Тема: Весна. Изменения в природе. Труд людей весной

1. Прочитать стихотворения, обсудить их (выучить по выбору).

Долго шла весна тайком от ветров и стужи,

А сегодня — прямиком шлепает по лужам,

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой

Барабанит по стеклу серой лапкой верба...

(Я. Аким)

На могучем тополе дружно почки лопнули.

А из каждой, почки вылезли листочки.

Развернули трубочки, распушили юбочки,

Оглянулись, улыбнулись и сказали: «Мы просну­лись!»

Травка зеленеет, солнышко блестит

Ласточка с весною в сени к нам летит.

(А. Плещеев)

Разговор с весной (прочитать по ролям)

— Ну весна, как дела? — У меня уборка.

— Для чего тебе метла? — Снег смести с пригорка.

— Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!

— Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже.
Все помою, просушу, Вас на праздник приглашу!

(О. Высотская)

Взяли грабли и лопатки — в огород пошли ребятки. Тут копают, там рыхлят, убирают мусор с гряд. Репу сеют, лук сажают, а потом все поливают.

2. Подобрать как можно больше признаков к существительному; весна (какая?) — ранняя ...

3. Подобрать родственные слова: трава — трав­ка, травушка, травяной, травянистый, травинка, травник...

4. Подобрать предметы к признакам: весенний — день..., весенняя — гроза..., весеннее — солнышко..., ве­сенние — дни... .

5. Подобрать существительные к действиям: (кто? что?): тает..., бегут..., распускаются..., появляются..., зеленеет..., прилетают..., цветут... .

6. Ответить на вопросы по теме «Весна».

Какие приметы весны ты знаешь?

Когда ты заметил первые приметы весны?
Какие это приметы?

Назови весенние месяцы.

Назови перелетных птиц.

Расскажи о жизни птиц и зверей весной.

Как трудятся колхозники на полях?

Какой сельскохозяйственный инвентарь ты знаешь?

Для чего он нужен?

7.Упражнение на координацию речи с движе­ниями.

Мы лопатки взяли, Ребенок имитирует действия лопатой

грядки раскопали:

Раз-два, раз-два!

Грабли в руки взяли, Ребенок имитирует действия граблями

грядки причесали:

Раз-два, раз-два!

Семена рядами Ребенок имитирует разбрасывание семян

в землю мы бросали:

Раз-два, раз-два!

8. Выучить пословицу о весне.

Март с водой, апрель с травой, май с цветами.

9. Вырезать картинку с изображением трудя колхозников на полях и вклеить ее в альбом.

10. Игра «Что бывает весной?». Активизировать знания детей по
теме, учить строить простые предложения, развивать
логическое мышление.

Весной бывает - снегопад, ледоход, Новый год.

Птицы весной - прилетают, улетают, выводят птенцов.

Листья весной - осыпаются, желтеют, распускаются – и т.д.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Снеговик» («Лыжник», и
т.д.)

11. Пересказать рассказ.

Когда наступает весна, снег в лесу тает постепенно. Вода долго стоит в лесу. Потом она сбегает в реку или озеро, а оттуда - на луга и поля. Потом на лугу вырастет высокая трава.

12. Логоритмика -отхлопать ритм стихотворения.

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня - прямиком

Шлёпает по лужам.

13. Составление рассказа о весенних изменениях в живой природе по карточке - схеме.

14. Подбор прилагательных к существительным - активизировать словарь по
теме.

Ветер весной (какой?).... Солнышко весной (какое?)... . И т. д.

Тема: Обувь

1. Упражнение «Подбери признак» - упражнять в подборе признаков к заданным предметам.

Сапоги (какие?) - кожаные, меховые, зимние, красивые, удобные. И т.д.

2. Логоритмика «Сапожки». Оттопать ритм стихотворения.

Нарядили ножки в новые сапожки,

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлёпайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

3. Упражнение «Чьи?» Упражнять в образовании притяжательных
прилагательных.

Туфли мамы - мамины туфли. И т.д.

4. Упражнение «Посчитай парами» Согласование числительных с существительными.

Одна пара сапог, две пары сапог, ... пять пар сапог.

5. Описание сюжетной картины (Например: «Семья в обувном магазине»).

6. Подготовка руки к письму. Штрихование сапожка

7. Упражнение «У кого что?» - составление сложносочиненных предложений с союзами «а», «и».

У девочки красные сапожки, а у мальчиков кожаные ботинки. И т.д.

8. Упражнение «Зашнуруй сапожок». Развитие мелкой моторики.

