Шагпятый: научитесь быть себедругом
Анри Давид Торо однажды написал: «Я никогда не знал лучшего компаньона, чем одиночество. Мы гораздо более одиноки в окружении людей, нежели в полном оди-ночестве». Счастливец, Торо знал, кто его лучший друг.
Одиночество — порой это все, что нам нужно, чтобы чувствовать себя хорошо. Но, как мы обсуждали в преды-дущих главах, застенчивые люди, в отличие от незастен-чивых, не выносят одиночества.
Неумение наслаждаться собственным обществом свидетельствует о зависимости от других людей. А зави-симость — одна из основных составляющих застенчивос-ти. К тому же, если вам не нравится ваше общество, то кому же оно может понравиться?
Измените свое отношение к одиночеству — это ста-нет первым шагом на пути к наслаждению своей собствен-ной компанией. Рассматривайте одиночество как возмож-ность провести время творчески и обрести независимость. Начните с того, что составьте список вещей, которыми можно заняться в одиночестве в свое удовольствие. Вот несколько идей для начала. Вы бы могли:
Придумать себе хобби
Почитать
Разложить пасьянс
Послушать музыку
Позагорать
Заняться планированием или организацией какого-
либо проекта
Заняться чем-либо другим, предложенным вами или
нами, что доставило бы вам удовольствие, чем-ни-будь творческим.
Дискомфорт, который вы испытываете в одиноче-стве, ничто по сравнению с тем, что вы испытываете, ощу-щая себя одиноким в окружении других людей. Незастен-чивые люди об этом не беспокоятся, а застенчивые очень переживают. Это похоже на то, как если бы они заявили на весь мир: у меня нет друзей.
Как только вы научитесь наслаждаться своим обще-ством, пора переходить к тому, чтобы вести себя как неза-стенчивый человек на публике. Помните, что окружаю-щих людей вряд ли заботит вопрос о том, почему вы ока-зались одиноки, когда вокруг столько людей. Вот несколько предложений:
Прогуляйтесь по улице, насладитесь пейзажем и пе-
рестаньте думать о себе
Займитесь какими-нибудь делами
Сходите по магазинам или просто поглазейте на вит-
рины
Пробегитесь
Покатайтесь на велосипеде
Сходите в библиотеку
Сходите в книжный или музыкальный магазин
Выпейте чашечку кофе в кафе
Выпейте пива, если вы уже совершеннолетний
Тренировка, тренировка, тренировка, и не забывай-
те при всем этом улыбаться прохожим на улицах.
ШАГШЕСТОЙ:ТРЕНИРУЕМНАВЫКИОБЩЕНИЯ
Если вы не знаете, как правильно вести себя в обще-нии с другими людьми, лучше понаблюдайте за теми, кого вы считаете мастерами в этом деле. Смотрите, что они го-ворят, делают, и пробуйте следовать их примеру. Если по-наблюдаете за незастенчивыми людьми в общении, то вот что вы заметите:
• Во-первых, незастенчивые люди часто улыбаются
и прямо смотрят в глаза собеседнику. Попробуйте делать
и то и другое.
• Они умеют активно слушать — во время беседы они наклоняются вперед, кивают и произносят такие фразы, как «Интересно», «Подумать только», «И что было даль-ше», «Как так получилось?». Реагируйте на повествование словами, глазами и, если уместно, улыбкой.
• Незастенчивые люди не только часто улыбаются, но
и смеются. Когда кто-нибудь говорит что-то смешное, они обязательно смеются. Поэтому тренируйтесь в смехе. Лю-дям нравится, когда вы цените их чувство юмора. С дру-гой стороны, вы показываете, что и у вас есть чувство юмора, о чем свидетельствует тот факт, что вы смеетесь над шутками и шутите сами.
• Незастенчивые люди следят за беседой и вообще, как правило, контролируют ситуацию. Например, они первыми поднимают руку в классе, комментируют что-то, задают вопросы, шутят или делают интересное наблюде-ние. Преимущество в данном случае заключается в том, что, отвечая не раздумывая, вы не успеваете прокрутить в голове все возможные варианты ответа и избегаете таким образом ненужного беспокойства и сомнения. К тому же если вы будете ждать слишком долго, то вашу мысль мо-жет высказать кто-то другой, поэтому вы должны быть первым, чтобы мысль «принадлежала» вам. Вам не нужно
быть многословным, нужно просто быть уверенным в себе
и своих знаниях. Поэтому обдумайте то, что собираетесь сказать, спланируйте и будьте первым, кто задаст вопрос или прокомментирует что-то.
