Освоение двигательными действиями
ПРАВИЛА, СОБЛЮДАЕМЫЕ ПРИ ОСВОЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ»
по предмету «Физическая культура»
Выполнил:
Константинов Михаил,
ученик 6 «В» класса.
Казань
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
Движение- это жизнь. -------------------------------------------------------------3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Понятие движения и двигательного действия ----------------------------5
2.1 Движение ---------------------------------------------------------------------5
2.2 Двигательное действие -------------------------------------------------- 5
2.3 Физическое упражнение -------------------------------------------------6
2.4 Техника двигательных действий --------------------------------------7
2.5 Правила освоения двигательными действиями ---------------------9
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ --------------------------------------------------------------- 12
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ -------------------------------------------------- 13
Введение.
Движение – это жизнь. Всё, что проходит в живом организме, внешне проявляется в движении. В них отражается даже психическая деятельность, различные эмоции – радость, горе, удовольствие, страх.
Движение обеспечивает постоянную циркуляцию всех биологических жидкостей как в поверхностных слоях кожи, так и в глубине организма. На каждый миллилитр крови приходится до семи тысяч квадратных сантиметров площади кровеносных сосудов. Если человек двигается меньше, то все процессы в его организме замедляются, в том числе и движение биологических жидкостей. В том числе замедляется и выделение продуктов распада из организма. Накапливаются токсины и ядовитые вещества, которые по кровяному руслу переносятся ко всем органам и отравляют все тело.
Итак, все биологические жидкости должны быть в постоянном движении. Это обеспечивает бесперебойную работу внутренних органов. Для этого незаменимым является любая физическая нагрузка.
Недостаток движения опасен для нашего организма так же, как и недостаток кислорода. Ограничение движения приводит к атрофированию мышечной материи, суставы становятся менее подвижными, уменьшается метаболизм, начинаются процессы угасания и старения нашего организма.
Наш мозг запрограммирован таким образом, что длительная неподвижность воспринимается им как непригодность к жизни, а это чревато запуском программы на самоуничтожение. В живой природе звери и птицы, лишенные возможности передвигаться, погибают. Малоподвижный образ жизни делает нас хронически больными людьми.
Человек, регулярно нагружающий свои мышцы, и нервную систему тренирует, и мозг поставляя ему необходимое количество кислорода.
Активный образ жизни - это не просто подтянутый вид и тренированные мышцы. Это еще и нормальное давление, и обмен веществ. У человека с развитыми мышцами становятся крепче кости. Интенсивное обогащение крови кислородом положительно влияет на всю систему кровообращения и работу сердца. Тренированный организм лучше противостоит болезням, инфекциям, колебаниям температуры и влиянию радиации - у него повышается иммунитет.
Здоровье - это одна из важнейших потребностей человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение движения, двигательных действий и двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Итак, понятие “движение”, с одной стороны, может рассматриваться как одна из основных философских категорий, а с другой - как моторная функция организма. В данном случае это понятие нас интересует прежде всего, как моторная функция организма человека, обеспечивающая изменение положения, перемещение тела или его отдельных частей в пространстве и во времени. На этом основании можно дать следующее определение:
“Движение” - это результат организованной мышечной активности, обеспечивающий перемещение тела или его частей по отношению к внешним предметам или друг к другу.
Движения бывают произвольные (сознательные, приобретённые) и непроизвольные (бессознательные, врождённые). Для физического воспитания основное значение имеют произвольные движения и в дальнейшем речь в основном будет идти только о них. Каждое произвольное движение характеризуется следующими признаками:
· оно всегда является функцией сознания (сознательным);
· приобретается человеком в процессе его жизненного опыта (в результате жизнедеятельности).
Посредством нескольких связанных между собой движений осуществляется двигательное действие. Следовательно, группа движений, преследующих решение какой-либо двигательной задачи и, на этой основе, объединённых в определённую систему, и представляют собой двигательное действие.
“Двигательное действие” - это целенаправленный двигательный акт, осуществляемый посредством группы движений, объединённых в систему для решения какой-либо двигательной задачи.
Из данного определения следует, что характеристика любого двигательного действия всегда должна даваться с позиций представления о нём как о с о з н а т е л ь н о осуществляемом двигательном акте, а также опираться на положение о единстве сознания и деятельности, материального и духовного в человеке.
Из такого понимания содержания понятия “двигательное действие” вытекает очень важное педагогическое положение о том, что ученик может успешно овладеть двигательным действием только в том случае, если будет заинтересован процессом обучения, будет понимать для чего следует осваивать данное двигательное действие..
Представленные выше определения ряда понятий создают условия для лучшего понимания конкретного смысла понятия “физическое упражнение”. Термин “упражнение” часто используется для обозначения направленной повторности действий, то есть как процесс многократного повторения. В данном случае нас больше интересует рассмотрение этого понятия с позиций представления о нём как об одной из разновидностей двигательных действий.
“Физическое упражнение” - это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания в соответствии с закономерностями этого процесса.
Из этого определения следует, что не каждое двигательное действие может быть названо упражнением. Таковыми являются только те из них, которые направлены на решение задач физического воспитания и подчинены педагогическим закономерностям их решения. Следовательно, понятие “двигательные действия” значительно более широкое, чем понятие “физические упражнения”.
Техника двигательного действия - это наиболее рациональный и эффективный способ выполнения двигательного действия, позволяющий достичь наивысшего спортивного результата.
Техника физических упражнений связана с многообразными ощущениями, основными из которых являются: мышечно-двигательные, вестибулярные, осязательные, органические, зрительные, слуховые.
Понятие о технике движений составляет основу спортивно-технического мышления и физического образования.
Освоение двигательными действиями.
В процессе обучения двигательным действиям ставится задача научить управлять своими действиями. Это значит регулировать прилагаемые усилия, быстроту выполнения, форму, амплитуду, направление движения.
Двигательное умение — это такая степень владения техникой действия, при которой, повышена концентрация внимания на составные операции, наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.
В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.
Двигательный навык — такая степень владения техникой действия, при которой управление движением происходит автоматически и действия отличаются надежностью.
Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двигательные навыки, разучиться уже невозможно.
Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:
Первый этап — ознакомление, первоначальное разучивание движения. Для этого требуется решить следующие задачи:
• создать общее представление о двигательном действии;
• научить частям техники этого действия;
• сформировать общий ритм двигательного акта;
• предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.
Второй этап — углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.
Основные задачи этого этапа:
- углубленно понять закономерности движений действия;
- уточнить технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;
- усовершенствовать ритм выполнения движения;
• создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
Третий этап — формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.
Задачи третьего этапа:
• закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения. Для этого постепенно увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;
• избирательно совершенствовать те физические качества, от которых зависит высокий результат в двигательном действии;
• совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т. е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряженности; усложняются задания или, наоборот, условия его выполнения упрощаются;
• облегчить технику движения. Ознакомиться с прикладными способами его выполнения, когда применяются варианты этого движения из бытовой, производственной или военной практики. Успех или неуспех студентов в освоении упражнений зависит от степени развития у них тех качеств, которые являются ведущими при освоении двигательного действия. Следовательно, необходима, самостоятельная работа отстающих студентов над развитием этих физических качеств.
Существует три правила освоения двигательных действий: