Социальные проблемы в жизнедеятельности инвалидов и пути их решения

К условиям обеспечения достойного качества жизни инвали­дов относится удовлетворение их потребностей. Эти потребности касаются различных социальных аспектов и личных сторон жизни и во многом совпадают с потребностями каждого гражданина. Схематично они представлены на рисунке 3.

С наступлением инвалидности у человека возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера при адаптации к жизненным условиям. Инвалидам во многом затруд­нен доступ к образованию, трудоустройству, сфере досуга, быто­вых услуг, информации и каналам коммуникации, обществен­ный транспорт практически не приспособлен для пользования лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Все это способствует их изоляции и чувству отчуждения. Инвалид

социальные проблемы в жизнедеятельности инвалидов и пути их решения - student2.ru

Рис. 3. Потребности инвалидов в разных сферах жизнедеятельности

живет в более замкнутом, обособленном от остального общества пространстве. Ограниченность общения и социальной активности создает дополнительные психологические, экономические и дру­гие проблемы и трудности для самих инвалидов и их близких. Су­ществуют как социальные, так и экономические препятствия для сексуальных взаимоотношений и заключения брака среди людей с инвалидностью.

Социально-психологическое самочувствие большинства инва­лидов характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, неурав­новешенностью, тревожностью. Многие чувствуют себя изгоями общества, ущербными людьми, ущемленными в своих правах.

2.4.1. Проблемы профессионального образования

инвалидов

Одним из условий полноценного социального участия для ин­валида является получение им общего и профессионального образо­вания, приобретение конкурентоспособной и престижной профес­сии. Создание инвалидам условий для получения общего и про­фессионального образования закреплено в федеральных законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), «Об образовании» (1996), «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании» (1996), а также в нормативных документах Президента и Правительства Российской Федерации. Общедо­ступное и бесплатное образование лиц с ограниченными возмож­ностями подтверждено Национальной доктриной образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правитель­ства Российской Федерации в 2001 г.

Согласно этим законам и нормативным актам государство должно обеспечивать инвалидам получение общего образования, начального и среднего профессионального и высшего образова­ния. Кроме того, предусматривается создание специальных усло­вий, адекватных состоянию здоровья инвалидов, и предоставле­ние ряда льгот в сфере получения образования. Например, инва­лиды I и II групп для обучения специальностям, рекомендован­ным бюро медико-социальной экспертизы, при условии сдачи вступительных экзаменов принимаются вне конкурса в государ­ственные средние и высшие профессиональные учебные заведе­ния, а также на курсы обучения различным профессиям; они имеют право на бесплатное обучение на курсах повышения ква­лификации и переподготовки; учащиеся обеспечиваются бесплат­но или на льготных условиях специальными учебными пособия­ми, могут пользоваться услугами сурдопереводчиков и т.д.

Получение инвалидами общего и профессионального образова­ния является не только правом, но и реальной возможностью. Од-

нако, несмотря на определенные прогрессивные изменения в сфе­ре образования инвалидов, реализовать свои права и получить эти возможности может не каждый желающий. Для молодых инвалидов проблема получения образования по-прежнему занимает особое место. Социологические исследования, проведенные сотрудниками Российского государственного социального университета, показа­ли, что 29 % опрошенных инвалидов не удовлетворены уровнем своего образования, более половины молодых инвалидов уверены, что их конституционное право на образование ущемляется. При этом из тех, кто учится или хотел бы учиться (а их около 42 %), главными причинами, мешающими им в этом, назвали нехватку средств 67,7 %, неразвитость инфраструктуры образовательных про­фессиональных учреждений для инвалидов — 51,8 %, физический недуг — 45,5 %.

Для получения профессионального образования существуют различные формы обучения, позволяющие обеспечить различные уровни получаемых знаний: систематическое (длительное) обу­чение, дающее возможность полностью освоить необходимый в соответствии с образовательными стандартами объем знаний, и курсовое обучение, которое позволяет быстрое освоение какой-либо специальности, повышения квалификации в рамках имею­щегося профессионального образования.