Тема: Одежда

1. Упражнение «Что можно...?» Уточнятьназвания предметов по теме,
практическое усвоение категории винительного падежа

Что можно шить? - пальто, юбку, брюки, бельё...

Что можно вязать? - шарф, шапку, кофту...

Что можно штопать? - носки, чулки, колготки, гольфы...

2. Игра «Что у кого?» Составление сложносочиненных предложений с
союзами «а», «и».

У Оли куртка, а у Саши пальто.

3. Игра «Ателье» Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Платье сшили в ателье из ситца. Какое оно? - Ситцевое платье. И т.д.

4. Игра «Модница» - усвоение категории творительного падежа с предлогом «с», уточнение названий деталей одежды.

Мне нравится пальто с капюшоном, карманами. И т.д.

5. Игра «Закончи предложение» Упражнять в употреблении несклоняемых
существительных.

В магазине на витрине висело красивое... (пальто).

У Маши не было теплого... (пальто).

Бабушка пришила пуговицы к новому... (пальто).

Маше очень понравилось новое... (пальто).

Маша пошла гулять в новом... (пальто).

Маша рассказала подругам о новом... (пальто).

6. Игра «Скажи наоборот» Упражнять в подборе антонимов.

Новый шарф - старый шарф.

Длинная юбка - короткая юбка.

Широкий шарф - узкий шарф. И т.д.

7. Упражнение «Что чем делают?» Практическое усвоение категории творительного падежа

Пальто чистят... (щеткой).

Шарф вяжут... (спицами).

Рубашку гладят... (утюгом).

Пуговицы пришивают...(иголкой и ниткой).

8. Составление рассказа по сюжетным картинкам (Например: «Платье для куклы»).

9. Из какого материала сделаны одежда, головной убор, обувь? Из какого материала могут быть сделаны эти вещи?

Это платье сшито из хлопка. Это хлопчатобумажное платье. Платье можно сшить из шёлка. Это будет шёлковое платье.

Тема: Весна. Изменения в природе. Труд людей весной - student2.ru

Тема: Весна. Изменения в природе. Труд людей весной - student2.ru Помоги мальчику одеться на лыжную прогулку. Называя одежду, используй разные «слова-признаки».

На голову мальчик наденет шерстяную, мягкую, тёплую, удобную спортивную шапочку.

10. Назови вещи «ласково».

• Шляпа — шляпка, шляпочка.


Тема: Весна. Изменения в природе. Труд людей весной - student2.ru

Из какого шкафчика вещи? Назови «слова-мальчики». «слова-девочки», «Слова-солнышки» и «слова-звездочки».

Мой сарафан. Моя шуба. Мое пальто. Мои брюки

Тема: Весна. Изменения в природе. Труд людей весной - student2.ru

11. Игра «Магазин».

Посчитай вещи и скажи, чего много в магазине.

Одно платье. Два платья. Три платья. В магазине много платьев.

Объясни продавцу, какую вещь ты хочешь купить.

У нас есть красное шерстяное платье? Дайте мне, пожалуйста, «красное шерстяное платье.

Тема: Весна. Изменения в природе. Труд людей весной - student2.ru

12. Найди одежду и придумай про нее загадки по схемам.

Её надевают но голову зимой. Оно сделано из меха. Что это? (Меховая шапка.)

Тема: Весна. Изменения в природе. Труд людей весной - student2.ru

Тема: Весна. Изменения в природе. Труд людей весной - student2.ru

Составь рассказ. Что это?

§ Из какого материала?

§ Из каких частей состоит?

§ Кто носит: мужчина, женщина?

§ В какое время года носят?

§ Где и когда используют?

РУБАШКА

Это рубашка. Рубашка хлопчатобумажная. У неё есть воротник, рукава, карман, манжеты, пуговицы. Рубашку носят мужчины круглый год на улице и в помещении.

Литература

1. Брежнева Е.А., Брежнев Н.В. Хочу всё знать. Часть 1, часть 2. - М:
Владос, 2003 г.

2. Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией. - Мн.: Народная
асвета, 2004 г.

3. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных
дизартрических расстройств //Дефектология. - №1. - 2000 г.

4. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. - М.: Баласс, 1999 г.

5. Лалаева Р.Н., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. -
С.-П.:Союз, 1999 г.

6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у
дошкольников. - С.-П.: издательство РГГТУ им. Герцена, издательство
Союз, 2001 г.

6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М: Владос, 2001 г.

7. Филичева Н.А., Чевелева Г.В, Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М:
Просвещение, 1989 г.

8. Ястребова А.В., Бессонова Т.Т. Логопедическая помощь учащимся
общеобразовательных школ //Дефектология. - №1. - 2004 г.

Наши рекомендации