Предмет, цели и задачи дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Ставрополь
Печатается по решению редакционно-издательского совета Ставропольского государственного университета
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – 174 с.
Учебное пособие содержит тематический план, лекции, в которых рассматриваются теоретико-методологические основы преподавания школьной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности, вопросы и задания для самостоятельной работы, литературу.
Предназначено для студентов вузов, специальности 033300.00 – Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура» изучающих дисциплину «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности».
Авторы-составители:
канд. биол. наук, доцент Ю.А. Маренчук,
докт. пед. наук, профессор В.В. Филанковский,
канд. пед. наук, доцентЕ.В. Макарова
Рецензент:
канд. пед. наук, доцент Н.Ю. Шумакова
© Издательство Ставропольского государственного университета, 2006
предисловие
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности является одной из базовых дисциплин подготовки студентов, будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Основной целью данной дисциплины является подготовка специалистов, обладающих педагогическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения обязанностей учителя безопасности жизнедеятельности по организации и проведению занятий с учащимися.
Основными задачами изучения дисциплины является: изучение форм, средств и методов обучения учащихся, по дисциплине безопасности жизнедеятельности и путей их совершенствования; научно-исследовательская работа при выполнении курсовой и квалификационной работ по тематике безопасности жизнедеятельности; подготовка к педагогической практике студентов по безопасности жизнедеятельности и ее проведение.
Содержание учебного пособия соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 033300.00 – Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура».
ОПД. Ф.04 | Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности и предмету (в соответствии с дополнительной специальностью). Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности. Структура школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Межпредметные связи. Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности. Урок безопасности жизнедеятельности технические средства обучения. Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности и поведения, учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий. Методика организации и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера. Методика проведения занятий по гражданской обороне. Передовой педагогический опыт. Работа с родителями по вопросам поведения детей в быту. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности. Методика организации проведения учебных сборов на базе воинских частей. Методика проведения «Дня защиты детей». |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Темы | Лекции | Практ. | СКР | Всего часов |
1. | Предмет и задачи дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» | – | – | ||
2. | Методологические основы образовательного процесса | ||||
3. | Место курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовании и его состояние | ||||
4. | Представление об учебном предмете | ||||
5. | Структура и содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» | ||||
6. | Организация процесса обучения | ||||
7. | Учебно-материальная база образовательных учреждений по «Основам безопасности жизнедеятельности» | ||||
8. | Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях по безопасности жизнедеятельности | ||||
2 курс 4 семестр – зачет | |||||
9. | Формы и методы обучения безопасности жизнедеятельности | ||||
10. | Методика подготовки учителя безопасности жизнедеятельности к проведению занятий | ||||
11. | Общая система воспитания в процессе обучения безопасности жизнедеятельности | ||||
3 курс 5 семестр – зачет | |||||
12. | Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в начальных классах | ||||
13. | Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-9 классах | ||||
14. | Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах | ||||
15. | Организация и выполнение курсовой работы | ||||
16. | Педагогическая практика | ||||
3 курс 6 семестр – экзамен | |||||
17. | Передовой педагогический опыт в области преподавания безопасности жизнедеятельности | ||||
18. | Творческий урок по безопасности жизнедеятельности | ||||
19. | Дистанционное обучение на уроках безопасности жизнедеятельности | ||||
4 курс 7 семестр – зачет | |||||
20. | Методика организации и проведения 5-дневных учебных сборов на базе воинских частей | ||||
21. | Методика проведения «Дня защиты детей» | ||||
22. | Методика проведения соревнований «Школа безопасности» | ||||
23. | Подготовка и выполнение дипломной работы | ||||
4 курс 8 семестр – экзамен | |||||
ИТОГО: |
Лекция 1. Предмет и задачи дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
План:
1. Предмет, цели и задачи дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности».
2. Специфика деятельности и обязанности учителя безопасности жизнедеятельности.
Предмет, цели и задачи дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
Методика – педагогическая наука, поэтому она строится соответственно целям и задачам общего образования и воспитания, базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к своеобразию изучения материала по безопасности жизнедеятельности.
Предметом исследования методики обучения ОБЖ – является теория и практика организации обучения, воспитания и развития учащихся по данному предмету.
Предмет методики обучения ОБЖ – школьная дисциплина, ее содержание и структура, представляющие особую педагогическую конструкцию, а также процесс овладения учащимися содержанием образования в области ОБЖ при взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося.
Методика рассматривает содержание учебного предмета, методы и формы обучения и воспитания.
К области методики обучения безопасности жизнедеятельности относят:
- цели обучения предмету (зачем учить?);
- определение содержания учебного материала (что изучать?);
- формы организации процесса обучения (Как изучать?);
- методы организации процесса обучения (Как учить?);
- средства обучения (С помощью чего учить?);
- определение системы воспитания (Как воспитывать?).
Совокупность этих проблем составляет специфику научного содержания дисциплины методика обучения БЖ.
Задачи методики обучения БЖ:
1. Фундаментальные (теоретические):
- исследование процессов овладения учащимися основами БЖ;
- изучение закономерностей процесса обучения;
- определение принципов и методов обучения.
2. Прикладные (практические):
- создание учебных программ;
- создание учебников;
- создание учебных пособий;
- разработка уроков;
- разработка практических рекомендаций для учителей.
Что исследуется в методике обучения БЖ сегодня (области):
1. Научные основы (история науки и ее теория).
2. Исследование содержания обучения. Доступность и эффективность программ, учебников, пособий для учащихся (учебно-методических комплексов).
3. Исследование новых методов обучения (путей, способов постижения объективной реальности, взаимосвязанных действий учителя и ученика).
4. Исследование отдельных приемов обучения.
5. Исследование воспитательных возможностей курса ОБЖ и пути осуществления воспитания.
6. Исследование процессов овладения знаниями.
7. Исследование трудностей и ошибок, встречающихся в обучении.
8. Исследование методологических основ методики обучения, ее принципов и закономерностей.
9. Оценка и исследование зарубежного опыта.