Методики и технологии в учебном процессе
Методика
Проблема методики на простом, обыденном языке может звучать как вопрос: «каким образом учить?», чтобы получить наиболее продуктивные результаты. Метод – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность, которая помогает учителю добиться эффективного обучения. Под методом подразумевается совокупность приемов, способов или операций практического или теоретического освоения действительности.
В использовании тех или иных методов важно провести грань между субъектом обучения и объектом научения. Методы обучения – это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
Проблемы методики в значительной степени зависят от специфики культуры, от научной системы взглядов. На протяжении всей истории цивилизации методические представления отражались в альтернативных обучающих подходах. С этой точки зрения можно проследить эволюцию педагогических взглядов, а также сопровождающих их обучающих технологий.
Технология представляет собой специально выбранные и обусловленные состоянием знания (науки) методы человеческой деятельности. Она содержит в себе совокупность знаний о способах и средствах осуществления тех или иных процессов. Наиболее часто понятие технологии употребляется по отношению к практике производства.
«Педагогическая технология» имеет свои специфические черты.
Понятие технологии применительно к нашей задаче можно сформулировать следующим образом: технология - это система нормативного, научно обоснованного знания, предназначенная для организации, повышения эффективности и реконструкции определенной практики.
Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования. Информационная технология обучения являются средствами учебной деятельности как преподавателя, так и учащегося. Границу между средствами преподавателя и средствами учащегося проводить не только сложно, но часто нецелесообразно, поскольку процесс обучения реализуется в замкнутой системе. В учебной деятельности студента используются результаты труда преподавателя (непосредственно или опосредствованно) и наоборот, деятельность преподавателя на каждом этапе обучения зависит от учебного состояния учащихся. На этой основе мы можем достаточно объективно классифицировать информационные технологии в зависимости от того, какой из каналов в схеме циркуляции информации совершенствуется с помощью технических средств.
Технические средства предъявления информации (или информационные), обеспечивающие прямой канал передачи.
Технические средства контроля, обеспечивающие канал обратной передачи.
Технические средства управления обучением, обеспечивающие весь замкнутый цикл управления. Последний может замыкаться "через преподавателя" или через техническое устройство (компьютер), когда преподаватель как бы остается "за кадром".
3.3. Понятие и основные характеристики информационных образовательных технологий
Определение и классификация информационных образовательных технологий должны основываться на рассмотрении обучения как процесса управления познавательной деятельностью учащихся. Цель может быть как локальной, так и глобальной, касаться усвоения учебного предмета в целом и отдельного учебного вопроса, так и организации всего учебного процесса вуза.
Повышение качества подготовки специалистов высшей школой в значительной степени определяется достижениями информатики, внедряемыми в образовательный процесс.
Информатика как научное направление может рассматриваться при этом на трех уровнях:
• нижний (физический) - программно-аппаратные средства вычислительной техники и техники связи;
• средний (логический) - информационные технологии;
• верхний (пользовательский) - прикладные информационные системы.
Средства информатики одновременно могут быть использованы для приобщения молодого поколения к информационной культуре, что становится особенно актуальным в связи с переходом к "информационному обществу". По некоторым прогнозам ученых такой переход для России намечается в 2050 г., для США и Японии - в 2020 г., для ведущих стран Западной Европы - в 2030 г. Однако, скорее всего, здесь имеет место недооценка способностей России.
Образование является составной частью социальной сферы общества, а потому основные проблемы, пути и этапы информатизации для образования в основном совпадают с общими положениями информатизации общества в целом.
Первый этап информатизации имеет целевое назначение - компьютеризацию общества. К наиболее существенным результатам этого этапа в области образования можно отнести экстенсивное распространение и первоначальное насыщение вычислительной техникой вузов России. Одновременно на этом этапе намечается формирование основ информационной культуры, а также начало компьютерного освоения имеющихся информационных фондов в образовании.
Второй этап информатизации можно свести к персонализации информационного фонда, что связано с интенсивным применением вычислительной техники на всех уровнях образования, с переводом информационных фондов в компьютерную (машинную) форму, а также с резким возрастанием компьютерной грамотности молодежи.
Третий этап можно обозначить как социализацию информационных фондов, что приведет к возникновению высокого уровня информационной культуры, созданию интегрированных компьютерных информационных фондов с удаленным доступом и при последующем развитии - к полному удовлетворению растущих информационных потребностей всего населения.
