Психолого-педагогическая характеристика коллектива учащихся
(примерная схема)
Вариант № 1
Общие сведения о классе.
История его формирования, его состав по возрасту и полу учащихся.
Социальная характеристика семей учащихся.
Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся класса.
Мнение учителей-предметников о классе.
Направленность деятельности класса.
Какие мотивы, потребности, интересы преобладают в жизни и делах класса (как в учебной, так и внеучебной деятельности). Отношение класса к установленным правилам поведения в школе, их поддержка и выполнение.
Сложившиеся традиции класса.
Жизнь класса вне учебных занятий.
Участие класса в общешкольной жизни.
Организационная структура класса.
Характеристика органов самоуправления в классе.
Закрепление обязанностей и ролей в классе.
Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса. Личность классного руководителя (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Интенсивность общения с классом. Преобладающие формы общения (приказ, указания, инструкция, выговор, совет, просьба, похвала, информация).
Стиль классного руководства:
- авторитарный: «общение – дистанция», «общение – устрашение»;
- демократический – «общение на основе общей увлеченности», «Общение на основе дружеского расположения»;
- либеральный – непоследовательный: «общение – заигрывание».
Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений.
Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.
Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.
Характеристика учебной деятельности класса.
Отношение учащихся к учебе в целом и отдельным предметам. Наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина класса при выполнении учебной и домашней работы. Отрицательные моменты в учебной деятельности.
Особенности межличностных отношений в классе.
Товарищество и дружба в классе. Отношения мальчиков и девочек. Краткая характеристика дружеских группировок в классе.
Психологический климат в классе.
Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом и учителями. Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства.
Интеллектуальный климат в классе (имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповых адач? Какова общая интеллектуальная атмосфера класса?).
Волевые качества класса (способен ли класс создавать напряжение всех духовных и физических сил для преодоления серьезных трудностей и препятствий? Ставит ли он перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца?)
Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса.
Любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы; «трудные» учащиеся, их влияние на товарищей. Причины, вызывающие «трудности» в поведении учащихся. Как в классе проявляются психологические особенности возраста.
Вариант №2
Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.
1. Количество учащихся.
2. Из них мальчиков.
3. Из них девочек.
4. Возрастной состав.
5. Число второгодников.
6. Были ли слияния с другими классами.
7. Смена классного коллектива.
Содержание и характер учебной деятельности.
1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины.
2. Наличие контроля за оценками отдельных учеников.
3. Требования к ним классного руководителя, класса.
4. Взаимопомощь.
5. Дисциплина на уроках. Кто нарушает.
6. Отрицательные моменты в учебной деятельности.
7. Пропуски уроков.