Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры

ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ

Содержание:

1. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры.

2. Компоненты педагогической культуры:

- аксиологический компонент педагогической культуры;

- технологический компонент педагогической культуры;

- эвристический компонент педагогической культуры;

- личностный компонент педагогической культуры.

Литература:

1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.С.Роботова, Т.В.Леонтьва, И.Г. Шапошникова и др. – М.: «Академия», 2000. – 208 с.

2. Введение в специальность: Учебное пособие для педфакультетов / Под. ред. Рувинского Л.И., Канкалика В.А., Гришина Д.М. - М.: Академия, 1998. - 340 с.

3. Мижирикова В.А., Ермоленко Е.М. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. - М.: Педагогическое общество России, 2002. – 268 с.

4. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Никитина, Н.В.Кислинская. – М.: Академия, 2004. – 224 с.

5. Профессиональная культура педагога / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Высшая школа, 1993.

Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры

Необходимость культурологической подготовки бу­дущих педагогей априори доказана большинством учё­ных, исследующих проблемы профессиональной шко­лы. Это обусловлено целым рядом факторов.

Во-первых, неуклонно возрастают требования к уров­ню подготовки педагога, усиливается творческое нача­ло, свобода в его деятельности, существует прямая за­висимость успешности деятельности педагога от уровня его общей культуры. Влияние уровня культуры на ус­пешность педагогической деятельности особенно ска­зывается в условиях принятия педагогом ответственных решений, непредсказуемости и неопределенности по­следствий, отсутствия полной информации о предмет­ной области деятельности и о результатах реализации решения (обратной связи) и чётких критериев выбора оптимальной логики решения проблемы. Кроме того, необходимо отметить, что культурологические знания выступают как ценностно-ориентационная основа де­ятельности педагога в условиях использования новых идей, технологий, систем обучения и воспитания.

Во-вторых, сам процесс образования является не только и не столько способом овладения личностью оп­ределенной профессией, сколько способом приобщения её к современной культуре.

В-третьих, современный педагог — это человек, об­ладающий системным мышлением, способный своими действиями не только достигать намеченных целей, но и обеспечивать безопасные условия жизнедеятельности участников педагогического процесса; учитывать во вза­имосвязи интересы общества, отдельных групп и свои личные; умеющий создавать комфортные условия для об­щения, жизнедеятельности, поддерживать работоспособность и устойчивость в работе различных систем. А это возможно лишь в том случае, если он обладает высокой общей культурой, системными знаниями о взаимодей­ствии человека с природой, обществом, государством; отчетливо представляет себе роль образовательных про­цессов и систем, своей деятельности в мировом куль­турном процессе, в контексте народной культуры.

В-четвёртых, приобщение будущих педагогов к со­временной мировой и отечественной культуре высту­пает как важнейшее средство формирования у них ду­ховности. Нравственный кризис, в который погрузилось наше общество в последние годы, можно преодолеть лишь на основе приобщения студенческой молодежи к нравственно-духовной деятельности, которая является основой для личностного освоения культуры.

В-пятых, активное приобщение студенческой молоде­жи к сокровищам мировой и народной культуры в форме духовно- творческой деятельности является, пожалуй, един­ственным и незаменимым средством самореализации твор­ческой личности, ее самоутверждения, раскрытия всех ее сущностных сил. Особенно необходима культурологическая подготовка студенту педвуза, ибо его будущая профессио­нальная деятельность постоянно связывается с нравствен­ной, эстетической, гражданско-правовой оценкой действий и событий, постановкой задач, принятием нестандартных решений, выбором систем обучения и воспитания, стра­тегий поведения, реализацией самых разнообразных идей, поиском смысла жизни и отдельных действий.

Термин «культура» латинского происхожде­ния, первоначально означавший возделывание почвы (культивирование). В дальнейшем слово «культура» стало употребляться в более обобщенном значении. В современ­ной науке не сложилось единого понимания сущности культуры.

Культура в общем смысле понимается как истори­чески определенный уровень развития общества, твор­ческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности лю­дей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «куль­тура» указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности: в определенные эпохи (напри­мер, эпоха античной культуры), для различных об­ществ, народностей, наций (русская культура), особен­ностей сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни (культура труда, в том чис­ле и педагогического, общения, питания и т.д.).