Процесс информатизации сферы образования осуществляется по двум основным направлениям:
• неуправляемая информатизация, которая реализуется снизу по инициативе педагогических работников и охватывает, по мнению преподавателя, наиболее актуальные сферы деятельности и предметные области;
• управляемая информатизация, которая поддерживается материальными ресурсами и в соответствии с общими принципами обладает концепцией и программой.
В программе информатизации образования особое место занимает подпрограмма разработки и внедрения информационных технологий в обучение.
Применительно к учебному процессу и к научным исследованиям основополагающее значение имеют новые информационные технологии.
В отличие от традиционных образовательных технологий информационная технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием труда - ЭВМ.
Любая информационная технология включает в себя две проблемы:
• решение конкретных функциональных проблем пользователя;
• организация информационных процессов, поддерживающих решение этих задач.
Организация информационных процессов в рамках информационных образовательных технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний.
Совершенствование методов решения функциональных задач и способов организации информационных процессов приводит к совершенно новым информационным технологиям, среди которых применительно к обучению можно выделить следующие:
1. Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы.
2. Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках.
3. Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях.
4. Распределенные базы данных по отраслям знаний.
5. Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.
6. Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.
Конкретные программные и технические средства в рамках этих технологий разрабатываются параллельно в различных вузах, зачастую дублируются, но главным недостатком современного состояния применения достижений информатики в образовании является отсутствие научно-методического обеспечения использования новых информационных технологий.
Использование компьютеров в обучении не должно закрыть подготовку специалистов в реальном предметном направлении, т.е. недопустима замена реальных физических явлений только модельным представлением их на экране компьютера. Требования к умению, знаниям, навыкам в области информатики должны видоизменяться в зависимости от типа вуза, характера подготовки и специальности.
Основные направления использования информационно-компьютерных средств в образовании охватывают следующие наиболее существенные области:
1. Компьютерная техника и информатика как объекты изучения. Строго говоря, это направление не относится непосредственно к проблемам повышения эффективности образования. В то же время исторически появление компьютеров в сфере образования было связано именно с обучением основам вычислительной техники, вначале в системе профессионального образования, а затем и общего.
2. Компьютер как средство повышения эффективности педагогической деятельности. Именно в этом своем качестве компьютер и информатика рассматриваются как такой компонент образовательной системы, который не только способен внести коренные преобразования в само понимание категории "средство" применительно к процессу образования, но и существенно повлиять на все остальные компоненты той или иной локальной образовательной системы: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, воспитания и развития обучающихся в учебных заведениях любого уровня и профиля.
3. Компьютер как средство повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в образовании. Современные научные исследования, тем более исследования междисциплинарные, комплексные, уже не могут быть успешными без всестороннего информационного обеспечения. Такое обеспечение предполагает поиск источников наиболее "свежей" и наукоемкой информации, отбор и избирательную оценку этой информации, ее хранение, обеспечивающее должный уровень классификации информации и свободу доступа к ней со стороны потенциальных потребителей, наконец, оперативное представление необходимой информации пользователю по его запросам.
Следует исходить из того, что само появление компьютеров - объективная реальность, обусловленная всем ходом развития материально-технической базы социума.
О цепочке результативности образования: "грамотность (общая и функциональная) - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет" можно вести речь только при наличии информационно-компьютерного профессионализма и информационно-компьютерной культуры и прежде всего при наличии надежного базового основания, образовательного фундамента в виде компьютерной грамотности.
Таким образом, именно социально-экономическая сфера, кровно заинтересованная в должной отдаче образования, продиктовала и диктует поныне необходимость изучения и использования информационно-компьютерной техники на всех уровнях образования.
Не следует фетишизировать возможности компьютеров. При всех своих искусственно-интеллектуальных возможностях, трансформациях и достижениях любой компьютер - всего лишь средство повышения эффективности интеллектуальной человеческой деятельности. Причем данное средство прежде всего информационное, ориентированное на информационное обслуживание потребностей человека. Как сделать это обслуживание наиболее продуктивным именно в сфере образования, в конечном счете главный вопрос всей многоаспектной и многофакторной проблемы информатизации сферы образования.
Можно привести многочисленные и вполне убедительные примеры, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса:
• на этапе предъявления учебной информации обучающимся;
• на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;
• на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);
• на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
• на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и т.п.
