Классификация и состав инфраструктуры
Для отнесения того или иного вида деятельности национальной экономики в состав инфраструктуры необходимо определить единый для всех изучаемых отраслей критерий, который отражал бы коренную сущность выделения инфраструктуры.
В последние годы подавляющее большинство ученых, занимающихся проблемами инфраструктуры, считают, что критерием отнесения отрасли в ее состав является функциональная роль инфраструктуры в процессе воспроизводства. Сюда относятся виды деятельности, которые играют вспомогательную, обслуживающую роль по отношению к основным видам деятельности экономики и жизнедеятельности населения. Их функцией является создание общих условий для нормального осуществления процесса воспроизводства в целом.
В общем смысле инфраструктура представляет собой совокупность территориальных функциональных систем, каждая из которых включает совокупность предприятий, сооружений, объектов и организаций, характеризующихся своей ориентированностью на создание условий для производства, рынка и населения.
Региональный подход к обоснованию развития элементов инфраструктуры позволяет рассматривать ее как единую целостную систему. В настоящее время даже самое удачное изолированное размещение и развитие элементов инфраструктуры зачастую бывает нерациональным с точки зрения всей экономики, а это значит, что в результате этого существуют невосполнимые потери. Объем потерь и трудноустранимость последствий при неудачном размещении и изолированном (штучном) развитии элементов инфраструктуры очень велики, поэтому обоснование рационального размещения и комплексного развития инфраструктуры стало актуальной проблемой, а также следует учитывать и то, что развитие инфраструктуры способствует росту экономики территории высокими и устойчивыми темпами.
Инфраструктура создает объективные условия:
- для решения научно-технических проблем,
- повышает уровень информационной обеспеченности,
- позволяет оптимизировать как внутри региональные, так и межмуниципальные экономические связи,
- для достижения устойчивого роста производительности труда,
- для повышения жизненного уровня населения.
Инфраструктура – неотъемлемая составная часть экономики и важнейшая предпосылка эффективного территориального развития. Темпы роста производства, повышение его экономической эффективности и обеспечение конкурентоспособности его продукции во многом зависят от уровня и темпов развития инфраструктуры.
Основные свойства и особенности инфраструктуры.
1. Обслуживающее значение. Виды деятельности, составляющие инфраструктуру, не создают новых материальных ценностей, но участвуют в процессе производства. Затраты на создание функционирование инфраструктуры окупаются в значительной мере продукцией производств, которые её используют (промышленность, сельское хозяйство и т.п.).
2. Неравномерность плотности размещения объектов. Инфраструктура не может равномерно распределяться по всей территории. Объектам инфраструктуры присуща пространственная локализация, они концентрируются в местах размещения основных потребителей. Вместе с тем различия между высоко развитыми и слабо развитыми территориями по уровню оснащенности элементами инфраструктуры не столь резкие, как по уровню общего экономического развития.
3. Инфраструктурная емкость территории. Инфраструктура в значительной степени определяет экономический потенциал территории и его способность принять новые предприятия без существенных сопряженных затрат.
4. Возможность количественной оценки. Подавляющая часть элементов инфраструктуры поддается количественной оценке (мощность, протяженность, стоимость, пропускная способность, емкость, напряжение и т.п.).
5. Комплексность развития. Инфраструктура в основном обслуживает хозяйственные комплексы в целом, а не отдельные производства, поэтому отраслевой подход к проблемам ее развития менее эффективен, чем комплексный.
6. Инерционность. Инфраструктура имеет длительные сроки эксплуатации объектов, поэтому ее развитие в основном связано с наращиванием новых элементов на уже сложившемся каркасе при его практически полной сохранности (например, строительство линий электропередач, линий связи вдоль дорог). Такая инерционность нередко затрудняет проведение прогрессивных пространственных преобразований, так как коренная реконструкция инфраструктуры вызывает колоссальные затраты. Поэтому существующие инфраструктурные системы являются стержнем для развития перспективных инфраструктурных систем.
Инфраструктура обладает также специфическими признаками, на основе которых можно было бы выделить виды инфраструктуры из совокупности экономики территории.
Основные признаки инфраструктуры, которые позволяют определить ее состав, можно сгруппировать в несколько блоков.
