуаций обусловлены следующими факторами: своевременностью обнаружения опасности; правильностью ее диагностирования; выбором способа адекватного реагирования на опасность.
Человеку присущ инстинкт самосохранения. Однако число несчастных случаев постоянно увеличивается. Причиной этого служат следующие обстоятельства:
1. особенности эволюции человека. За 20...30 тысячелетий у лошади вместо трех пальцев сформировалось копыто, а человек внешне почти не изменился. При развитии техники растет число опасностей, а люди не успевают разрабатывать методы и средства защиты;
2. рост цены ошибки (существует разница между падениями с дерева и с крыши небоскреба, между ударом каменным молотком по пальцу и ударом электрического тока напряжением 10 кВ);
3. адаптация человека к опасностям (ощущение комфорта в автомобиле, движущемся со скоростью более 100 км/ч) и нарушениям правил безопасности.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о закономерностях формирования опасностей и мерах по предупреждению их воздействия на человека. Как учебная дисциплина БЖД включает в себя следующие составные части: БЖД на производстве (охрану труда); БЖД в чрезвычайных ситуациях; охрану окружающей среды.
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Безопасность — состояние, с определенной вероятностью исключающее воздействие опасности на человека. В связи с этим выделяют понятие "риск", или частоту реализации опасностей. Ее определяют как произведение частоты на вероятность (например, частоты схода снежных лавин на вероятность нахождения людей в опасной зоне). У риска нет единицы измерения, и его значение колеблется от нуля до единицы. Уровень риска, равный 10~6, специалисты принимают за тот, при котором человек не проявляет чрезмерной озабоченности (например, не боится погибнуть от урагана) и к которому следует стремиться при проектировании и работе предприятий всех отраслей материального производства. Это значение и есть максимально приемлемый уровень индивидуального риска, условная граница между опасностью и безопасностью.
Существует столько же степеней безопасности, сколько и степеней риска. Полная безопасность относительно какого-либо риска может быть достигнута только путем устранения его источника. Во всех остальных случаях риск никогда не равен нулю и не сможет достичь этого предела в будущем из-за организационных, технических, экономических и социальных причин, вступающих в противоречие друг с другом. При увеличении затрат на повышение уровня безопасности оборудования, как правило, снижается его производительность, ухудшается социальная защищенность людей. Иными словами, объективно существует остаточный риск, являющийся причиной большинства чрезвычайных ситуаций.
Человек решается на рискованные действия в двух ситуациях:
· при желании достичь цели, которая связана с физической опасностью;
· при альтернативном выборе в ситуации неопределенности, в которой успех — неуспех зависит от случая.
Различают мотивированный (ради получения выигрыша, выгоды, является средством приспособления субъекта к ситуации) и немотивированный, или бескорыстный (направлен на противодействие опасности, ее устранение) риск.
Риск также подразделяют на обоснованный (если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями или бездействием) и необоснованный (если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, экологической катастрофой или общественным бедствием).
Кроме того, риск может быть системным (связан с производственной обстановкой) и личностным (связан с состоянием организма работающего). Системный риск выражает степень опасности производственной системы (степень подверженности опасности рабочего средней квалификации) и служит мерой ее предрасположенности к возникновению опасных ситуаций. Таким образом, вероятность возникновения несчастного случая определяется, с одной стороны, системным риском, а с другой — личностью человека.
Цель науки "Безопасность жизнедеятельности" — максимальная адаптация человека в эргатических системах при полном сохранении его здоровья и поддержании высокой работоспособности.
Эргатические системы — системы, в которых одним из элементов является человек. К таким системам относят системы "человек — машина", "человек — машина — окружающая среда" и т. п.
Для улучшения состояния безопасности на производстве необходим анализ опасностей — выявление нежелательных событий, влекущих за собой реализацию опасностей. Его делят на три составные части:
· идентификацию опасностей (распознавание, сравнение с образцом, обобщение и классификация);
· разработку защитных мер (профилактики опасностей);
· реализацию мероприятий по ликвидации негативных последствий проявления опасностей.
Цель анализа безопасности (или опасности) эргатических систем:
· выявление факторов, влияющих на вероятностный показатель нежелательных событий;
· детальное рассмотрение обстоятельств, способствующих возникновению этих событий, разработка мероприятий для уменьшения вероятности появления этих событий.
Анализ эксплуатационной безопасности систем проводят априорно или апостериорно, иными словами, до или после возникновения нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым, когда анализируют причины для предвидения последствий, или обратным, при котором анализируют последствия с целью определения причин.
Апостериорный анализ выполняют после нежелательного события (травмы, повреждения оборудования и т. п.). Цель такого анализа — разработка рекомендаций на будущее, в том числе формулирование выводов, которые могут быть полезными для последующих анализов.
Априорный анализ, проводимый до нежелательного события, на первый взгляд более ценен. Фактически же один вид анализа гармонично дополняет другой. Выбор анализа зависит от сложности анализируемой системы и количества имеющейся информации по изучаемой проблеме. На эффективность проводимого анализа влияет подготовка исследователя к решению возникающих при этом проблем.
При выявлении опасностей прежде всего определяют их потенциальные источники и маловероятные опасности, но которые могут привести к тяжелым последствиям; устраняют из рассмотрения практически неосуществимые опасности.
Рассмотрим классификацию опасностей:
по источнику возникновения:
· природные (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, удары молнии, ураганы, ядовитые змеи и т. д.);
· антропогенные (ошибки авиадиспетчеров, операторов атомных электростанций, войны, загрязнение окружающей среды и т. д.);
· техногенные (недостатки конструкции машин, связанные с увеличением числа опасных факторов при их эксплуатации, низким уровнем безопасности и т. д.);
· по пространственной локализации:
связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом;
по времени проявления отрицательных последствий:
· импульсивные и кумулятивные;
по характеру проявления: явные, скрытые;
· по сфере проявления: производственные, непроизводственные;
· по числу пострадавших: индивидуальные, групповые;
· по распределению в пространстве: концентрированные, рассеянные;
· по социальной ориентации: добровольные, принудительные.