Тема 6. Повышение качества обучения
В уже упоминавшейсяМежвузовской комплексной программе "Наукоемкие технологии образования (НТО)" на период до 2005 г. установлено, что «внедрение новых информационные технологий образования оценивается как важнейшая составляющая системы качества вуза. Развитие НТО является одной из необходимых составляющих формируемых в вузах систем качества, так как напрямую затрагивает наиболее важные процессы деятельности вуза».
В конечном итоге реализация концепции должна обеспечить: «создание условий для сокращения за счет НТО аудиторной нагрузки и обеспечения эффективного саморазвития обучаемого с широким использованием самостоятельной работы в высокоразвитых интеллектуальных рабочих средах».
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Правительством РФ, подчеркивается, что главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства; цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
6.1. Повышение качества учебного плана
Учебный план специальности в каждом вузе создается на основе примерного учебного плана, который является приложением к Государственному образовательному стандарту.
В соответствии с требованиями стандарта: «основная образовательная программа подготовки специалиста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла».
Основная образовательная программа подготовки специалиста любой специальности должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
цикл ФТД – факультативы
Перечень дисциплин федерального компонента является обязательным, а указанный в стандартеперечень дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, носит рекомендательный характер.
Дисциплины специализации, дисциплины по выбору и факультативные дисциплины регламентированы лишь общим количеством учебных часов, а формирование их состава отнесено к компетенции вуза.
На теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, а также экзаменационные сессии отводится (например, в стандарте специальности «Юриспруденция») 183 недели. В неделю предусматривается 54 учебных часа. Таким образом, полный цикл теоретического обучения согласно стандарту составляет 9882 часа.
Кроме того, стандарты 2000 года для большинства специальностей, в том числе и специальности «Юриспруденция», предоставляют право высшему учебному заведению при разработке основной образовательной программы: «формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать в качестве обязательных дисциплины «Иностранный язык», «Физическая культура», «Отечественная история», «Философия». Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания».
УМО по юриспруденции, Совет по правоведению УМО университетов РФ и Ассоциация юридических вузов рекомендуют включить в качестве обязательных дисциплины «Логика» и «Экономика» федерального компонента, приведенных в государственном образовательном стандарте. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаются вузом.
Приказом Минобразования России от 30.04.2002 N 1635 утвержден ПЕРЕЧЕНЬ дисциплин федерального компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области гуманитарного и социально-экономического образования, по которым разрабатываются учебные издания (учебники и учебные пособия) с грифом Министерства образования Российской Федерации. Согласно этому приказу «цикл "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" (ГСЭ) является единым для всех специальностей и направлений подготовки и состоит из 11 дисциплин федерального компонента:
ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины:
Иностранный язык
Физическая культура
Отечественная история
Культурология
Политология
Правоведение
Психология и педагогика
Русский язык и культура речи
Социология
Философия
Экономика
Две дисциплины цикла "Общие математические и естественнонаучные дисциплины" (ЕН) являются общими для специальностей 020100, 020200, 020500-021100, 021400-021700, 022200, 022800, 023100, 350200-350400, 350600-350800 и направлений 520100-520900, 521300, 521400, 521700, 521800, 522400, 522600-522800, 620100, 620200 (за исключением направлений 630100, 630200):
ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины:
Математика и информатика
Концепции современного естествознания.
Двусмысленная фраза стандартов 2000 года «Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза»касалась дисциплин: Культурология, Политология, Психология и педагогика, Социология, Экономика.
Данная фраза в большинстве случаев трактовалась, как право вообще не включать данные дисциплины в учебный план. К тому времени большое количество технических вузов, получивших статус университетов, не имело необходимой общегуманитарной составляющей профессорско-преподавательского состава и учебно-методического обеспечения гуманитарного образования. Кроме того, по отдельным дисциплинам отсутствовали и учебники, рекомендованные министерством.
Несмотря на то, что Приказ 2002 года определил перечень из 11-ти общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ) как единый для всех специальностей и направлений подготовки, он не содержал указания об отмене вышеуказанной оговорки в стандартах.
Таким образом, при всем стремлении обеспечить унификацию, полноту и необходимую вариативность общеобразовательной составляющей высшего профессионального образования практически данная составляющая оказалась разунифицированной и существенно различалась не только между вузами страны, но даже и между различными специальностями внутри вузов.