Сейчас в стране среднее специальное и начальное профессиональ­ное обучение инвалидов осуществляется 11 техникумами и 30 про­фессиональными техническими училищами суммарно на 7,2 тыс. мест. Ежегодно их оканчивают около 2 тыс. инвалидов. В этих уч­реждениях обучение ведется по 15 специальностям среднего профессионального образования и 34 профессиям начального про­фессионального образования. Профессиональная подготовка осу­ществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами и на основе программ, адаптированных для обуче­ния инвалидов. Более 5 тыс. инвалидов проходят профессиональ­ную подготовку и переподготовку в образовательных учреждениях службы занятости.

Но этого явно недостаточно. Истинная потребность инвалидов в профессиональном обучении, по данным А. И.Осадчих, в 1,5 раза больше. Создание условий для получения максимально доступного инвалидам образования, отвечающего их специфическим потреб­ностям, вырастает в общегосударственную проблему. Неразвитость региональной сети профессиональных образовательных учрежде­ний связана с необходимостью переезда с постоянного места жи­тельства, что не всегда приемлемо для инвалида. Кроме того, сле­дует учитывать тот факт, что 68 % инвалидов считают специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населе­ния непрестижными и не дающими перспектив для последующего трудоустройства.

Несомненно, необходимо увеличивать число специальных учреждений общего и профессионального образования для инва­лидов, повышать качество обучения, расширять диапазон специ­альностей, развивать заочные, дистанционные формы обучения. В последние годы в учреждениях среднего образования вводятся наиболее конкурентные на рынке труда специальности — менедж­мент, правоведение, право и организация социального обеспече­ния, социальная педагогика, издательское дело, изучаются ком­пьютерные технологии.

Важно также обеспечить доступность информации для инвали­дов о существующих формах обучения и сфере трудоустройства после окончания учебного заведения. Социологические исследо­вания показали, что инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к приему в образовательные уч­реждения, 98% из них мало что знают о выбранной профессии, ее востребованности и условиях труда.

Новыми формами и методами профессиональной подготовки инвалидов стали созданные отделения выбора профессий, учеб­ные фирмы, подготовительные отделения. Наиболее полно эти формы представлены в Новокузнецком колледже-интернате для инвалидов, где в течение ряда лет совместно со специалистами из Германии разрабатывался проект создания современного центра профессиональной реабилитации инвалидов.

В ряде учреждений сформировалась система непрерывного профессионального образования, которая включает в себя подго­товку по рабочим профессиям, затем подготовку по программам базового и повышенного уровня среднего профессионального об­разования.

Обучение инвалидов должно проводиться в комплексе с систе­мой реабилитационных мероприятий, что не всегда осуществ­ляется во многих специализированных образовательных учреж­дениях. В связи с этим в настоящее время начали создаваться учреждения нового типа — реабилитационно-образователъные центры. В них обучение рассматривается как одно из направле­ний комплексной реабилитации инвалидов, наряду с профессио­нальным обучением активно проводится медицинская, со­циальная, психологическая реабилитация. Один из крупнейших таких центров создан в Москве1.

Жизнедеятельность инвалидов, получающих профессиональное образование в комплексе с реабилитацией, может рассматривать­ся как жизнедеятельность в социально-реабилитационном про­странстве, в котором социально-терапевтическая среда играет роль

социальные проблемы в жизнедеятельности инвалидов и пути их решения - student2.ru 1 См.: Сырникова Б.А. Организационно-функциональная модель региональ­ного реабилитационного центра для инвалидов // Медико-социальная экспер­тиза и реабилитация. — 2003. — № 4. — С. 12 — 14.

реабилитационного фактора, способствующего социализации ин­валида и интеграции в социум.

Система высшего профессионального образования для инвали­дов включает в себя 20 специализированных вузов. Одним из пер­вых открылся Московский государственный гуманитарный ин­ститут — интернат (для лиц с нарушением функций опорно-двигательной системы). Обучение ведется по специальностям: юриспруденция, экономика, лингвистика, издательское дело, прикладная математика. В институте разрабатывается новое на­правление — лечебная педагогика, являющаяся, по существу, аналогом комплексной реабилитации, включающая медицинское, психологическое, логопедическое направления. Создано струк­турное подразделение, занимающееся организацией производ­ственной и преддипломной практики, трудоустройством выпуск­ников. Уровень трудоустройства выпускников по полученной специальности составляет 70%.

