Раздел 2 городСКАЯ Инфраструктура КАК ОБЪЕКТ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Понятие, сущность и роль инфраструктуры города
В жизнедеятельности населения
В последние годы вопросы функционирования инфраструктурной сферы приобрели особую остроту и актуальность. Происходящие изменения во всех областях экономической и социальной жизни общества объективно требуют проведения сильной социальной политики и это повышает значимость развития инфраструктуры. Инфраструктура города обладает относительной самостоятельностью и в то же время она не может развиваться вне связи с экономикой. Потому, что с одной стороны, в ней проявляются результаты экономической деятельности, а с другой она сама оказывает влияние на развитие экономики, т.е. может либо стимулировать это развитие, либо тормозить. Почему же сфера, которая не производит ни каких материальных (т.е. осязаемых) благ, имеет такое серьезное влияние на экономику и жизнедеятельность населения? Для того, чтобы ответить на этот вопрос давайте рассмотрим сущность городской инфраструктуры и определимся с понятием этого термина.
Термин городская инфраструктура появился в отечественной науке и практике только в 90-е годы ХХ века.
При обеспечении функционирования и развития инфраструктуры города особое значение придается ключевым вопросам, решение которых в наибольшей мере способствует улучшению качества жизни. Приоритетная роль городской инфраструктуры в развитии общества определяется тем, что она способствует воспроизводству человека, его духовному и физическому развитию, созданию комфортных условий жизнедеятельности. Происходящая в мире интеллектуализация всех сфер деятельности и возрастание наукоемкости производства и быта нацелены на возвышение роли человека. Развитие инфраструктуры выступает необходимым условием повышения качества жизни населения, улучшения окружающей среды, а также повышения уровня образования, профессиональной квалификации, культуры, физического здоровья и психической устойчивости личности.
Именно эти причины в настоящее время являются определяющими в развитии предприятий и учреждений городской инфраструктуры. Инфраструктура города выступает в качестве одного из показателей уровня жизни и качества жизни населения, а объекты инфраструктуры, составляют необходимые и важнейшие условия жизнедеятельности населения.
Городская инфраструктура призвана обеспечить благоприятные условия жизни населения, развитие экономической, социальной и духовной сферы. Ее предназначение – наиболее полное удовлетворение потребностей населения в социальных, жилищно-бытовых, коммунальных, культурных и других услугах.
Исходя из вышесказанного, при изучении нашего курса мы будем придерживать следующего определения:
Городская инфраструктура - это комплекс объектов и видов деятельности функционирование, которого направлено на создание общих условий для жизнедеятельности населения через удовлетворение личных потребностей каждого конкретного человека на территории города.
При исследовании жизнедеятельности населения в отечественной научной литературе наряду с термином городская инфраструктура также используются такие социально-экономические категории, как непроизводственная сфера, сфера услуг и сфера обслуживания. Чтобы не было путаницы рассмотрим, что представляют собой эти категории и чем они отличаются от городской инфраструктуры.
1. Отличие непроизводственной сферы от инфраструктуры. Отнесение того или иного вида деятельности национальной экономики к сфере материального производства и непроизводственной сфере зависть от их роли в производстве валового внутреннего продукта и национального дохода. Критерием принадлежности отрасли к той или иной сфере служить характер применяемого в ней труда. К непроизводственной сфере относят те виды деятельности, в которых труд является общественно-непроизводительной деятельностью, т.е. не производятся какие-либо вещественные (осязаемые) предметы. Сущность выделения отраслей в данном случае чисто отраслевая. А ее функционирование связано, прежде всего, с нормальным функционированием общества в целом.
Городская инфраструктура отличается от непроизводственной сферы тем, что она представляет собой единый территориальный комплекс отраслей, функционирование которого направлено на удовлетворение различных потребностей населения конкретной территории.