В более узком смысле культура выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими про­фессиональной и иной деятельности. Классическое изре­чение о том, что цивилизации отличаются друг от друга не столько тем, что производится и что делается людь­ми, сколько тем, как это осуществляется, помогает нам понять, что сущность культуры определяется, в первую очередь, способами осуществления жизнедеятельности. В связи с этим можно вести речь о разной культуре обще­ния, мышления, быта, питания, движения, физического и умственного труда, досуга и т.д. Когда говорят о вос­питании культуры какой-то деятельности, то имеют в виду процесс приобщения личности ко всему тому лучшему, передовому, что наработано человечеством, наукой и практикой в данной области жизнедеятельности в конк­ретный период человеческой жизни.

Культура в её материальной и духовной формах яв­ляется существенной характеристикой жизни общества. Сам человек формируется в процессе своей деятельно­сти как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к существующим в дан­ном обществе ценностям, традициям, овладения при­сущими конкретному обществу и его культуре приёма­ми и навыками деятельности. Человек, таким образом, является продуктом общечеловеческой культуры, её представителем и носителем.

Педагогическая культура, являясь составной частью общей, также существует в материальной и духовной формах. К материальным ценностям педагогической культуры относят средства обучения и воспитания. Пе­дагогические знания, теории, концепции, накоплен­ный человечеством педагогический опыт и выработан­ные профессионально-этические нормы составляют ду­ховные ценности педагогической культуры.

Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога вполне очевидна: педагогическая культура бази­руется на общей культуре и с учётом специфики его деятельности является частью общечеловеческой куль­туры, интегрирующей историко-педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия. Общество определяет цели и содержание процесса вос­питания и образования в общем аспекте социализации личности. По сути, педагог осуществляет интеллекту­альную связь между поколениями, являясь носителем и распространителем (в определённом смысле пропа­гандистом) общественно-исторического опыта. Обще­ственно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обуслов­лены ролью школы как социального института и педагога как одного из главных действующих в ней лиц.

Общая культура педагога представляет собой сово­купность зрелости и развитости социально значимых личностных характеристик, реализованных в его про­фессиональной деятельности. Культуру можно рассмат­ривать и как результат личностного развития, показы­вающий степень освоения культурного опыта челове­чества отдельной личностью, уровень развития её ду­ховных сил и способностей, уровень интенсивности их проявления в практической деятельности, характер цен­ностных ориентации на конкретном этапе развития лич­ности. Культурное развитие человека — это процесс ка­чественной трансформации его знаний, убеждений, способностей, чувств, норм деятельности и поведения. Для педагога процесс общекультурного развития обя­зательно сопрягается с проявлением личной активнос­ти, стремлением к расширению своего кругозора и эру­диции, коррекции через самовоспитание индивиду­альной системы норм поведения, к приведению её в соответствие с социально значимыми культурными об­разцами и нормами. Следовательно, в содержание об­щей базовой культуры педагога целесообразно включить:

- культуру умственного и физического труда;

- культуру самообразования и саморазвития, самоор­ганизации;

- культуру быта;

- культуру общения и культуру досуга.

Содержание базовой культуры педагога можно рас­сматривать и в аспекте его отношений с окружающим миром. Если рассматривать жизнедеятельность субъек­та педагогической деятельности как совокупность его разнообразных взаимосвязей с внешним миром, то представляется важным выделить такие направления:

• экологическую культуру (характеризующую взаимо­отношения человека с окружающей природой);

• технологическую культуру (характеризующую разно­образные трудовые отношения и операционно-тех­нологическую готовность к выполнению разных ви­дов трудовой деятельности);

• правовую культуру (характеризующую правовые от­ношения с людьми и субъектами производства, го­сударственными учреждениями);

• политическую культуру (отражающую особенности отношений с властью, партиями, объединениями и союзами, общественным строем и т.д.);

• культуру семейных отношений;

• коммуникативную культуру;

• гносеологическую культуру;

• экономическую культуру (отражающую специфику экономических взаимоотношений личности с дру­гими людьми и субъектами собственности). Таким образом, педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в которой с наи­большей полнотой запечатлелись духовные и материаль­ные ценности образования и воспитания, а также спосо­бы творческой педагогической деятельности, необходи­мые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.

Наши рекомендации