Среди других вузов, в которых обучаются инвалиды преиму­щественно с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательных функций, следует назвать Государственный специализированный институт искусств, Институт социального развития Новосибир­ского государственного технического университета, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Челя­бинский государственный университет, Российский государствен­ный педагогический университет им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге, Московский государственный педагогический уни­верситет, Красноярский государственный торгово-экономический институт, Московский государственный социальный универси­тет. В этих вузах одновременно обучается более 1000 инвалидов.

Возможности для получения профессионального образования лицами с выраженными нарушениями состояния здоровья и со­циального функционирования существенно ограничены и могут быть реализованы лишь в столице или отдельных крупных городах. В национальных республиках эти возможности минимальны, а в сельской местности практически отсутствуют на территории всей страны. Одним из путей повышения доступности образования для лиц с нарушениями жизнедеятельности является развитие дис­танционных форм обучения и обеспечение инвалидов компью­терной техникой.

Мировая практика показывает, что специализированные об­разовательные учреждения должны функционировать только для лиц с наиболее тяжелыми формами физических дефектов. Для остальных более целесообразным будет создание условий для обу­чения и воспитания в обычных средних и высших учебных заведе­ниях. Это поможет не только более гармоничному развитию под­ростков и молодых людей с ограниченными возможностями, но и изменению отношения общества к инвалидам, что имеет ог-

ромное значение для решения проблем инвалидности. Затраты на такое обучение относительно невысоки по сравнению с образова­нием в специализированных учреждениях.

В последние годы в России распространяется опыт организа­ции интегрированного обучения. Социальная интеграция в обра­зовательных учреждениях означает создание такой среды, где лица с особыми образовательными потребностями могли бы учиться и жить рядом с обычными молодыми людьми. Каждый инвалид при }том занимается по своей индивидуальной-программе, которая обеспечивает максимальное развитие заложенного в нем потен­циала.

Социально направленная политика Министерства образования привела к тому, что число студентов-инвалидов в российских ву­зах к 2003 г. за 7 лет увеличилось почти в 3 раза, около 300 вузов осуществляют обучение инвалидов по различным специальностям. В высших учебных заведениях обучаются более 2 тыс. инвалидов. В ряде вузов организованы специальные группы для обучения разных категорий инвалидов, например в Заочном народном уни­верситете искусств, Московском государственном социальном университете, Московском областном государственном инсти­туте физической культуры, Новосибирском институте социаль­ной реабилитации, Российской академии предпринимательства и др.

Основным препятствием для развития интегрированных форм образования является неприспособленность большинства учебных заведений к таким формам работы. Физические возможности ин­валидов требуют создания безбарьерной среды — особой архитек­туры помещений, специального оборудования учебных мест и технических средств обучения, специальной методики обучения, предоставления сурдопереводчиков и других услуг. Кроме того, практически отсутствуют квалифицированные педагогические кадры, профессионально подготовленные для работы со студен­тами-инвалидами в условиях интегрированного обучения.

Ввиду этого круг лиц, которые могут обучаться в средних и высших учебных заведениях на общих основаниях, сужается, и субъективно формируются противопоказания для приема в об­разовательные учреждения. С другой стороны, поступление ин-палидов в учреждения профессионального образования различно­го уровня и профиля происходит в преобладающем большинстве случаев без предварительной профессиональной ориентации, без консультации по вопросу выбора профессии со специалистами. Несоответствие психофизиологических возможностей инвалида выбранной профессии является одной из причин незакончен­ного профессионального образования или невозможности осу­ществления трудовой деятельности по полученной специально­сти.






В настоящее время наиболее целесообразным можно считать развитие системы непрерывного многоуровневого профессиональ­ного образования инвалидов, при этом предпочтение желатель­но отдавать интенсивным, но адекватным состоянию здоровья инвалидов технологиям обучения. Важно развивать опыт интег­рированного образования, добиваться обеспечения условий и про­грамм обучения, учитывающих индивидуальные возможности лиц с нарушением здоровья, и принципа «нормализации», т.е. пре­доставления возможностей для обучения таких категорий лиц в обычных учебных заведениях. Главная проблема человека с огра­ниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками, ограничении воз­можностей передвижения и общения с реальным миром. Инва­лид может быть талантливой личностью, но не иметь возмож­ности реализовать свои способности и творческие наклонности. Государство и общество должны создавать такую структуру обра­зования, такие условия жизни, чтобы инвалид не чувствовал ущербности и смог удовлетворить свои потребности. Повышение ] уровня профессионального образования инвалида станет факто­ром успешного трудоустройства, социального включения, мате­риальной самостоятельности, психологического комфорта.