1. Функциональные признаки:
а) неспособность инфраструктуры создавать новый натурально-вещественный продукт, т.е. результатом ее деятельности является услуга;
б) совпадение потребления с процессом производства;
в) невозможность резервировать или складировать продукцию отраслей инфраструктуры;
г) нетранспортабельность продукции инфраструктуры;
д) подчиненный характер – инфраструктура обеспечивает главную деятельность, хозяйственные интересы и оказывает косвенное влияние на экономику;
е) межотраслевое значение продукции отраслей инфраструктуры – она предназначена либо для всего хозяйства в целом, либо для отдельных крупных сфер;
ж) территориальность – территориальная повсеместность объектов инфраструктуры, т.е. присутствие во всех хозяйственных территориальных образованиях;
з) всеобщность или универсальность, т.е. она непосредственно должна быть связана со всеми видами и сферами деятельности экономики;
и) коммуникативность, то есть непосредственность создаваемых связей – инфраструктурные элементы, непосредственно связывая основные, главные элементы системы, не должны иметь опосредующие звенья;
к) комплексность – необходимость комплексного развития всех видов инфраструктуры;
л) непрерывность инфраструктуры как ее основная качественная характеристика. Она способствует равномерному развитию экономики, периодически выполняет роль импульса в ее движении. Степень отклонения инфраструктурного обеспечения от потребностей экономики может быть со знаком плюс или минус. Отсюда положительная или отрицательная роль такого отклонения в экономическом развитии;
м) историчность – связь инфраструктуры с определенным этапом развития общества, т.е. по мере развития общества новым содержанием наполняется и инфраструктура.
Функциональное назначение инфраструктуры в общественном производстве выражается в том, что, во-первых, эффективное развитие любой экономики в значительной степени зависит от состояния инфраструктуры: чем глубже общественное разделение труда, чем сложнее процесс производства, тем очевиднее становится воздействие общих условий производства, которые обеспечивают объекты инфраструктуры, на рост производительных сил общества.
Во-вторых, ей присущ межотраслевой характер деятельности, и отсюда коллективный характер потребления ее продукции – инфраструктура «безадресна» вследствие многочисленности и разнородности потребителей ее продукции.
В-третьих, эффективность развития инфраструктуры проявляется за ее пределами, то есть в основных видах деятельности экономики.
2. Экономические признаки:
а) капиталовложения с продолжительным периодом оборота;
б) высокая капиталоемкость – требуются крупные первоначальные капиталовложения, т.е. потребность в значительных единовременных инвестиций;
в) большие сроки окупаемости, так как прибыль от капвложений в инфраструктурные сооружения вследствие длительного оборота капитала и высокой капиталоемкости носит неопределенный характер;
г) накладной характер затрат для потребителей;
д) возможность общественной экономии;
е) неопределенный или дискретный характер распределения эффекта.
Экономические признаки определяют то, что по своим экономическим результатам инвестиции в инфраструктуру не всегда являются привлекательными для частного капитала, что в рыночной экономике может стать существенным «тормозом» в развитии экономики в целом.
3. Технические признаки:
а) иммобильность – объекты инфраструктуры обладают неподвижностью, хотя сами они обеспечивают мобильность ресурсов, т.е. ускорение потоков ресурсов, материальных благ и услуг между видами деятельности, территориями, разнообразными производителями и потребителями;
б) громоздкость сооружений инфраструктуры – большинство инфраструктурных объектов являются крупными сооружениями, требующими значительные территорий для своего размещения и обеспечения достаточно громоздким оборудованием.
Технические признаки зависят от своеобразия и особенностей производства и оказывают влияние на формирование экономических отношений между инфраструктурой и потребителями.
4.Социальные признаки:
а) общественный и индивидуальный характер потребления – объекты инфраструктуры удовлетворяют индивидуальные, коллективные и общественные потребности;
б) необходимость государственного управления и регулирования. То есть инфраструктура не может функционировать и развиваться без государственного вмешательства.
Таким образом, инфраструктура, как любая система, состоит из элементов, имеющих единые признаки, которые делают их взаимосвязанными и взаимодействующими. В то же время каждый из них является носителем специфических свойств. Соотношение составляющих инфраструктуру компонентов образует структуру, которая лежит в основе её классификации.
Классификация инфраструктуры осуществляется по ряду признаков. Рассмотрим основные из них.
