Виды безопасности как компоненты национальной безопасности
В современных условиях вопросы обеспечения национальной безопасности России являются приоритетными и безусловными по отношению к другим вопросам политического развития, поскольку для РФ сегодня решение проблем национальной безопасности, как никогда ранее, напрямую связано с дальнейшим развитием страны, сохранением её самоидентификации, самобытной культуры и цивилизационной модели. Уникальное положение РФ, особенности её географического и культурно-исторического ландшафта, традиции вовлечённости в решение глобальных проблем мирового развития свидетельствуют о непригодности для России геополитических моделей обеспечения национальной безопасности, используемых другими государствами. Поиск собственного пути геополитического развития, определение оптимальных направлений реализации национальных интересов в XXI веке превращается для нашей страны в приоритетную задачу в ближайшей и среднесрочной перспективе.
События недавнего прошлого, связанные с ухудшением геополитического положения России, хотя и носят временный характер, оказывают существенное влияние на формирование подходов к обеспечению собственной безопасности. Сложившееся положение накладывает повышенную ответственность на лиц, принимающих соответствующие политические решения, в плане учёта, с одной стороны, национальных и геостратегических интересов государства, а с другой – реальных возможностей по их воплощению в жизнь.
Анализ практики обеспечения национальной безопасности РФ свидетельствует о том, что в стране создан и функционирует определённый государственный механизм разработки и реализации политики в области безопасности, вопросы обеспечения, которого достаточно широко проработаны в правовом, концептуальном, структурно-организационном и содержательном плане.
Национальная безопасность – вид безопасности на уровне отдельных государств, при котором исключается угроза войны и посягательств на суверенитет страны, её независимость и территориальную целостность. Этот вид безопасности предполагает безусловную возможность проведения государством самостоятельной внешней и внутренней политики, отсутствие вмешательства в его дела извне.
Значимым элементом безопасности государства является и защита прав человека, обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности общества.
Национальная безопасность структурно включает в себя:
а) Государственную безопасность – понятие, характеризующее уровень защищённости государства от внешних и внутренних угроз. Отождествление государственной безопасности с национальной безопасностью неверно, так как первое понятие является менее широким. Не всегда угроза государству может составлять непосредственную угрозу нации, государство может погибнуть, но нация останется – примером тому служит судьба Российской империи и СССР;
б) Общественную безопасность – понятие, выраженное в уровне защищённости личности и общества преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера;
в) Техногенную безопасность – уровень защищённости от угроз техногенного характера. Она обусловливает степень защищённости человека, объектов и ОС от угроз, исходящих от созданных и функционирующих сложных технических систем при возникновении и развитии аварийных и катастрофических ситуаций;
г) Экологическую безопасность и защиту от угроз стихийных бедствий. На протяжении всей истории человечества национальная безопасность отождествлялась с военной безопасностью, защищённостью государства от вооружённого нападения извне. В настоящее время данный компонент национальной безопасности также играет непосредственную роль. При этом учитываются такие факторы, как: состояние вооружённых сил страны и возможных театров военных действий; наличие (или отсутствие) военных союзников; размеры военного бюджета; научно-технический, экономический и демографический потенциал страны; моральный дух нации.
За последние годы учеными и политиками была проделана огромная работа по концептуальному осмыслению проблемы обеспечения национальной безопасности России, официально утверждены и уже используются в практической политике такие важные документы, как Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., обновлённая Военная доктрина и Концепция внешней политики, Доктрина информационной безопасности, другие документы и положения. В социуме сложилась убежденность в том, что в основе государственной политики должны лежать национальные интересы, а политические решения должны быть взвешены и продуманы, научно обоснованы и согласованы с основными направлениями качественного обеспечения безопасности государства.
Так, по результатам мониторинга, проведённого Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности, вопросы национальной безопасности России регулируют более 70 указов Президента РФ и около 200 федеральных законов. Вместе с тем анализ действующего законодательства подтверждает недостаточное нормативно-правовое обеспечение ряда положений национальной безопасности и противостояния новым рискам и вызовам. В связи с этим современное геополитическое положение России ставит перед государством и обществом принципиальные задачи по совершенствованию существующего законодательства в сфере укрепления национальной безопасности и правопорядка.
Наличие определенных противоречий в деятельности государственных и общественных структур по обеспечению национальной безопасности РФ, потребности устойчивого геополитического развития России, сохранения её статуса великой державы и осуществления исторической миссии вызывают необходимость дальнейшего поиска путей совершенствования механизма обеспечения её безопасности.
Так, в целях совершенствования механизма обеспечения национальной безопасности РФ возможно предположить определённый спектр разноуровневых мер (действий), которые могли бы быть предприняты и реализованы в качестве альтернативы к уже существующим, а именно:
1. В теоретико-методологическомплане наиболее оптимальным представляется применение на практике определённой функциональной модели системы обеспечения национальной безопасности.
2. В структурно-организационномплане - совершенствование механизма обеспечения национальной безопасности РФ видится путём выстраивания управленческой вертикали. Во главе этой системы должен находиться Президент государства, опирающийся в своей деятельности на Совет безопасности, который в этой схеме выполняет планирующие, координирующие и контрольные функции.