Данное положение явилось одним из факторов снижения качества высшего профессионального образования, однако, если вспомнить, на тот момент вся высшая школа находилась в чрезвычайно тяжелой кризисной ситуации.
Вот что констатировалось в Федеральном законе «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 года:
«Реальные расходы на нужды образования сократились более чем в 20 раз и тенденция сокращения этих расходов сохраняется.
Более чем в 30 раз по сравнению с 1990 годом сократились бюджетные ассигнования на финансирование научной деятельности высших учебных заведений.
Большинство образовательных учреждений дополнительного образования детей осуществляет свою деятельность на платной основе. Низкий уровень доходов большинства граждан значительно снижает доступность указанного вида образования.
Тенденция переноса центра тяжести с бюджета на внебюджетные средства, в том числе и личные, в совокупности с происходящим расслоением общества по уровню доходов ведет к угрозе превращения российской демократической системы образования в сословную, элитарную.
Острейший дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того, что имелось и имеется в системе образования Российской Федерации. Сохраняют угрозу кризисные тенденции в системе образования, способные нанести серьезный ущерб состоянию безопасности государства».
Указанные оценки констатированы властью в полном составе, так как данный закон был подготовлен Правительством, принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом страны.
К настоящему времени частично исправлено положение с учебниками и появилась возможность отменить вышеуказанную оговорку стандартов, обеспечить выполнение требований по составу дисциплин ГСЭ и ЕН федерального компонента в полном объеме.
Во всяком случае, программа модернизации юридического образования в СПбГМТУ ориентирована на решение данной задачи из расчета на то, что создаваемые комплексные автоматизированные системы обучения по указанным блокам дисциплин будут в одинаковой степени применимы и для всех других специальностей, указанных в Приказе 2002 года.
Второй задачей повышения качества учебной программы в части общеобразовательной составляющей при модернизации образовательного процесса является эффективное использование учебного времени, отводимого стандартом для дисциплин:
- регионального (вузовского компонента) - 270 часов цикла ГСЭ и 40 часов цикла ЕН;
- дисциплин по выбору – 270 часов цикла ГСЭ и 40 часов цикла ЕН;
- для факультативных дисциплин – 400 часов суммарно для всех циклов учебных дисциплин.
Данный ресурс времени позволяет в полной мере реализовать в учебном процессе индивидуальные курсы ведущих преподавателей, обеспечить достаточно высокий уровень вариативности учебного плана.
В процессе формирования учебного плана объем учебной дисциплины в часах необходимо согласовывать с общим количеством часов в учебном семестре. В большинстве случаев в учебном семестре 18 учебных недель. Когда на аудиторные занятия какой-то дисциплины отводится одно занятие в неделю, состоящее из пары академических учебных часов, то общий объем аудиторных занятий по дисциплине составляет 36 часов. Учитывая, что для дневной формы обучения аудиторные занятия должны составлять не менее 50% общего времени, отведенного на дисциплину, то общая емкость учебной дисциплины устанавливается в размере 72 часов (средняя дисциплина) или кратной этому числу (объемные дисциплины). Технология организации учебного процесса позволяет в учебный план включать учебную дисциплину на одну пару в две недели. Таким образом, для малых дисциплин минимальный ресурс учебного времени может составлять 36 часов (18 аудиторных).
По учебному плану в VIII семестре на теоретическое обучение отводится 16 недель, а в IX семестре – 14 недель. Если дисциплины изучаются в этот период, их минимальный объем может составлять, соответственно 32 или 28 часов. Чаще всего на этот период относят большинство дисциплин по выбору, некоторые дисциплины специализации и факультативные дисциплины.
Таким образом, имеющийся ресурс учебного времени позволяет вузу в дополнение к федеральному компоненту включить в учебную программу 4 средних дисциплины цикла ГСЭ регионального компонента (8 малых дисциплин); 8 средних дисциплин по выбору - 4 пары (16 малых дисциплин) и практически неограниченное сверху количество (не менее 6) факультативных дисциплин.
Рассмотренные выше трудности вузовской экономики, определенные кадровые ограничения приводят к тому, что данный ресурс повышения качества учебной программы, обеспечения в необходимом объеме ее гуманитарной составляющей и достаточно высокой степени вариативности не используется.