2.4.2. Социальная политика в области трудоустройства

инвалидов

Необходимость четко выраженной государственной политики в области содействия занятости инвалидов обусловливается тем, что положение инвалидов на рынке труда в Российской Федера­ции остается несоответствующим их потенциальным возможнос­тям, а занятость — неоправданно низкой.

Согласно данным социологических исследований, почти 2/3 ин~ валидов считают, что их состояние здоровья позволяет им рабо­тать. Как показывает практика, трудоустройство выступает одной из самых трудноразрешимых проблем инвалидов.

Численность работающих инвалидов неуклонно сокращается: за 2000 — 2002 гг. она уменьшилась на 10 %. На протяжении мно­гих лет доля трудоустроенных инвалидов составляла примерно 2 % от среднесписочной численности работающих. Наиболее бла­гополучными в отношении трудоустройства инвалидов были 1988 — 1989 гг., когда работало около 25 — 28% от общего числа всех инвалидов. В 2001 — 2002 гг. эта цифра колебалась в пределах 10—11% с учетом того, что трудоустройство бывает формаль­ным. Наиболее тяжелое положение складывается с занятостью инвалидов I и II групп, среди них удельный вес работающих составляет не более 8 %. Резкое снижение численности работаю-

щих инвалидов связано с переходом к рыночной экономике, массовым высвобождением работающих, в первую очередь ин-иалидов, конкуренцией за рабочие места.

Международным сообществом признается недопустимость та­кого положения для страны, чтобы каждый десятый гражданин был экономически пассивным. Трудоустройство не только повы­шает уровень благосостояния инвалидов и их семей. С социально-экономической точки зрения оно выгодно и для государства, так как позволяет увеличить доходы от расширения рынка труда и облегчения социальных программ по льготному обеспечению ин­валидов. Принимая во внимание увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, необходимо более вни­мательно и бережно относиться к трудовым ресурсам.

Конституция Российской Федерации определила право на труд как одно из основных прав человека, несмотря на ограниченную трудоспособность. Право это гарантировано федеральными зако­нами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации» (1991). Ука­занные законы не только декларируют право на труд для лиц с ограниченными возможностями, но и предусматривают механиз­мы его реализации, обозначают комплекс мер, направленных на решение проблем трудовой занятости инвалидов. Среди них та­кие, как развитие сети специализированных предприятий, совме­щенных со службами медико-социальной реабилитации, в том числе предприятий обществ инвалидов; сохранение и создание дополнительных специальных для инвалидов рабочих мест на пред­приятиях, установление квоты для приема инвалидов на работу, грудоустройство их на условиях сокращенного рабочего дня или недели; организация индивидуальной занятости наиболее тяже­лых инвалидов по месту проживания (на дому, в домах-интерна­тах).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федера­ции 1997 г. «О порядке регистрации безработных граждан» рабочее место должно быть предоставлено инвалиду исключительно в со­ответствии с заключением о рекомендуемом характере и условиях груда, обозначенных в индивидуальной программе реабилитации, которая разрабатывается учреждением медико-социальной экспер­тизы.

В целях обеспечения занятости инвалидов государственными органами с участием общественных организаций инвалидов ус­танавливаются нормативы по бронированию рабочих мест на предприятиях не менее 3 % от численности работающих. Пред­приятиям, нанимающим рабочих-инвалидов, предоставляется техническая и финансовая помощь. Согласно законодательству для предприятий, использующих труд инвалидов, установлены определенные льготы. С 2002 г. согласно Налоговому кодексу льго-

ты по уплате НДС предоставляются лишь предприятиям, где ус­тавной капитал полностью принадлежит инвалидам, число ра­ботающих инвалидов составляет не менее 80 % всех работников, а их доля в оплате труда — не менее 50 %. Кроме того, предприя­тия, использующие труд инвалидов, получили право на умень­шение налогооблагаемой базы на сумму средств, используемых в целях социальной защиты и реабилитации инвалидов. Эти кри­терии и условия предоставления налоговых льгот обеспечивают их целенаправленность исключительно на инвалидов и повыша­ют заинтересованность работодателей в сохранении и создании рабочих мест для инвалидов, а также в оказании им социальной

поддержки.

