Организационно-правовые основы проведения специальной операции по освобождению заложников
К нормативным документам, регламентирующим деятельность ОВД при предупреждении и пресечении захвата заложников, относятся: Конституция РФ, Федеральный закон “О борьбе с терроризмом”, Закон РФ “О полиции”, другие законы и правовые акты РФ, международные конвенции, межведомственные и ведомственные нормативные акты. Заложник- физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого- либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.
Под захватом заложниковпонимается такое неправомерное физическое ограничение свободы человека, при котором его последующее
возвращение к свободе становится в зависимость от выполнения требований субъекта, обращенных к государству, организации, физическим или юридическим лицам. Захват может осуществляться тайно или открыто, без насилия или с насилием не опасным либо опасным для жизни и здоровья.
Вместе с тем, лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состава иного преступления. Захват заложников характеризуется определенными мотивами при его совершении (политические, общеуголовные, психические). Проблемы, которые возникают в ситуациях захвата заложников, можно разбить на три большие группы с выделением частных задач.
1.Проблемы, относящиеся к заложникам:
- разработка организационной стороны участия специалистов в операции по психологической поддержке заложников;
- разработка кратких речевых формул для их психологического инструктажа в целях поддержки и предупреждения неправильного поведения, которое может спровоцировать преступников на насильственные действия;
- разработка мер экстренной медико-психологической помощи.
2. Проблемы, относящиеся к участникам операции:
- разработка организационной стороны участия специалистов медико-психологической поддержки на определенных этапах специальной операции;
- разработка методик саморегуляции и психологического инструктажа участников операции о правильных действиях в зависимости от типов личности террористов, заложников и сложившейся ситуации;
- разработка рекомендаций по способам коррекции работоспособности и интенсивного восстановления психического здоровья участников операции;
- разработка оптимального набора методик для их медико-психологического обследования.
3. Проблемы, связанные с ведением переговоров с террористами:
- разработка методов убеждения, в том числе аргументации, в зависимости от типов личности террористов и сложившейся ситуации;
- разработка приемов невербального воздействия на преступников, в том числе через технические средства передачи информации;
- разработка способов комплексного влияния на психику террористов
с целью снижения у них уровня агрессивности и т.д.;
- разработка методик по подготовке переговорного процесса из числа психологов и психиатров, а также сотрудников и военнослужащих МВД. В системе обеспечения охраны государственного строя, личности и прав граждан от преступных посягательств основную роль играет Уголовный кодекс РФ, содержащий нормы, предусматривающие ответственность за захват заложников (ст.206 УК).
В соответствии со ст.14 Закона РФ «О полиции»сотрудники полиции имеют право применять огнестрельное оружие при освобождении заложников.
Приказ МВД РФ, предусматривает порядок планирования действий
ОВД при предупреждении и пресечении захвата заложников, расчета сил и
средств, особенности формирования группировки, а также организацию управления и связи. Согласно инструкции, утвержденной совместным ПриказомМБ и МВД РФ “О мерах по координации и взаимодействии федеральных органов государственной безопасности и органов внутренних дел Российской Федерации при проведении операций по освобождению заложников” от 15 декабря 1992 г. № 0228/086, к компетенции МВД РФ отнесено выявление, предупреждение и пресечение захвата заложников:
-в ИВС, специальных комендатурах, в других помещениях ОВД и внутренних войск системы МВД России (кроме случаев захвата и задержания заложников для достижения целей незаконной эмиграции из РФ);
-при побегах из-под стражи: лиц задержанных по подозрению в совершении преступлений; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, приговоренных к лишению свободы;
-при дезертирстве из рядов Вооруженных Сил РФ и других вооруженных формирований;
- в жилых и производственных помещениях, в общественных местах при выдвижении требований выкупа либо получения иной выгоды и преимущества социального и бытового характера;
-в отношении лиц, выдвигающих требования по освобождению осужденных, арестованных, задержанных из мест лишения свободы.
К компетенции Федеральной службы безопасности РФ относятся
акции захвата заложников:
-совершенные членами международных террористических организаций на территории России, в иностранных дипломатических и иных представительствах, в зданиях органов государственной власти и управления, на объектах атомной промышленности и энергетики, особо опасных производств;
-при попытке содержащихся под стражей лиц достичь целей незаконной эмиграции из России;
-в жилом фонде, нежилых строений населенных пунктов при попытке достичь целей политического характера;
-на объектах воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта;
-в служебных зданиях и иных объектах, находящихся в ведении и под охраной ФСБ.
Федеральная служба безопасности и МВД России проводят специальные операции по освобождению заложников самостоятельно или совместно, в зависимости от их компетенции, складывающейся оперативной обстановки, объекта посягательств, наличия сил и средств, возможности локализовать и пресечь захват заложников с наименьшими потерями для них, без угрозы безопасности окружающих лиц. Цели проводимых специальных операций по освобождению заложников:
- защита жизни, чести, здоровья, достоинства граждан и предотвращение ущерба имуществу различных форм собственности;
- выполнение всех международных конвенций, соглашений по вопросам борьбы с терроризмом;
- выполнение договоренностей с государствами-участниками СНГ в области обеспечения безопасности;
- обеспечение исполнения норм уголовного и уголовно- процессуального законодательства России;
- обезвреживание лиц, захвативших заложников.