Внесение изменений и дополнений
Вернувшись к диалогу "Главы учебного курса", рассмотрим режимы работы, вызываемые по кнопкам "Корректировать" и "Удалить". Данные кнопки предназначены для корректуры структуры учебного курса (наименований, привязки к объектам верхнего уровня и т.п., но не текста).
Для корректуры главы необходимо выбрать главу в списке (левая часть диалогового окна) и нажать кнопку "Корректировать". В появившемся на экране диалоге корректуры Вы можете:
- изменить "привязку" (например, перенести выбранную главу в другую тему или даже курс);
- откорректировать наименование;
- изменить порядковый номер главы в теме.
По нажатию на кнопку "Сохранить" производится сохранение внесенных изменений в базу данных.
Кнопка "Удалить" диалога позволяет удалить из базы данных выбранный объект (в данном случае - главу.
Внимание!
Удаление какого-либо объекта структуры учебного курса (курс, тема, глава) влечет за собой и удаление всех объектов, "привязанных" к нему на нижнем уровне. То есть, если Вы удаляете, например, тему учебного курса, то из БД будут удалены также все главы этой темы, контрольные вопросы и варианты ответов, имеющие отношение к данной теме.
Небольшие отличия в режиме корректуры существуют только в режиме работы с учебным курсом. Там по нажатию кнопки "Корректировать" на экран выдается диалог, позволяющий не только отредактировать наименование курса, но и установить для него собственную заставку.
При создании учебного курса система автоматически формирует для него текстовую заставку. Создатель учебника может при желании заменить ее, например, на графическую или просто изменить текст.
При выборе опции "Заставка курса" и нажатии на кнопку "Изменить" на экран выводится открытое на редактирование текстовое поле, куда можно поместить подготовленную заранее графическую заставку (посредством опций меню программного комплекса "Вставка из файла", "Специальная вставка" и т.п.).
Сохранение изменений осуществляется кнопкой, размещенной на панели инструментов или через меню программного комплекса "Редактирование"- "Сохранить в базу данных".
Дополнительные сервисные функции
Создание ярлыков
В нижней части экрана электронного учебника его создатель может создать ярлыки (закладки) для размещения какой-либо дополнительной информации:
Ярлыки могут создаваться на любом уровне структуры учебного курса, т.е. на странице каждой отдельной главы, темы или курса в целом можно разместить свой набор ярлыков.
Для каждого объекта структуры электронного учебника (курса, темы или главы) можно создать не более 35 ярлыков.
Создание ярлыков осуществляется по нажатию кнопки "Ярлыки", после выбора объекта, на странице которого они будут размещены.
При нажатию на данную кнопку на экран выводится диалог работы с ярлыками.
В данном списке представлены стандартные текстовые ярлыки, предусмотренные разработчиками системы. Это значит, что при создании для учебного курса, например, ярлыка "Введение", он будет сформирован с уже готовой стандартной графической заставкой. Некоторые отличия имеют ярлыки "Документы" и "Программа курса", создание которых будет рассмотрено отдельно.
После выбора из списка названия создаваемого ярлыка и нажатия кнопки "Создать", на экран будет выведено открытое на редактирование текстовое поле с графической заставкой в верхней части. Разместив необходимую текстовую информацию ниже заставки и сохранив изменения (кнопкой , размещенной на панели инструментов или через меню программного комплекса "Редактирование"- "Сохранить в базу данных") Вы получите сформированный ярлык, который будет отображаться в нижней части экрана на странице соответствующего объекта.
Созданные ярлыки впоследствии в диалоге помечаются значком (+).
Для создания своего, нестандартного ярлыка, необходимо выбрать в списке строчку "Новый ярлык" и нажать кнопку "Создать".
После ввода в появившемся на экране окне диалога наименования ярлыка и нажатия кнопки "Сохранить", на экран также будет выведено открытое на редактирование текстовое поле, в верхней части которого размещен заголовок ярлыка. При необходимости его можно заменить своей, подготовленной заранее, графической заставкой.
Разместив необходимую текстовую информацию ниже заставки и сохранив изменения (кнопкой , размещенной на панели инструментов или через меню программного комплекса "Редактирование"- "Сохранить в базу данных") Вы получите новый ярлык, который также будет отображаться в нижней части экрана на странице соответствующего объекта.
По нажатию на кнопку "Удалить" диалога производится удаление выбранного в списке ярлыка из базы данных.
Создание ярлыка "Программа курса"
Ярлык "Программа курса" представляет собой развернутое оглавление учебного курса, откуда по гипертекстовым ссылкам можно переместиться прямо к учебным материалам.
Создание программы курса является заключительным этапом создания структуры электронного учебника. Для создания данного ярлыка необходимо в диалоговом окне "Формирование ярлыков" режима "Учебный курс" , выбрать его из списка и нажать кнопку "Создать". Создание ярлыка будет произведено автоматически.
Создание ярлыка "Документы"
Отличительной особенностью электронных учебников, созданных при помощи модуля является их полная совместимость с другими базами данных, созданными по технологии "Кодекс". Это позволяет создавать учебные курсы на основе действующих документов законодательства или документов, разработанных в конкретном учреждении (например, каких-либо инструкций). При этом, посредством создания гипертекстовых ссылок, легко организуется перемещение между учебными материалами и такими документами "по месту". Необходимо иметь в виду, что для создания гиперссылок на документы необходимо подключить в схему подключения соответствующую базу данных.
Подключение базы данных с документами осуществляется из главного меню системы (опция "Подключить базу данных") или через меню программного комплекса "Сервис" - "Установка БД" - "Подключить".
Кроме этого, в модуле создания электронных учебников предусмотрена возможность формирования ярлыков, содержащих полный список документов, на которые есть ссылки из текста, или на которые необходимо обратить особое внимание при изучении учебных материалов.
Для создания ярлыка "Документы" для главы учебного материала необходимо, выбрав главу в списке диалогового окне "Главы учебного курса", нажать кнопку "Ярлыки" и, выбрав для работы ярлык "Документы", нажать кнопку "Создать.
Если в текстах учебных материалов есть ссылки на документы законодательства, создатель учебника может включить переключатель "формировать из текста". В этом случае система произведет поиск гиперссылок в тексте выбранной главы и в сформированном ярлыке "Документы" разместит список документов, на которые есть ссылки в тексте.
Если ссылок на документы законодательства в тексте учебных материалов нет, создатель учебника все равно имеет возможность создать ярлык со списком документов, которые, допустим, необходимо изучить обучаемому. Для этого перед формированием ярлыка необходимо выбрать список документов для размещения в ярлыке учебника. Затем, воспользовавшись иконкой (в рассматриваемом случае - иконкой - "Главы учебного курса"), вызвать на экран диалог работы с главами и диалог работы с ярлыками.
При выборе из списка ярлыков ярлыка "Документы" переключатель "формировать из текста" должен быть выключен. В этом случае формирование ярлыка будет произведено из выделенного на экране списка документов.
Словарь определений
Словарь определений представляет из себя список терминов, размещенных по алфавиту на странице словаря. При нажатии на термин на экран выводится его значение.
Создание словаря осуществляется по нажатию кнопки "Словарь" диалогового режима "Учебный курс". При этом на экран будет выведен соответствующий диалог.
Для создания словаря определений из текстового файла необходимо подготовить файл в формате TXT (текст с разбиением на строки), RTF или DOC (Документ Word). Название термина и его значение должны быть разделены значком # (решетка).
Например:
КОНСТИТУЦИЯ РФ # основной закон российского государства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
Опция "Создать словарь из терминов БД" предполагает наличие у пользователя одного из продуктов ИК "Кодекс", содержащего основные толкования юридических терминов.
Включение переключателя диалога "Добавить в существующий" позволяет загрузить в уже существующий словарь дополнительно подготовленные термины.
После указания каталога размещения файла с терминами и нажатия кнопки "Создать" система автоматически создаст словарь указанного выше вида в базе данных.
Нажатие кнопки "Изменить" диалога позволяет произвести корректуру уже созданного словаря (добавить, удалить, откорректировать содержание термина). При этом на экран выдается диалог, отображающий список терминов, размещенных в БД и позволяющий добавить вручную новый термин, а также произвести корректуру или удаление уже существующего.
Работа в данном диалоговом окне полностью идентична работе в описанных ранее диалоговых режимах.
После операций добавления и удаления терминов из БД необходимо произвести обновление оглавления словаря, которое производится по соответствующей кнопке диалога.