Однако предусмотренная законодательством система квот и пре­доставление льгот для предприятий, на которых работают инва­лиды, пока являются малоэффективными. Установленная в этих случаях система контроля и ответственности носит общий харак-тери не побуждает работодателей к полному выполнению требо­ваний законодателя по приему инвалидов на работу и созданию для них надлежащих условий труда. И то и другое часто нарушает­ся без каких-либо последствий для администрации предприятий. Нередко трудоустроенные в счет квоты инвалиды подвергаются на своем рабочем месте самым различным формам дискримина­ции, вплоть до открытых издевательств, упреков и унижений. Ра­ботодатели, принимая инвалидов в счет квоты, выплачивают им зарплату в минимальном размере, фактически не допуская их до

работы.

Закон также определяет, что в случае невыполнения или не­возможности выполнения квоты по приему инвалидов работода­тели вносят обязательную плату в установленном размере за каж­дого нетрудоустроенного инвалида в пределах квоты. Полученные средства перечисляются организациям на создание рабочих мест для инвалидов сверх квоты, а также общественным объединени­ям на создание специализированных предприятий, цехов, участ­ков, применяющих труд инвалидов. Таким образом, обязательная плата устанавливается как альтернатива созданию квотируемых рабочих мест. Принцип альтернативности предоставляет работо­дателю право выбора при выполнении условий квотирования: либо трудоустраивать инвалидов на квотируемые рабочие места, либо ежемесячно вносить плату за каждого нетрудоустроенного на эти места гражданина. Предприниматели часто предпочитают послед­нее.

Наиболее распространенным средством предоставления рабо­чих мест тем из инвалидов, кто не способен участвовать в основ­ном процессе занятости, является открытие специализированных предприятий. Такие предприятия, как правило, создаются общест­венными организациями инвалидов, наибольшее их количество

находится в собственности ВОИ, ВОС, ВОГ. В России в настоя­щее время существует около 1,5 тыс. таких предприятий (цехов, участков) на 240 тыс. рабочих мест. В большинстве случаев для инвалида специализированное рабочее место представляет един­ственную реальную возможность получить оплачиваемую работу. Однако в среднем только треть таких рабочих мест занято инва­лидами, что обеспечивает занятость всего лишь 12% общей чис­ленности работающих инвалидов, в то время как численность ин-иалидов, которым необходимы специальные рабочие места или специализированные предприятия, составляет 25 — 30%.

Следует отметить, что заработная плата на специализирован­ных предприятиях довольно низкая из-за недостаточных субси­дий, устаревших технологий, ограничений специальностей. С на­чала 1990-х гг. в связи с рыночной экономикой объем производ­ства сильно сократился, это привело к резкому ухудшению^фи-нансового положения специализированных предприятий, неко­торые и вовсе прекратили свое существование.

Трудоустройство инвалидов на специализированные предприя­тия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспече­ния их занятости. Такая форма хотя и необходима для отдельных групп людей, однако она приводит к изолированию инвалидов от других категорий трудового населения внешнего мира и создает отрицательное представление или стереотип для общества в це­лом.

Приоритетным направлением социальной политики является расширение возможностей инвалидов для трудоустройства в тех условиях, которые они считают приемлемыми для себя. Законо­дательства о социальной защите инвалидов предусматривают со­здание условий, облегчающих труд лиц с ограниченными воз­можностями здоровья. Для инвалидов I —II группы устанавлива­ется сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в вы­ходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не ме­нее 30 календарных дней. По их желанию может быть предостав­лен дополнительный отпуск (без сохранения заработной платы) продолжительностью до 2 месяцев. Предусматриваются допол­нительные перерывы в работе, гибкие графики работ.

В ситуации роста безработицы одними волевыми решениями с проблемой трудовой занятости инвалидов не справиться. Важно, чтобы инвалиды были конкурентоспособными на рынке труда. Не­обходимы условия для развития надомного труда, частного пред­принимательства, создания предприятий в сельской местности. Органами службы занятости инвалидам предоставляется возмож-

ность заняться индивидуальной трудовой деятельностью, полу­чить консультации по составлению бизнес-планов, подготовке регистрационных документов, некоторым выделяются субсидии. Однако финансовая поддержка этих мер трудоустройства инвали­дов оказывается крайне скудной и составляет всего 0,37 % от средств Фонда занятости, израсходованных на деятельность по содействию трудоустройству инвалидов.