2. Отличие сферы услуг от инфраструктуры. Это специфическая отрасль применения общественного труда. Здесь создаются особые потребительные стоимости, которые поступают в потребление населения не в качестве вещных предметов, а в форме услуг. То есть ее отрасли создают определенные виды услуг, которые потребляются населением или в процессе их производства, или после его завершения. Итак, функциональное назначение сферы услуг заключается в производстве особого продукта - услуги, а функциональное назначение городской инфраструктуры - создавать условия для жизнедеятельности населения. Поэтому данные понятия нельзя отождествлять.
3. Отличие сферы обслуживания от инфраструктуры. Сфера обслуживания по экономическому содержанию, выполняемым функциям очень близкое со сферой услуг понятие и основу их взаимосвязи составляет то, что социально-экономической формой труда является услуга, но между ними все- таки существует различие. Отрасли сферы обслуживания не создают, а предоставляют населению услуги и товары, созданные в сфере материального производства, иными словами сфера обслуживания выполняет только функцию обслуживания населения. Сфера обслуживания представляет собой совокупность отраслей национального хозяйства как материального производства, так и непроизводственной сферы, которые выделяются по единству назначения в воспроизводственном процессе, а оказание услуг - это основной признак, по которому та или иная отрасль входит или не входит в состав сферы обслуживания. Отличие сферы обслуживания от городской инфраструктуры состоит также в различном функциональном назначении: сфера обслуживания выполняет только функцию обслуживания населения, городская инфраструктура - выполняет функцию создания всего комплекса условий для нормальной жизнедеятельности населения.
Таким образом, выделение непроизводственной сферы, сферы обслуживания и сферы услуг вызваны потребностью изучения отраслевой структуры хозяйства какого-либо территориального образования. Отраслевая структура отражает состав отраслей и количественное соотношение между их частями, она позволяет определить, какие отрасли и в какой степени развиты, но она не дает представление об общих условиях общественного производства и социального развития. И такое представлением может дать только инфраструктура, т.к. она является составной частью функциональной и территориальной структур национальной экономики, а непроизводственная сфера, сфера услуг и сфера обслуживания составные части отраслевой структуры.
Функциональная структура – это набор и соотношение групп хозяйствующих субъектов, характеризующихся определенными функциями в национальной экономике.
Принадлежность городской инфраструктуры к элементам территориальной структуры обусловлено тем, что она в процессе своего функционирования образует разнообразные территориальные сочетания (например, комплексы, центры обслуживания и т.д.)
Право на существование имеют все рассмотренные понятия, т.к. во-первых, они дополняют друг друга, а не подменяют, во-вторых, их востребованность определяется целями и задачами, которые ставит перед собой исследователь при изучении социальных аспектов жизнедеятельности населения.
Цель развития инфраструктуры города можно представить как двух аспектах:
во-первых, повышение уровня и качества жизни людей на основе создания благоприятных условий для удовлетворения их материальных и духовных потребностей (это социальный аспект)
во-вторых, активное воздействие на повышение эффективности функционирования экономической сферы города (это экономический аспект).
Функции городской инфраструктуры подчинены общим целям социально-экономического развития общества: это снижение социальной напряженности в обществе, а также всестороннее и гармоничное развитие личности.
Движение к общей цели идет через достижение частных. К наиболее значимым целевым функциям городской инфраструктуры можно отнести:
- создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;
- воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития экономики города;
- эффективное использование трудовых ресурсов;
- обеспечение оптимальных жилищных и бытовых условий жизни населения;
- улучшение и сохранение физического здоровья людей.
Инфраструктура города обладает двумя важными признаками, которые необходимо учитывать при ее функционировании и развитии.
1.Территориальность. На развитие инфраструктуры города значительное влияние оказывает пространственный аспект, потому что ее функционирование неразрывно связано с населением конкретной территории. Также городская инфраструктура, как ни какая другая составляющая экономики, восприимчива к изменению территориальных пропорций общественного воспроизводства. Такая территориальная привязка объясняется тем, что жизнедеятельность населения всегда протекает в рамках определенной территории, поэтому инфраструктуры всегда локализуется в границах этой территории или служит средством преодоления расстояния (например, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения). Иными словами, основной уровень создания и функционирования инфраструктуры - конкретная территория. Это объясняется как территориальной привязкой её объектов к потребителям, так и невозможностью транспортировать и накапливать ее услуги.