Изменить положение позволяет перестройка учебного процесса на информационные технологии. В этом случае главная задача будет состоять в создании новых учебных курсов в электронном формате и включении их в состав автоматизированных систем обучения. Такую работу лучше всего выполнять при межвузовском сотрудничестве, привлечении к ней наиболее квалифицированных ведущих специалистов.
Решая проблему общей доступности для граждан России качественного гуманитарного образования любого уровня, в том числе и гуманитарной составляющей высшего профессионального образования необходимо не просто заказать и оплатить создание грифованных учебников, как это предусматривает Приказ Минобразования 2002 года, а профинансировать государством постоянно действующие программы создания и регулярного обновления учебно-методических комплексов, объединенных в системы автоматизированного обучения и контроля знаний. Причем финансировать необходимо не одну унифицированную федеральную систему, а также и ряд региональных систем, которые могут отличаться составом дисциплин не федеральных циклов, содержанием и степенью вариативности учебных курсов, программным инструментарием, учебно-методическим и дидактическим обеспечением.
По нашему мнению было бы целесообразно законодательно предусмотреть выделение циклов дисциплин ГСН и ЕН в самостоятельный блок, предусмотреть итоговую аттестацию студентов по данным циклам с выдачей диплома о незаконченном высшем образовании и последующим правом получения высшего профессионального образования гуманитарных и экономических специальностей в сокращенные сроки по программе второго высшего образования.
Формируя состав регионального компонента ЕН дисциплин необходимо для целей модернизации учебного процесса включить в учебный план дисциплины:
- «Современные информационные системы», в рамках которой рассмотреть характеристики и методику работы с юридическими информационными системами «Кодекс», «Гарант», «КонсультантПлюс» и др. и предусмотреть практическое их освоение;
- «Новые информационные технологии в учебном процессе и профессиональной деятельности», при изучении которой привлекать студентов к активному участию в модернизации процесса образования; разработке тестов, формированию электронных библиотек по дисциплинам источниками из Интернета, информационных систем, электронных каталогов и т.д.
6.2. Повышение качества учебных программ по дисциплинам
Качество учебных программ необходимо рассматривать в неразрывной связи с качеством читаемых теоретических курсов, программами семинарских занятий и перечнем вопросов для контроля знаний (из которых создаются экзаменационные билеты).
Все указанные элементы в первую очередь должны соответствовать требованиям ГОС, а также обладать идентичным составом учебных вопросов, подлежащих изучению и контролю.
В ст. 5 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании указано что «федеральные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования включают в себя требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников».
По каждой дисциплине федерального компонента стандартом устанавливаютсятребования к обязательному минимуму ее содержания.
Основным назначением стандарта является обеспечение качества профессионального образования. Следование требованиям стандарта обеспечивает необходимую системность знаний выпускника, отсутствие пробелов и неоправданных повторов.
Не соблюдение требований стандартов приводит к бессистемности, фрагментарности знаний, дублированию и неоправданным повторам при изучении различных учебных дисциплин.
Очень часто в среде профессорско-преподавательского состава бытует пренебрежительное отношение к требованиям стандартов, реально читаемые ими курсы не соответствуют требованиям о необходимом обязательном минимуме содержания курса, а иногда преподаватель даже совсем не знает стандарта. Он учит студентов тому, что знает, а сам он знает зачастую не все, что требует стандарт.
Такие преподаватели чаще всего отказываются от оформления своих читаемых курсов как в печатном, так и в электронном виде.
Такие факты необходимо выявлять и исключать из учебного процесса государственного вуза. Не соблюдение требований стандарта является существенным правонарушением, характеризует низкую правовую культуру преподавателя, что не совместимо с его функцией учителя и педагога, исключает возможность формирования у его студентов высокого уровня правовой культуры.
Применение в образовательном процессе информационных технологий автоматически отсекает ранее существовавшие аномалии в содержании преподаваемых курсов. Уже сам факт опубликования учебных программ вместе с требованиями стандарта, обеспечение доступа к ним всех студентов дисциплинирует в этом отношении преподавателей и уже этим обеспечивается повышение качества образовательного процесса.