В Законе «О занятости населения в Российской Федерации» особое внимание уделено проведению специальных мероприятий, способствующих занятости инвалидов. Важно, чтобы инвалиды были конкурентоспособными на рынке труда, получили такую высокую профессию и квалификацию, при которых могли бы реализовать свои возможности, занять ниши в дефицитных сфе­рах производства и конкурировать с другими гражданами. Такие примеры существуют. Безработным1 инвалидам предоставлено право в приоритетном порядке бесплатно пройти профессиональ­ную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. При направлении для этого в другую местность им предоставляется бесплатный проезд до места обучения и обратно и бесплатное проживание в период учебы.

Трудоустройство и решение вопросов о профессиональной ре­абилитации возложены на органы Федеральной службы занятости населения. Служба занятости в своей работе осуществляет взаимо­действие с другими ведомствами (социальной защиты населения, образования и т.д.), общественными организациями инвалидов, органами исполнительной власти и органами местного само­управления, принимает участие в работе Координационного со­вета по делам инвалидов.

Но проблема часто заключается в том, что многие инвалиды не имеют опыта в поиске работы, как и необходимой информа­ции о деятельности службы занятости. Как показывают социоло­гические исследования, основная проблема 40,3 % инвалидов — как найти дополнительный заработок. По данным С. Н. Кавоки-на, только 33 % тех инвалидов, кто активно ищет работу, обра­щались в службу занятости по вопросам трудоустройства и толь­ко 20 % состоят там на учете. В настоящее время в учреждениях службы занятости отсутствует существенный опыт по трудоуст­ройству инвалидов. Значительная часть инвалидов, в первую оче­редь I и II групп, сотрудниками службы занятости практически не рассматриваются как потенциальные претенденты на трудо-

социальные проблемы в жизнедеятельности инвалидов и пути их решения - student2.ru 1 Безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, зак­лючение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдается в уста­новленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органе Феде­ральной службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовый при­ступить к ней.

устройство, и с ними отказываются работать, несмотря на тру­довые рекомендации бюро МСЭ.

По данным И. А. Соколовой, во многих центрах службы заня­тости отсутствует реабилитационное направление в работе с ин­валидами. Нет четкого, основанного на нормативно-правовой базе, взаимодействия с бюро МСЭ, в результате чего инвалиды обращаются в службу занятости с рекомендациями, содержащи­ми общие указания относительно условий труда, которые явля­ются, скорее, определением предположительной трудовой воз­можности инвалидов. В самих центрах службы занятости также практически отсутствует этап экспертизы их профессиональных потенциальных способностей и уровня ограничения жизнедея­тельности инвалидов. Поэтому переобучение осуществляется по профессиям, которые не всегда показаны инвалидам. Часто (до 44 % случаев) трудоустройство инвалидов осуществляется на име­ющиеся вакантные места, которые не соответствуют их 'пси­хофизиологическим возможностям и профессиональным инте­ресам. Не проводятся адаптация и контроль на рабочем месте инвалида. В результате наблюдается большой процент (24,2 %) повторных обращений по поводу рационального трудоустрой­ства.

Среди всех категорий безработных трудоустройство инвали­дов является наиболее сложным, у них отмечается самый продол­жительный период безработицы, который в среднем достигает 8 — 9 месяцев (у некоторых — до 3 лет). Ощущается острый дефи­цит вакансий по многим специальностям, квотирование рабо­чих мест для инвалидов проводится только на неквалифицирован­ные виды труда, специальные рабочие места на предприятиях не создаются.

В соответствии с развитием государственной политики в сфере профессиональной реабилитации и трудовой занятости инвали­дов к функциям службы занятости должны быть отнесены:

- проведение анализа рынка труда, подготовка предложений
по его урегулированию применительно к инвалидам; обеспечение
мер, направленных на сохранение, создание рабочих мест для
инвалидов, включая специальные рабочие места;

-участие в разработке городских целевых программ, специаль­ных соглашений по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

- разработка совместно с другими заинтересованными ведом­
ствами гарантированного перечня мероприятий, услуг и техни­
ческих средств по профессиональной реабилитации и содействию
занятости инвалидов;

- организация деятельности органов службы занятости по про­
фессиональному консультированию, профессиональной ориента­
ции и профессиональному обучению инвалидов;





-организация и развитие сети подведомственных учреждений, занимающихся решением проблем инвалидов в области профес­сиональной реабилитации и занятости;