2. Комплексность развития. В состав городской инфраструктуры входят различные взаимосвязанные между собой, но невзаимозаменяемыеотрасли. Отсутствие или неразвитость хотя бы одной из них в значительной мере обесценивает или делает невозможным использование других. В результате уменьшается эффективность функционирования всей инфраструктуры города в целом. Поэтому в настоящее время в региональных и локальных экономических системах должна четко формироваться тенденция к сопряженности уровней развития различных видов городской инфраструктуры.
Многие виды городской инфраструктуры функционально связаны между собой, например, жилищное и коммунальное хозяйства, торговля и общественное питание, транспорт и дороги и т.д. Это говорит о том, что элементы городской инфраструктуры функционируют в форме инфраструктурных систем, а инфраструктура города это не механический набор определенных видов деятельности экономики, а их комплекс. И все элементы этого комплекса должны находиться в оптимальных соотношениях как внутри городской инфраструктуры, так и с другими составными частями экономики города. Поэтому элементы городской инфраструктуры, хотя и имеют различную значимость в конкретных территориальных единицах, обязательно должны действовать во взаимосвязи, в комплексе. Комплексное, согласованное развитие инфраструктуры способствует повышению и эффективности ее функционирования, а также повышению качества удовлетворения разнообразных потребностей населения конкретной территории.
К сожалению, в нашей стране принцип комплексности всегда нарушался. Это, во-первых, отставание развития инфраструктуры от ввода производственных объектов, во-вторых, отсутствие пропорциональности между ростом жилого фонда и строительством объектов культурно-бытового назначения, в-третьих, несвоевременный ввод транспортных линий и инженерных коммуникаций, в-четвертых, недостаточное благоустройство городов.
Особая роль городской инфраструктуры в жизнедеятельности населения определяется тем, что она способствует воспроизводству главной производительной силы общества - человека, его духовному и физическому развитию.
К числу важнейших проблем функционирования и развития городской инфраструктурыможно отнести:
1) несбалансированность объектов инфраструктуры, которая проявляется в том, что среда жизнедеятельности на территории города и соответствующие ей объекты инфраструктуры развиваются неравномерно по пространственному размещению и ассортименту оказываемых населению услуг. Особенно остро это ощущают жители небольших и малых городов. Вследствие этого наличие объектов инфраструктуры на территории города не всегда гарантирует высокий уровень и качество жизни населения.
2) неравномерность развития инфраструктуры внутри городов. В современный период в России это проявляется, в частности, в гипертрофированном развитии торговых центров и развлекательных учреждений (дающих быструю прибыль) и недостатке детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения, досуговых центров и спортивных комплексов и др. В конкретном городе возможны специфические проблемы, например, в одних – недостаток ателье по пошиву одежды и мастерских по ремонту бытовой техники, в других – недостаток общественного транспорта и библиотек, а в третьих – парикмахерских и химчисток.
3) наряду с несбалансированностью развития городской инфраструктуры достаточно острой проблемой является нерациональное пространственное размещение объектов инфраструктуры, что затрудняет использование населением имеющихся ресурсов. Нередко это усугубляется плохо организованной работой общественного транспорта, поэтому нарушается принцип «шаговой доступности» организаций и учреждений по оказанию социально-бытовых услуг.
4) Важной проблемой, заметно сдерживающей развитие инфраструктуры и снижающей удовлетворенность населения обслуживанием, является несоответствие уровня доходов значительной части населения и цен, устанавливаемых на многие услуги инфраструктурной сферы, вследствие чего услуги не востребованы по причине низкой платежеспособности населения. Это проявляется, прежде всего, в ключевых сферах жизнедеятельности: недоступное жилье, высокая стоимость образовательных услуг, высокие цены на качественное медицинское обслуживание.
5) Очень остро стоит проблема обеспечения высокого качества инфраструктурных услуг, что невозможно в условиях большого износа основных фондов. Без инновационного замещения устаревших технологий сложно проводить эффективную политику воспроизводства объектов инфраструктуры.