Особенности проведения специальной операции по пресечению угона транспортных средств
Операция начинается с получения сообщения о захвате воздушного судна на земле. Руководитель полетов, получив сообщение, немедленно докладывает об этом старшему начальнику, который оповещает руководство авиапредприятия совместно с дежурными сотрудниками ФСБ и МВД, организует силами ОВД и караула военизированной охраны первичное блокирование захваченного воздушного судна, принимает меры по задержанию преступников при их попытке скрыться и к предотвращению возможного взлета путем расстановки на полосе взлета препятствий. При прибытии опергрупп в район сосредоточения основная группа блокирования с ходу занимает рубеж блокирования, исключая возможность прорыва и ухода преступников, а также прекращает доступ к самолету посторонних лиц. С момента занятия основной группой блокирования своих позиций группа первичного блокирования снимается и поступает в распоряжение
руководителя операции. Блокирование захваченного воздушного судна проводится по возможности скрытно, с использованием естественных и искусственных укрытий. Посты блокирования в зависимости от условий местности располагают по возможности на более близком, но безопасном расстоянии от воздушного судна, в местах, обеспечивающих хороший обзор, а также возможность ведения прицельного огня при побеге преступников.
Руководитель операции и его заместители с начала операции находятся на командном диспетчерском пункте. Связь с группами поддерживается использованием переносных радиостанций. После занятий группами исходных позиций начинается выполнение основной задачи - захват (ликвидация) преступников. Успех выполнения этой задачи во многом будет определяться избранной тактикой действия, которая включает в себя четкую оценку реальной обстановки и выбор из многих возможных вариантов одного, наиболее приемлемого. Выбор его опирается на предшествующий опыт действий в подобной обстановке, а также на возможно новые, нетипичные ситуации и интуицию. При выборе тактики действий опергрупп учитываются возможные намерения преступников, их количество, вооружение, требования, выдвигаемые ими, местность, метеорологические условия, время суток, количество и состояние пассажиров, тип воздушного судна. Но, прежде всего, тактические способы действий должны быть подчинены цели не допустить последствий, связанных с захватом воздушного судна. В зависимости от обстановки переговоры с преступником ведутся через посредников, членов экипажа с использованием радиосвязи или через уполномоченного представителя оперативного штаба, который для
ведения переговоров использует мегафон. Изменения обстановки могут быть динамичными, поэтому вырабатываются основы тактики ведения переговоров с преступниками. Наиболее вероятными вариантами обстановки при ведении переговоров с преступниками могут быть: воздушное судно захвачено преступниками, но еще находится в аэропорту; преступники, захватив заложников, находятся в здании и требуют предоставить им самолет для взлета; преступники захватили воздушное судно, находящееся в воздухе, и пытаются силой заставить экипаж самолета изменить курс и следовать в нужном направлении. Несомненно, самым сложным является вариант, когда преступники находятся в воздухе. В этом случае делается все, чтобы под любым предлогом возвратить и посадить захваченное судно на аэродром вылета или другой и тем самым создать благоприятные условия для проведения операции по захвату (ликвидации) преступников. Сразу же после посадки захваченного воздушного судна активизируются действия по ведению переговоров с преступниками, в скрытом порядке проводятся мероприятия по захвату преступников и освобождению заложников. Если переговоры с преступниками не дали положительных результатов, по команде руководителя операции осуществляется скрытый переход группы захвата к воздушному судну. Скрытое сосредоточение группы захвата осуществляется подходом по одному с дальних подступов со стороны хвостового оперения строго по направлению продольной оси воздушного судна. Снайперы занимают места согласно стрелковым карточкам и держат под наблюдением двери пассажирского салона, особенно входную дверь в головной части самолета. Руководитель группы прикрытия также определяет места выхода к самолету каждого бронетранспортера и сектора наблюдения при боевых действиях.
По команде руководителя операции начинается движение к самолету
парламентера с деньгами. В момент приоткрытая двери преступником и передачи ему денег один из членов группы захвата пожарным багром или другим предметов заклинивает дверь. Парламентер сразу же скрывается под самолетом. В случае, если преступник пытается применить оружие, снайпер открывает по нему огонь. Особенностью подготовки и ведения специальной операции по предупреждению и пресечению угона судов водного транспорта является то, что она организуется начальником УВДТ (линейного органа внутренних дел) совместно с руководителем соответствующего органа внутренних дел субъекта Российской Федерации и командиром соединения (воинской части) внутренних войск. Расчеты производятся исходя из следующих возможных вариантов, когда:
- совершен захват судна, находящегося в морском (речном) порту, в
акватории морского порта или на внутренних водных путях;
- совершен захват судна, находящегося вне зоны ответственности морских портов или вне пределов территориального моря (в исключительной экономической зоне);
- преступники при захвате судна используют взрывное устройство (на судне или его корпусе обнаружено взрывное устройство). При проведении специальной операции по пресечению захвата судов водного транспортагруппировка сил и средств, как правило, состоит из следующих групп оперативно-служебного применения: оперативной, радиотехнической разведки, ведения переговоров, оцепления, эвакуации, ликвидации угрозы взрыва, прикрытия (охраны), применения специальных средств, захвата, конвоирования, документирования, следственно-оперативной, тушения пожаров и аварийно-спасательных работ, тылового обеспечения, технического обеспечения, медицинского обеспечения, фильтрационного пункта и резерва. В случае нахождения водного судна вне зоны ответственности морского порта или вне пределов территориального моря (в
исключительной экономической зоне) его оцепление (блокирование) осуществляется с использованием в установленном порядке кораблей и
катеров ФПС России и ВМФ России.
Особенностью подготовки и ведения специальной операции по предупреждению и пресечению захвата железнодорожного подвижного составаявляется то, что она проводится в случаях, когда совершен захвата
подвижного состава, находящегося:
- на станции (остановочном пункте, парке отстоя) или в местах погрузки (выгрузки) груза;
- в пути следования.
В ОШ обязательно включаются сотрудники из числа руководящего состава отделений или управлений железной дороги. Для проведения специальной операции по пресечению захвата и угона подвижного состава могут формироваться следующие группы оперативно-служебного применения: оперативная, оцепления, блокирования, захвата, прикрытия, применения специальных средств, ведения переговоров, ликвидации угрозы взрывов, разграждения, следственная, оперативная, тушения пожаров, аварийно-спасательных работ, эвакуации, конвоирования, медицинского обеспечения, тылового обеспечения, технического обеспечения, обеспечения дорожного движения, фильтрационный пункт и резерв. Успех таких операций определяется наличием заранее хорошо разработанного типового оперативного плана действий, постановкой конкретной задачи каждому участвующему в операции, четкими действиями каждого сотрудника в боевой обстановке, безотказной работой всех средств связи и других технических средств, умелыми, решительными и хладнокровными действиями руководителя операции, безукоризненной исполнительской дисциплиной и высокой профессиональной подготовкой всего личного состава. Особенности задержания преступников в общественном транспорте (поезд, судно).
Возможная группировка сил и средств:
- группа блокирования;
- оперативная группа (наблюдатели);
- группа прикрытия;
- группа захвата
- время и место задержания выбирается с учетом благоприятных условий для действий групп и исключения возможных потерь среди посторонних граждан; - задержание может проводиться в купе, коридоре, тамбуре, каюте и т.д.;
- наиболее целесообразным временем задержания является ночь;
- оперативная группа (наблюдатели) ведут постоянное наблюдение за преступниками;
- группа захвата может действовать в форме работников поездной бригады (судовой команды);
- сотрудники группы прикрытия удаляют пассажиров из соседних купе (кают);
- бригадиром поезда (проводника, вахтенного начальника) один (два) преступника могут быть вызваны в коридор (другое купе, каюту);
- вагон поезда (коридор на судне) блокируется группой прикрытия (резервом - при наличии);
- по сигналу руководителя операции преступники задерживаются;
- при необходимости используется «стоп-кран» вагона (судно останавливается); - после задержания все необходимые действия производятся в отдельном купе (каюте) с последующим докладом старшему оперативному начальнику. При неблагоприятном исходе операции - преступнику удается покинуть поезд (судно):
- руководитель операции докладывает старшему оперативному начальнику;
- по решению руководителя операции группы захвата (прикрытия, резерва) преследуют преступников;
- оповещаются подразделения ОВД на транспорте и прогнозируется возможный характер действий преступников в районе;
- решением старшего оперативного начальника в районе возможного местонахождения (прибытия) преступников организуются заслоны (засады), с целью дальнейшего задержания.
Сотрудники органов внутренних дел должны быть подготовлены к действиям в сложной обстановке не только физически, но и профессионально, психологически. Именно в сложной обстановке проявляются психологические противоречия, которые есть в каждом человеке и группе людей - противоречия между инстинктом самосохранения и служебным долгом, между исполнительностью и инициативой, между ответственностью и самоутверждением, между смелостью и осторожностью.