- разработка предложений по улучшению организации трудо­
устройства инвалидов;

- организация подготовки, переподготовки и повышения ква­
лификации специалистов подведомственных организаций и учреж­
дений по профессиональной реабилитации инвалидов;

- проведение активной политики занятости в отношении ин­
валидов: реализация закона о квотировании рабочих мест, созда­
ние новых рабочих мест, субсидирование рабочих мест, поддерж­
ка специализированной занятости;

- создание на базе специализированных предприятий реабили­
тационных центров;

- организация ярмарок вакансий для инвалидов;

- проведение дней профессий;

- организация «Клуба для инвалидов, ищущих работу».

Для содействия трудовой занятости инвалидов Минтрудом Рос­сии разработан и утвержден в 1993 г. «Перечень приоритетных профессий для рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособны­ми на региональных рынках труда». В перечень включено 111 про­фессий и групп профессий, предусматривающих возможности трудовой деятельности для инвалидов с различными видами ог­раничений жизнедеятельности.

Однако для инвалидов с высшим образованием, имевших ра­боту в области интеллектуального труда, большинство профессий этого списка представляются малоподходящими. В целом перечень профессий является довольно узким и не отражает потенциаль­ных возможностей инвалидов. Поэтому необходимы научные ис­следования в области формирования трудовых рекомендаций для инвалидов с современных позиций и с учетом технических дости­жений в оснащении трудовых процессов как индивида, так и про­изводства в целом.

2.4.3. Доступность для инвалидов окружающей среды

В России инвалидам во многом затруднен доступ к объектам социальной инфраструктуры — учреждениям здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытовых услуг (парикмахерских, прачечных и т.п.), местам работы и отдыха, многим магазинам в связи с архитектурными и строительными барьерами, неприспо­собленностью общественного транспорта для пользования лица­ми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и дефектами сенсорных органов.

Игнорирование потребностей инвалидов в обычной для каж­дого человека жизнедеятельности, недоступность социально зна­чимых объектов снижают возможности лиц с физическими де­фектами полноценно участвовать в жизни общества.

Созданию безбарьерной среды посвящены специальный Указ Президента Российской Федерации № 1156 от 02.10.92 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятель­ности» и Постановление Правительства Российской Федерации № 1449 от 07.12.96 «О мерах по обеспечению,беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфра­структуры», а также ряд других подзаконных актов. В этих доку­ментах учтены потребности инвалидов при размещении застрой­ки объектов социального и культурно-бытового обслуживания, создании условий доступности рабочих мест и обеспечении бес­препятственного доступа инвалидов к объектам инженерно-транс­портной инфраструктуры. Предусмотрено введение в ведомствен­ные нормативные акты в области строительства требований по проведению обязательной экспертизы проектно-сметной докумен­тации на застройку городов и других поселений, строительство и реконструкцию зданий и сооружений в части обеспечения до­ступности их для инвалидов. На органы Государственного архи­тектурно-строительного надзора возложен контроль за соблюде­нием требований доступности при строительстве и реконструк­ции зданий и сооружений. К этой деятельности рекомендовано привлекать общественные организации инвалидов.

В 1993 г. вышло Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня категорий инвалидов, для которых необходима модификация средств транспорта, связи и информатики». Этот документ содержал конкретные регламенти­рующие нормы по приспособлению общественного и индивиду­ального транспорта для инвалидов с поражением опорно-двига­тельного аппарата и инвалидов с нарушениями зрения, слуха и речи.

В западноевропейских и некоторых других странах разработаны и соблюдаются требования к оснащению городского транспорта подъемными устройствами для посадки инвалидов на креслах-колясках, площадками, сиденьями, устройствами фиксации и крепежа, специальными поручнями и другим оборудованием, обеспечивающим их размещение и передвижение внутри транс­портного средства. Практически всеми ведущими зарубежными авиакомпаниями предусматриваются специальные места для раз­мещения инвалидов в воздушном транспорте. Удобство, комфорт­ность и безопасность гарантированы инвалиду также на пасса­жирских морских и речных судах. При перевозке инвалидов же-к- шодорожным транспортом в составах используются вагоны с широким коридором, специальным туалетом и местом для инва-

лидных колясок. Уделяется внимание и оборудованию вокзалов, станций, переходов и т.д.

Наши рекомендации