Развитие лексико-семантических ассоциаций.
1) «Назови слово как можно быстрее» («Я называю слово, а вы в ответ назовёте первое слово, которое припомните». Предлагаются существительные конкретного и абстрактного значения, глаголы, прилагательные, наречия);
2) Ассоциации на функциональное назначение предмета:
§ «Где и для чего можно применять предмет, который я назову?» (например: гвоздь, молоток, шнурок);
§ «Придумай, о чем может идти речь?» (О чем может идти речь, если в тексте есть слова «кот и лист», «таз и коса», «школа и сухари»).
Формирование значения структуры слова, организация
семантических полей.
1) Классификация предметов по картинкам:
§ разложи картинки на две группы (например: лиса, кошка, собака, медведь, заяц, синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза).
§ разложи картинки по сходству (например: на доске выставлены картинки: овца, дерево, корова). Детям раздаются карточки: свитер, шапка, варежки (к картинке овца); стол, грабли, забор (к картинке дерево); сыр, молоко, мороженое (к картинке корова).
§ «Назови лишнее слово»:
среди имен существительных: море, озеро, река, мост, пруд;
среди имен прилагательных: крепкий, далекий, прочный, надежный;
среди глаголов: бросился, ринулся, слушал, набросился;
§ дополнение смыслового ряда:
гвоздь - молоток; шуруп –…
птица - яйцо; растение –…
утро - ночь; зима –…
школа - обучение; больница – …
§ «Назови части»: (по картинке,по представлению.Например: кот - тело, голова, хвост, лапы, усы, уши;
дом-…
дерево -…
§ Отгадай предмет по названию его частей»:
дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля);
палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
§ «Что общего у предметов?»:
огурец - помидор (овощи); репа - цыпленок (желтые);
мяч - солнце (круглые); лист - трава (зеленые).
§ «Отгадай предмет по описанию его признаков»:
шерстяной, теплый, длинный, удобный – шарф.
2) Развитие антонимии:
§ выбрать из трёх слов два слова-«неприятеля»: друг, печаль, враг;
тяжелый, длинный, лёгкий.
§ выбрать из трёх-четырёх слов одно, противоположное по смыслу исходному слову: карандаш - тетрадь, ручка, резинка, альбом;
клей - ножницы, кисточка, бумага, карандаш.
§ закончить предложение, назвав слова- «неприятели»:
слон большой, а комар …
река широкая, а ручеек ...
золушка добрая, а мачеха ...
§ сравнить:
по вкусу:горчицу и мед;
по цвету: снег и сажу;
по весу: гирю и пушинку.
3)Развитие синонимии.
§ выбери из трёх слов два слова-«приятеля»:
дом, солдат, боец;
грустный, печальный, глубокий;
взять, схватить, идти.
§ придумать слова-«приятели» к данным:
здание -… печаль -… льется -…
глядеть -… печаль-… льется-…
крошечный -… смелый -…
§ «На что похоже?» - предлагается подобрать слова-сравнения:
снег похож на …
частый дождь похож на …
Развитие синтагматических связей слов:
§ добавить одно общее слово к двум словам (использованием вопросов):
деревья, цветы - что делают?
мяч, яблоко - какие?
сидит, стоит - кто?
§ подобрать как можно больше предметов (существительных) к действию
(глаголов): бежит Кто? ....Что? …. идет кто?... Что?...
§ «Кто передвигается?»
лошадь - …
змея - …
птица -…
§ «Кто как ест?»
кошка – лакает, собака – грызет,
корова – жует, курица – клюет.
§ «Кто как голос подает?» (голубь – воркует, воробей – чирикает,
лягушка – квакает, волк – воет);
§ «Кто, какие звуки издает?» (дверь – скрипит, ветер – свистит,
ручей – журчит);
§ «Кто или что может это делать?» (бегать - ..., скакать - …., стоять -..
§ придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопрос: что делает? на определенную тему. Например, «Ранняя весна»:
солнце - …, трава - …,
облако -…, деревья - …,
дождь - …, животные - ….
§ придумать слова, отвечающие на вопросы: кто?, что? на тему. Например, «Осень»: приходит, дует, опадает, плывут, вянут, улетают.
§ придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? на определенную тему. Например, «Зима»: сугробы, мороз.
§ составление детьми загадок-описаний по определенному плану.
Например, детям предлагается составить загадку про одежду по плану: цвет, величина, форма, материал, из которого она сделана, время года, когда ее носят.
Развитие словообразования:
§ «Назови ласково» - воспроизведение уменьшительно-ласкательных форм существительных;
§ «Что для чего?» - логопед предлагает назвать предметы, которые лежат на столе: хлеб, сахар, конфеты, мыло.
§ «Где хранятся эти предметы?»:
хлеб - в ...
сахар - в … и т.д.
§ «Кто у кого?». Детям предлагается собрать попарно картинки с изображением животных и их детенышей.
§ «Измени слово»:
виноград – виноградина, свинья -…,баран -… .
§ «Добавь похожее слово»:
пылинка, дождинка ..; ножищи, ручищи ...; дупло, весло,…
§ уточнение названийпрофессий женского рода с суффиксами -их,-ниц,
-иц: мужчина-портной, а женщина - ..., певец - ..., повар - ... .
§ дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Логопед предлагает показать, где действие завершено, а где завершается:
мыла – вымыла, вешает – повесил, рисует – нарисовал.
§ дифференциация глаголов с приставками:
в импрессивной речи: логопед называет слова, дети показывают картин ку: входит – выходит, подходит – отходит, подплывает – отплывает;
в экспрессивной речи: предлагает назвать действие по картинкам.
§ образование притяжательных прилагательных:хвост волка - …, уши лисы - …, лапа медведя - ….
§ «Что из чего сделано?» (стакан из стекла, сковорода - из чугуна, булка - из пшеницы).
§ «Назови правильно» (лист дуба - дубовый ..., лист ольхи - ...) .
§ «Сравни и закончи предложение»:
Клубника маленькая, а вишня еще ... .
Шар лёгкий, а пушинка еще ... .
§ «Ответь на вопрос как?»:
утром светло, а днём еще... .
осенью холодно, а зимой еще ... .
поезд идет быстрее, а самолёт летит еще … .
§ «Объясни, почему так называется?»:
рыболов - …, пчеловод - …, землекоп - … .
§ «Придумай одно слово вместо двух»:
снег чистит - …, трубы укладывает - …, сам ходит - … .
Формирование грамматических значений:
§ дифференциация существительных, глаголов, прилагательных. Каждая часть речи соответствует с фишкой. Например: А - глагол, d - существительное, О - прилагательное. Логопед называет слова, дети поднимают соответствующий слову символ.
§ дифференциация значения рода. Детям предлагается отобрать картинки, о которых можно сказать он или мой, она или моя, оно или моё.
§ дифференциация грамматических значений одушевлённости и
неодушевленности. Дети должны подобрать картинки или слова, которые отвечают на вопрос кто? затем на вопрос что?
§ игра «Волшебное дерево»: на макете дерева изображаются символы различных частей речи. Детям предлагается придумать слова, которые растут на одном дереве с данным словом. Например, слово «яблоко» - со словами «зеленое, красное, ароматное», «растет, зреет, падает, гниет, желтеет», «едят, режут, кусают, сушат, варят».
Аналогично можно провести игру «Волшебная поляна», «Удивительный аквариум» и т.д.
ПРИЛОЖНИЕ № 6