Последствия чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации оказывают механические, тепловые, химические, радиационные и биологические поражающие воздействия на население и окружающую среду, при этом возникают различные последствия: медико-санитарные, бытовые, ритуальные, социальные, научно-исследовательские, инженерно-технические, юридические, политические, демографические, генетические, экономические и др.
Медико-санитарные последствия наступают для людей в начальный момент любой чрезвычайной ситуации и продолжаются длительное время, а для некоторых пострадавших — в течение всей жизни. В зависимости от характера чрезвычайной ситуации количество пострадавших может быть различным: от нескольких человек до десятков, сотен и тысяч человек. Всем пострадавшим необходимо оказать первую медицинскую помощь, а некоторым из них в зависимости от степени поражения — доврачебную, первую врачебную, квалифицированную медицинскую или специализированную помощь непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации.
Бытовые последствия сопровождают крупномасштабные чрезвычайные ситуации, когда население потеряло все: жилье, хозяйство, одежду, обувь и пр. В этом случае необходимо обеспечить население предметами первой необходимости, питьевой водой, продуктами питания, одеждой и обувью, определить места проживания [13] (прил.1.3).
Экономические последствия определяются в период оценки нанесенного ущерба чрезвычайной ситуацией. Оцениваются прямые и косвенные затраты.
К прямым затратам относятся:
- оказание материальной помощи пострадавшему населению;
- восстановление повреждённых и разрушенных жилых и производственных зданий, дорог, линий электропередач и связи, систем водоснабжения и канализации;
- возмещение ущерба за уничтожение и порчу сырья и топлива;
- затраты на временную эвакуацию населения и пр.
Косвенный ущерб складывается из следующих составляющих:
- затрат, связанных с приобретением и доставкой в район бедствия питьевой воды и продуктов питания, кормов, с доставкой медицинских подразделений;
- необходимых материальных средств для различных видов строительства;
- ущерба, связанного с нарушением функционирования объектов экономики, с ухудшением условий жизни населения, с невозможностью рационально использовать территорию в зоне чрезвычайной ситуации;
Научно-исследовательские и инженерно-технические последствия возникают с началом определения причин возникновения ЧС. Научно обосновывается недостаточный учет воздействия всех поражающих факторов, прогнозируемых в данном районе чрезвычайных ситуаций. Предлагаются новые инженерно-технические решения зданий и сооружений, машин и механизмов.
Проектируются и строятся взамен разрушенных здания и сооружения по новым требованиям, а уцелевшие постройки перепрофилируются, проводятся мероприятия по повышению их устойчивости.
Ритуальные последствия сопровождают почти все чрезвычайные ситуации. В зависимости от характера чрезвычайной ситуации количество погибших людей различно и может достигать сотен тысяч человек. В таких условиях очень важно провести захоронение тел погибших в кратчайшие сроки, особенно в теплое время года, чтобы предотвратить появление и распространение эпидемий. При этом похороны погибших необходимо осуществить в полном соответствии с нормами законов: проведено опознание тел погибших, документы оформлены надлежащим образом, соблюдены все традиции.
Социальные последствия возникают в ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, когда органы власти различных уровней не в должной мере обеспечивают жизнедеятельность пострадавшего населения.
Юридические последствия после чрезвычайной ситуации возникают как у физических и юридических лиц, так и у властных структур. Одним необходимо восстановить утраченные документы, обосновать и в судебном порядке доказать свою принадлежность к утраченной собственности, а другим доказать свою непричастность к возникшей чрезвычайной ситуации и своевременность проведения различных мероприятий по снижению количества пострадавшего населения.
Генетические последствия наступают среди пострадавшего населения и ликвидаторов последствий аварий на радиационно (ядерно) опасном объекте, химически опасном объекте и в ходе боевых действий с применением оружия массового поражения и др.
Политические последствия возникают при ЧС военного и социального характера ивозможны в других ЧС в условиях полного пренебрежения властями нужд пострадавшего населения или в условиях полной гибели властных структур на данной территории.
ГЛАВА 2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (РСЧС)[2]
Анализ правовых и нормативно-технических документов, научных публикаций, выступлений ведущих ученых и специалистов, а также анализ статистических данных по результатам оценки реальных чрезвычайных ситуаций и их последствий показывают, что обеспечение безопасности населения представляет собой сложную научно-техническую, социально-экономическую, организационную и политическую проблему, решение которой требует общегосударственного системного подхода.