Организационно-правовые основы деятельности ОВД по пресечению массовых беспорядков
Массовые беспорядки- это совершаемое большой группой людей (толпой) посягательство на общественную безопасность, сопровождающееся насилием над людьми, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Во время массовых беспорядков нарушается общественный порядок на значительной территории, парализуется деятельность органов власти и управления”. Причинами массовых беспорядков являются социальные противоречия в различных сферах жизни общества. В зависимости от причин возникновения массовые беспорядки можно объединить в следующие группы:
- социально- экономические;
- межнациональные;
- религиозные;
- политические;
- экологические;
- возникшие в ходе проведения массовых мероприятий.
Поводом к совершению массовых беспорядков могут послужить конкретные события или действия, приводящие к образованию толпы (принятие непопулярного нормативного акта, слухи, проигрыш любимой команды и т.п.).
Отличительными признаками массовых беспорядков:
1. возросшая жестокость действий участников, полное пренебрежение к духовным ценностям, причинение большого материального ущерба;
2. увеличение числа активных участников массовых беспорядков и граждан, составляющих толпу;
3. политизация действий;
4. профессионализация действий активных участников;
5. техническая оснащенность и вооруженность участников.
Анализ причин и поводов, имевших место массовых беспорядков, показывает, что их можно было бы предотвратить при своевременном осуществлении комплекса профилактических мер экономического, административного и правового характера. В тоже время имелись серьезные недостатки и в действиях правоохранительных органов по их пресечению и ликвидации последствий. К числу обстоятельств, обуславливающих особенности организации и тактики действий правоохранительных органов, относятся в первую очередь нормативные акты органов государственного управления по вопросам регулирования отношений в сфере общественного порядка и безопасности.
В законе РФ «О полиции»определены основные задачи милиции, обязанности, права, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
В Федеральном законе «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»определены назначение, правовые основы, принципы деятельности, порядок выполнения возложенных задач внутренними войсками МВД РФ. В соответствии с Законом одной из основных задач соединений и воинских частей оперативного назначения и специальных моторизованных соединений и воинских частей является участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах.
Определен порядок применения военнослужащими внутренних войск физической силы, специальных средств и оружия. Для пресечения массовых беспорядков по указанию командира воинской части или его заместителя могут применяться водометы и бронемашины с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения.
В соответствии с Временным Уставом внутренних войск МВД Российской Федерациипри пресечении массовых беспорядков в населенном пункте соединения и воинские части могут:
-оказывать помощь работникам органов внутренних дел в
локализации очагов массовых беспорядков;
-нести патрульно- постовую службу;
-усиливать охрану важных объектов;
-охранять фильтрационные пункты;
-конвоировать задержанных;
-оказывать помощь ОВД в рассредоточении толпы и вытеснении ее из района, изъятия организаторов и активных участников массовых беспорядков.
Группировка сил и средств состоит из групп оцепления, патрулирования, охраны, конвоирования, рассредоточения, изъятия, применения специальных средств, маневренных групп, резерва.
Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»определяет обстоятельства и порядок введения, меры и временные ограничения, силы и средства, гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения. Одним из обстоятельств его введения являются массовые беспорядки.
Приказом МВД РФопределены назначение, правовые основы деятельности ОШ, их основные задачи и функции при чрезвычайных обстоятельствах. Применительно к действиям по пресечению массовых беспорядков в населенном пункте изложена последовательность и содержание работы руководителя оперативного штаба после получения информации о несанкционированном сборе граждан (содержание отдаваемых
предварительных распоряжений, основные задачи, решаемые в ходе рекогносцировки, содержание решения и боевого приказа, обязанности руководителя специальной операции по ведению переговоров, а также его
действия в случае резкого изменения обстановки).
Приказом МВД РФопределен порядок планирования и подготовки
сил и средств ОВД к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, в т.ч.и
при пресечении массовых беспорядков.
Приказом МВД РФопределены основные организационные мероприятия и тактика действий органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ при предупреждении и пресечении массовых беспорядков и связанных с ними иных правонарушений.
Наставление состоит из разделов:
1. Общие положения (привлечение сил и средств, основные функции оперативного штаба, организация предупреждения массовых беспорядков,
группы, создаваемые для их пресечения, содержание предупредительных мероприятий и режимных ограничений).
2. Предупреждение массовых беспорядков (признаки обострения социальной напряженности или межнациональных противоречий, содержание оценки обстановки и решения по предупреждению массовых беспорядков).
3. Подготовка органов внутренних дел и внутренних войск к действиям по пресечению массовых беспорядков.
4. Организация и проведение операции по пресечению массовых беспорядков (последовательность и содержание работы руководителя оперативного штаба, содержание силовых действий, в т. ч. Бесконтактного способа воздействия на толпу, действия при осложнении обстановки; раскрывается тактика действий отдельных групп, а также действия руководителя операции на завершающем этапе).
5. Предотвращение повторного возникновения массовых беспорядков (обязанности оперативного штаба по окончании операции, содержание предупредительно- профилактических мероприятий).
В качестве приложений представлены:
-примерная схема построения сил и средств ОВД и внутренних войск для остановки движущейся толпы бесконтактным способом;
-примерные схемы силового воздействия на толпу различными способами;
-варианты построения групп рассредоточения.
В настоящее время имеется необходимая нормативно- правовая база,
регулирующая деятельность органов внутренних дел и внутренних войск МВД России по предупреждению, пресечению и ликвидации массовых беспорядков.
В соответствии с Федеральным Законом «О пожарной безопасности»к действиям по предупреждению, ликвидации социально- политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
На основании анализа нормативных документов, можно сформулировать основные задачи, решаемые силами правопорядка в специальной операции.
Криминальная полиция:
-сбор оперативной информации об организаторах и активных
участниках массовых беспорядков;
-организация и ведение разведывательных действий.
Отдел полиции общественной безопасности:
-усиление охраны особо важных объектов;
-оцепление района проведения операции;
-организация дорожного движения;
-охрана общественного порядка по усиленному варианту;
-рассредоточение (вытеснение) толпы;
-блокирование активных участников массовых беспорядков;
-воспрепятствование передвижению мелких групп граждан из одного района населенного пункта в другой;
-изъятие организаторов и активных участников массовых беспорядков из толпы во время ее рассредоточения;
-применение специальных средств;
-устранение препятствий, созданных правонарушителями;
-конвоирование задержанных на фильтрационные пункты.
Органы предварительного следствия и дознания:
-документирование противоправных действий;
-осуществление неотложных следственных действий;
-установление личности задержанных и обеспечение работы следственно- оперативных групп.
Внутренние войска МВД России привлекаются к решению задач, как
правило, совместно с силами полиции общественной безопасности.