Предпосылки и условия применения средств обучающего тестирования.
Создание новой обучающей технологии на основе известных методов тестового контроля знаний в процессе преподавания в государственном вузе юридических дисциплин вызвано рядом известных объективных обстоятельств. Это - значительное увеличение нагрузки на профессорско-преподавательский состав с одной стороны, а с другой стороны, - открывшиеся новые возможности для применения современных информационных технологий обучения, позволяющие снизить эту нагрузку и повысить качество обучения.
Распространение персональных компьютеров к настоящему времени создало условия для широкого их применения при разработке учебно-методических пособий и в практике учебного процесса.
Большинство обучающихся в вузе молодых людей имеет дома персональный компьютер, а обучение работе на компьютере предусмотрено в качестве обязательной дисциплины (информатика) на первом курсе для всех специальностей. Кроме того, в большинстве вузов имеются компьютерные классы доступные для самостоятельного изучения студентами учебных материалов, исполненных в электронном виде.
Повышение роли и объема самостоятельной работы студентов создает объективную потребность в обеспечении оперативного и эффективного контроля результатов учебного процесса на всех его стадиях, и в особенной степени – качества самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов в соответствии с Государственным образовательным стандартом может составлять для очной формы обучения до 50% от суммарного ресурса времени; для очно-заочной – до 80%, а для заочной – до 90%.
Данная составляющая часть учебного процесса в наименьшей степени методически обеспечена. Обеспечиваются методически и контролируются, как правило, - аудиторные занятия, состоящие из лекций и семинаров, и составляющие, как показано, не преобладающую часть ресурса учебного времени. Подлежащее контролю написание курсовых работ составляет менее 10% времени, отведенного для самостоятельной работы.
Контроль выполнения иных видов самостоятельной работы зачастую не включается в учебную нагрузку преподавателей и не оплачивается, а, следовательно, в большинстве случаев и не производится. Это приводит к тому, что данный ресурс либо почти не используется, либо используется весьма неэффективно.
Основной задачей обучающего тестирования является организация оперативного контроля, в первую очередь, – самостоятельной работы студентов, обеспечение систематичности и регулярности этой работы, регулярной текущей аттестации всех студентов без исключения. Основным стимулирующим фактором добросовестной работы для студентов при этом становится гласность. Постоянное опубликование результатов работы каждого студента становится очень сильным стимулом для добросовестной учебы, превышающим по своей эффективности иные методы стимулирования, имеющиеся в ресурсе преподавателя.
Система обучающего тестирования создается в рамках единой программы повышения качества обучения, является ее неотъемлемой частью и находится в тесной взаимосвязи с другими блоками этой программы:
контроль качества методического обеспечения по каждой из учебных дисциплин и приведение его в полное соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта и рекомендациями Министерства образования;
контроль качества разработки лекционных курсов по всем дисциплинам, обеспечение их оформления в печатном и в электронном виде, рассмотрение и утверждение их на совместном заседании правовых кафедр;
создание комплектов методических материалов для обеспечения оперативного, рубежного, группового и комплексного контроля освоения студентами учебных материалов по всем дисциплинам учебного плана. В рамках данного блока система обучающего тестирования занимает ведущее место;
введение в практику учебного процесса рубежного и итогового контроля по каждой дисциплине; группового контроля остаточных знаний по группе дисциплин; комплексного контроля по всем дисциплинам каждого цикла (гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных, дисциплин по выбору и дисциплин специализации).
Комплект обучающего тестирования создается всегда на конкретный учебный материал (оформленный курс лекций, базовый учебник, нормативный акт, подлежащий изучению и т.п.). Читаемый курс предварительно необходимо проконтролировать и довести до необходимого уровня качества. Как правило, курс оформляется в электронном виде, структурно организуется, приводится в соответствие с требованиями стандарта, программой и утвержденными экзаменационными билетами. Может быть и обратная последовательность: создается курс лекций, соответствующий требованиям стандарта, оглавление которого включает наименования тем с их разбивкой на вопросы, а из оглавления формируются: тематический план, программа и экзаменационные билеты.
Разработка обучающих тестов
Лекционный курс (часть курса), рассчитанный на 36 лекционных часов, обычно содержит от 10 до 18 тем, включаемых в тематический план. Он разбивается на 3 – 4 группы тем, изучение каждой группы планируется в течение одного месяца. На каждую группу, включающую 3-5 тем, разрабатывается базовый комплект тестовых заданий (от 30 до 50-ти), т.е. на каждую тему – от 10 до 15 заданий.
Как создаются тестовые задания? Этот процесс можно сравнить с процессом стихосложения. Для того чтобы научиться писать стихи, необходимо, прежде всего, читать стихи. И после ознакомления с лучшими образцами поэтического творчества вы уже на интуитивном уровне поймете основные правила и приемы стихосложения. И только после этого стоит заняться изучением теории стихосложения, изучением законов ритма, видов ритмической формы стиха, законов рифмы, познанием тайн звукоряда. Когда вы все это изучите, то поймете, что не знаете еще самого главного. Главным в поэзии является чудо, научиться творению которого не поможет ни какая теория. Здесь уже, как говорят, поможет только «дар Божий». Но если нельзя научиться настоящей поэзии, то научиться поэтическому ремеслу все же может каждый.
Пока, к сожалению, мы не обладаем массивами гениальных текстов обучающего тестирования и, начиная это новое дело, займемся ремеслом их создания на интуитивном уровне. Вместе с этим рассмотрим все же некоторые простейшие правила создания таких тестов, (возможно, когда-нибудь будет создана развернутая теория обучающих тестовых заданий).
1) В подлежащем изучению тексте выбираются наиболее важные элементы, содержание которых необходимо студентам запомнить.
2) При формулировании высказывания и вариантов утверждений целесообразно включать максимальный объем положительной информации в предельно допустимой сжатой форме.
3) Большинство заданий рекомендуется формировать по схеме: (ХХХХ0Х) - одно утверждение не верное, но похожее на верное, остальные – верные. При ответе на тест студенту необходимо будет анализировать каждое утверждение и найти неверное, что способствует быстрому запоминанию верных утверждений.
4) Несколько заданий целесообразно выполнить по иным схемам, например, Х0Х0Х; Х00Х; ХХХХХХ; 000000; Х0Х; 00Х и др. для того, чтобы у студента не выработалось стереотипа. Такие схемы лучше помещать в начале комплекта тестов.
С примерами создания таких тестовых комплектов на лекционные курсы можно ознакомиться по тестовым системам для дисциплин, включенных в состав электронного учебника: Лобыничев А.В. «Правоведение». Четвертое издание изд. «Кодекс», 2005 г., в составе которого: УМК «Правоведение» для студентов неюридических специальностей, содержащий основы пятнадцати юридических дисциплин, и 4 УМК для высшего профессионального образования специальности «Юриспруденция»:
Сравнительное правоведение;
Философия права;
Финансовое право;
Налоговое право.
Все 5 учебных курсов оснащены комплектами обучающих тестов, на основе которых организованы тестовые тренажеры.