Все эти возможности собственно дидактического и методического характера действительно неоспоримы. Кроме того, необходимо принять во внимание, что использование рационально составленных компьютерных обучающих программ с обязательным учетом не только специфики собственно содержательной (научной) информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации данным конкретным контингентом учащихся, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся.
Компьютерное обучение действительно является эффективным, способствует реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность учителя, преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя им сосредоточиваться на своих главных обучающих, воспитательных и развивающих функциях.
Педагоги, как и многие специалисты, кроме всего прочего, в современной экономике выступают посредниками - посредниками между знаниями и учащимися. А значит, им тоже придется не раз приспосабливаться к изменяющимся условиям. Однако, в отличие от людей некоторых других профессий, они могут смотреть в будущее с безусловным оптимизмом. Когда очередное новшество повышает уровень жизни общества, обязательно возрастает спрос на учителей. И педагоги, способные принести в систему образования творческий дух и энергию, всегда будут преуспевать.
Еще одним преимуществом компьютеризованного обучения станет совсем другое отношение студентов к экзаменам. Не секрет, что сегодня они оказываются для студентов тяжелым испытанием, нередко вызывая панический ужас: "Я опять провалил этот предмет!", "Мне не хватило времени..." или "Я начисто забыл этот материал". Через какое-то время у многих неудачников, среди которых есть дети просто медлительные или неорганизованные, опускаются руки, они уже не стараются, делают вид, что экзамены - чепуха. В итоге развивается негативное отношение к учебе вообще.
Информационная технология позволит учащимся экзаменовать самих себя постоянно и в спокойной обстановке. Самоконтроль сродни самоанализу.
Только так можно изменить отношение к экзаменам. Ошибка не повлечет за собой наказания; напротив, она заставит систему помочь учащемуся восполнить пробел в какой-то теме. Если же кто-то зайдет в окончательный тупик, система предложит обсудить проблему с преподавателем. Систематически контролируя себя, учащийся будет чувствовать степень своей подготовки, и тогда официальные экзамены перестанут навевать столько опасений и приносить столько сюрпризов.
За счет государственных субсидий можно разработать качественные учебные программы и сделать их бесплатными.
Основная идея реорганизации сводится к тому, что образование - это не раздача "правильных" ответов на все случаи жизни, а обучение методам, позволяющим самостоятельно найти "правильный" ответ».
Обобщая вышеизложенные положения и аргументы, отметим следующие основные аспекты воздействия компьютерных технологий на эффективность обучения:
1. Компьютер существенно расширяет возможности представления учебной информации, не только в рациональном виде, но и в образном (цвет, звук, графика, мультипликация, все средства видеотехники).
2. Компьютер позволяет значительно усилить мотивацию обучения, повысить заинтересованность в нем. В этом плане особо остро стоит вопрос о занимательности работы с компьютером как средства формирования положительного отношения к учению, как источника мотивации в контексте игры. В то же время важно избежать опасности, связанной с преобладанием занимательности над целями и задачами собственно учебной деятельности.
3. Компьютер активно вовлекает в учебный процесс, обеспечивает интерактивные формы обучения, возможность диалога обучающего и обучаемого, существенно меняет способы управления учебной деятельностью.
4. С помощью компьютера значительно успешнее варьируются наборы учебных задач, углубляется и становится более содержательным управление процессом их решения.
5. Компьютер позволяет качественно изменить педагогический контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом в целом, а также индивидуализировать его.
6. Информационные технологии снимут психологические проблемы учащихся, связанные со сдачей экзаменов, позволят более равномерно распределить во времени их учебную нагрузку
7. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, дает возможность наглядно представить им результаты своих действий. Заложенные в обучающие системы программы тестирования позволяют учащимся точнее оценить такие способности их личности, как мотивация, степень адекватности самооценки, скорость принятия решения.
8. Применение информационных технологий позволяет гуманизировать образование и сделать гуманитарное образование не элитарным, а общедоступным.
9. Применение информационных технологий в образовательном процессе позволит значительно повысить интеллектуальный уровень преподавательской работы, освободит преподавателей от малопродуктивного и тяжелого труда педагога, связанного с необходимостью чтения (а зачастую надиктовывания) курсов лекций под запись студентов. Освободит, таким образом, время преподавателя для интеллектуального творческого труда по систематизации имеющейся учебной информации, разработке новых методов и приемов образовательной и воспитательной работы.