3. В содержательномплане главные усилия по совершенствованию механизма обеспечения национальной безопасности России необходимо сосредоточить на следующих направлениях:
– при принятии фундаментальных решений в области национальной безопасности стремиться к достижению оптимального соотношения между национальными интересами и возможностями их реализации, концентрации имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях реализации национальных интересов;
– в политической сфере главными задачами должны стать централизация управления, укрепление единого политического и правового пространства, достижение единства по проблемам безопасности между ветвями власти, обеспечение реального равенства между субъектами Федерации;
– в экономической сфере необходимо создавать условия для укрепления позиций отечественных производителей, повышения роли государства в управлении экономикой, особенно стратегическими отраслями;
– во внешнеполитической сфере главное внимание следует уделить реинтеграционным процессам на постсоветском пространстве, проведению многовекторной внешней политики, содействию усилению роли ООН в международных делах. Выдвинуты идеи выстраивания современного партнерства между Россией, ЕС и США – партнерства, основанного на принципах неделимости безопасности, взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости;
– в военной сфере успех в обеспечении национальной безопасности связан с успешным реформированием военной организации, сохранением стратегических ядерных сил в качестве основного потенциала сдерживания, сохранением лучших традиций отечественного военного образования;
– в информационной сфере важное место должны занимать разработка принципов государственной информационной политики, укрепление государственных средств массовой информации, развитие информационных технологий, осуществление информационной и культурной экспансии в отношении зарубежных стран;
– в духовной сфере главным условием обеспечения национальной безопасности должно стать формирование национальной идеи, объединяющей народы России в их усилиях по достижению достойного будущего для себя и своих потомков.
Таким образом, результаты проведённого анализа свидетельствуют о том, что, несмотря на существенное ухудшение геополитического положения после распада СССР, Россия сохраняет объективные параметры, позволяющие занимать особое место в системе глобальных пространственно-силовых отношений. Статус великой державы определяет и особое геополитическое поведение России, основные способы обеспечения национальной безопасности, неизбежную вовлечённость российского государства в региональные и общемировые системы безопасности.
1.6. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности. Критерии комфортности
Основы физиологии труда по обеспечению безопасности делят на три следующие группы: методологические, медико-гигиенические и технические.
Методологические основы физиологии труда – это применение на практике определённой функциональной модели системы обеспечения безопасности труда, позволяющей отработать комплекс мер по предупреждению воздействия на человека негативных факторов среды обитания.
К медико-гигиеническим относятся принципы медицинской профилактики, лечения, восстановления, закаливания и др.
К техническим относятся принципы изоляции, поглощения, разбавления, принцип слабого звена и отвода энергии, опасной для человека, в другое русло.
Комфортные условия жизнедеятельности в техносфере регламентированы нормативно-законодательными документами и включают в себя обеспечение на рабочем месте допустимых параметров микроклимата, загрязненности рабочей зоны, вредных производственных излучений, шума и вибрации, освещенности, механических опасностей и электробезопасности.
Критерии комфортности – это такие критерии, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Критериями комфортности являются показатели вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Показатели вредности и опасности характеризуются ПДК и классом опасностей (чрезвычайно опасные – I класс, высоко опасные – II класс, умеренно опасные – III класс, мало опасные – IV класс). Тяжесть и напряженность труда характеризуются нормами предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжести вручную
Условия труда— совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда.
Элементы условий труда:
- санитарно-гигиенические (освещенность, уровень шума, температура, вентиляция и др.);
- эстетические (цвет и форма предметов);
- производственно-технические (техническое состояние и безопасность оборудования);
- психофизиологические (ритм, темп, интенсивность, количество бит информации в единицу времени).
Интенсивность труда— степень напряженности организма, характеризуемая количеством затрачиваемой живой энергии в единицу времени. Различают две классификации интенсивности труда:
I. По энергетическим затратам.
Разграничение работ по категориям осуществляется на основе интенсивности общих энерготрат организма в ккал/ч (Вт):
- к категории 1а относятся работы с интенсивностью энерготрат до 120 ккал/ч (до 139 Вт), производимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением;
- к категории 1б относятся работы с интенсивностью энерготрат 121-150 ккал/ч (140-174 Вт), производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением;
- к категории 2а относятся работы с интенсивностью энерготрат 151-200 ккал/ч (175-232Вт), связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения;
- к категории 2б относятся работы с интенсивностью энерготрат 201-250 ккал/ч (233-290 Вт), связанные с ходьбой, перемещением и переноской тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением;
- к категории III относятся работы с интенсивностью энерготрат более 250 ккал/ч (более 290 Вт), связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.
2. Работы на ПЭВМ. Продолжительность работы на ПЭВМ представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Продолжительность работы на ПЭВМ
Катего-рия работы с ПЭВМ | Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ с ПЭВМ | Суммарное время регламентированных перерывов, мин | |||
группа А, количество знаков | группа Б, количество знаков | группа В, ч | при 8-часовой смене | при 12-часовой смене | |
I | до 20000 | до 15000 | до 2 | ||
II | до 40000 | до 30000 | до 4 | ||
III | до 60000 | до 40000 | до 6 |