По функциональномупризнаку выделяются:
1) инженерно-техническая инфраструктура, в состав которой входят следующие виды:
- транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный);
- связь (телефонно-телеграфная, радиорелейная, электронная, сотовая);
- коммунальное хозяйство (газо-, электро-, водо-, теплоснабжение, канализация);
- складское хозяйство,
- ремонтное хозяйство,
- сервисное обслуживание;
2) деловая инфраструктура, которая включает:
- торговлю (оптовую и розничную);
- общественное питание (рестораны, кафе, закусочные, бары, бистро, столовые, буфеты и т.п.);
- закупочные организации;
- финансово-кредитные организации (банки, Сбербанк и его отделения, страховые компании, аудиторские фирмы, инвестиционные фонды);
- сбытовые организации (фондовые, ресурсные, товарные, валютные биржи, брокерские компании, энергосбытовые организации);
- инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторы, бизнес-школы, учебно-деловые центры, технопарки, инновационно-технологические центры, технополисы);
- инфраструктуру рынка недвижимости (агентства по оценке недвижимости, риэлтерские фирмы, квартирные бюро, бюро технической инвентаризации);
- инфраструктуру рынка труда (биржи труда, центры занятости, центры переподготовки кадров, центры социальной защиты населения, кадровые агентства, рекрутинговые агентства);
3) социальная инфраструктура, в состав которой входят:
- жилищное хозяйство (жилой фонд и жилищные услуги);
- предприятия бытового обслуживания населения (ателье по пошиву и ремонту одежды, обуви, мастерские по ремонту галантерейных, ювелирных, кожаных изделий, прачечные, химчистки, фотоателье, мастерские по ремонту бытовой техники, теле-, радио-, видеоаппаратуры, предприятия, оказывающие ритуальные услуги и т.п.);
- учреждения здравоохранения (медицинские диагностические центры, больницы, клиники, поликлиники, амбулатории);
- учреждения образования (детские дошкольные учреждения, школы, лицеи, гимназии, колледжи, институты, академии, университеты);
- учреждения социального обеспечения (интернаты для инвалидов, дома ребенка, детские дома);
- учреждения культуры и искусства (театры, кинотеатры, музей, галереи, выставочные залы, библиотеки, концертные залы, дворцы и дома культуры);
- учреждения физической культуры и спорта (стадионы, спортивные комплексы, бассейны, катки, футбольные поля, баскетбольные и волейбольные площадки и т.п.);
- туризм;
- гостиницы;
- пассажирский транспорт (поезда, электрички, автобусы, троллейбусы, трамвай, такси, метро);
- связь по обслуживанию населения (почта, телеграф, квартирные телефоны, Интернет, электронная почта);
- учреждения досуга (развлекательные центры, дискотеки, клубы по интересам, парки и т.п.).
4) институциональная инфраструктура, которая включает:
- правовую инфраструктуру (адвокатские конторы, арбитражные суды, юридические консультации, нотариат, прокуратуру, регистрационную палату, суды общей юрисдикции);
- управленческую инфраструктуру (ЗАГСы, архивы, органы территориального управления, миграционные службы);
5) информационная инфраструктура:
- рекламные агентства,
- маркетинговые центры,
- ярмарки, выставки,
- информационно-вычислительные центры,
- Интернет,
- метеостанции;
6) инновационная инфраструктура:
- научно-исследовательские институты,
- конструкторские бюро,
- проектные организации,
- Академия наук,
- вузы,
- территориальные инновационные центры;
7) экологическая инфраструктура:
- роспотребнадзор,
- природоохранные общества,
- очистные сооружения;
8) внешнеэкономическая инфраструктура:
- культурные иностранные центры,
- информационные иностранные центры,
- учебные иностранные центры,
- внешнеторговые организации,
- консульства, посольства, представительства разных стран,
- ОВИР,
- таможня.
По признаку обслуживания рынков инфраструктура может быть разделена на:
1) общерыночную инфраструктуру:
- коммерческие банки,
- страховые компании,
- консультационные фирмы,
- аудиторские фирмы и т.д.;
2) инфраструктуру потребительского рынка:
- оптово-закупочные организации,
- магазины розничной торговли,
- предприятия общественного питания,
- предприятия бытового обслуживания;
3) инфраструктуру финансового рынка:
- инвестиционные фонды,
- валютные биржи,
- брокерские компании;
4) инфраструктуру рынка недвижимости:
- агентства по оценке недвижимости,
- риэлтерские фирмы,
- квартирные бюро,
- бюро технической инвентаризации,
- кадастровая палата;
5) инфраструктуру рынка труда:
- биржи труда,
- центры занятости,
- центры переподготовки кадров,
- центры социальной защиты населения,
- кадровые агентства,
- рекрутинговые агентства.
По пространственномупризнаку выделяют следующие виды инфраструктуры:
1) международная инфраструктура:
- международные банки,
- международные биржи,
- торговые представительства иностранных фирм,
- внешнеторговые организации,
- таможня,
- международные ярмарки,
- международные учебные, медицинские, культурные центры;
2) национальная инфраструктура:
- Российская торгово-промышленная палата,
- Российская ассоциация коммерческих банков,
- крупные коммерческие банки,
- биржи,
- учебные, медицинские, научные центры общенационального значения ,
- культурные учреждения общенационального значения;
3) межрегиональная инфраструктура:
- крупные региональные коммерческие банки,
- посреднические организации,
- логистические центры
- вузы;
4) региональная инфраструктура:
- региональные коммерческие центры,
- региональные коммерческие банки,
- региональные инвестиционные фонды,
- торговые дома,
- рекламные агентства,
- вузы,
- медицинские учреждения,
- театры и другие культурные учреждения;
5) городская инфраструктура:
- агентства по продаже недвижимости,
- адвокатские конторы,
- мелкооптовые фирмы,
- магазины розничной торговли,
- предприятия общественного питания,
- городской пассажирский транспорт,
- поликлиники, амбулатории, больницы
- детские дошкольные учреждения, школы, гимназии,
- развлекательные центры,
- предприятия бытового обслуживания.
Следует отметить, что каждая классификация разрабатывается с учетом определенных потребностей, отвечает тем или иным требованиям и задачам осуществления практической деятельности.