• Незастенчивые люди критикуют очень избиратель-но. Нельзя сказать, чтобы им все и все нравились, однако же они не бросаются критиковать все подряд. Поэтому, ког-да у вас спрашивают ваше мнение относительно той или иной книги, фильма, лекции, еды, обдумайте свой ответ. Что вам нравится? А что нет? Что было в этом необычного? Что было в этом банального? Чаще всего застенчивые люди дают односложные ответы — нравится или не нравится. Немногие вещи в мире настолько просты. Но двойным пре-пятствием для застенчивых людей является то, что они не хотят привлекать к себе внимание, потому что боятся, что
о них негативно отзовутся. И даже если они преодолевают этот страх, у них остается чувство неуверенности в том, что люди хотят слышать их мнение. Короче говоря, они боятся навязываться другим и чувствовать себя идиотами. Иногда нам приходится идти на риск и выглядеть идиотом или бол-туном. Однако от этого еще никто не умирал.
Мы вновь повторяем, что большинство людей не об-ращают на вас практически никакого внимания. Даже когда они слушают вас, они часто озабочены только тем впечатлением, которое они производят на окружающих.
• Когда незастенчивые люди оказываются в обществе тех, кто превосходит их по знаниям, таланту или являются выдающимися людьми в какой бы то ни было сфере, они используют эту возможность для расширения кругозора, пополнения запаса знаний, налаживания полезных связей
- и самосовершенствования. Застенчивые же люди начина-ют сравнивать себя с этими людьми (и сравнения, есте-ственно, не в их пользу), считая таланты окружающих сви-детельством собственной неполноценности. Вместо этого
следовало бы взглянуть на жизнь не как на серию тестов, выполняя которые, вы соревнуетесь со всеми окружающи-ми вас людьми, а как на что-то вроде предсезонной подго-товки у спортсменов, в процессе которой вы выносите для себя что-то полезное из каждой встречи и обогащаете свой внутренний мир. Поэтому вы хотите быть с людьми, ко-торым есть что предложить вам, ведь впоследствии у вас появится, что предложить другим. Вы придете к этому вы-воду, если перестанете разделять себя и их, как хорошее и плохое, а начнете воспринимать общение с такими людьмикак возможность научиться чему-то новому.
• Главное свойство незастенчивого человека — соци-альная ответственность: беспокойство за других людей, стремление к всеобщему благу, к признанию индивиду-альности каждого конкретного человека. Именно этого застенчивый человек требует от других, но не способен сам давать окружающим.
• Незастенчивые люди умеют принимать комплимен-ты с благодарностью. Они просто улыбаются и говорят «спасибо», когда кто-то делает им комплимент, например, по поводу их наряда. Комплимент по поводу сделанного в классе комментария может быть встречен с благодарнос-тью, и затем обсуждение продолжится, заполняя пробелы
в общении между людьми, которые не очень хорошо друг друга знают.
• Незастенчивые люди оказывают другим услуги и не боятся просить о них. Застенчивые люди не оказывают услуг и не обращаются за помощью. В таком случае у вас будут большие трудности в школе и в жизни в целом, если, конечно, вы не супермен и вам все же необходима чья-то помощь. Не создавайте иллюзию того, что вы всезнайка, не обращаясь за помощью, когда она вам требуется. Люди не любят всезнаек, и, помимо этого, им нравится, когда от них зависят и в них нуждаются. Попросите у кого-ни-
будь лекционные записи, ссылаясь на то, что у вас не по-лучается составить толковый конспект лекции. В ответ вы можете сделать этому студенту комплимент относитель-но того, как он замечательно ведет конспект. Или, если вам нужно, чтобы вас куда-то подбросили на машине, попросите об этом кого-нибудь, кто едет в том направле-нии. С другой стороны, если у вас есть машина или мото-цикл, а кому-то нужно, чтобы их подвезли, предложите свою помощь. Предложите забрать что-то для кого-ни-будь, пока вы ездите по своим делам. И с благодарностью принимайте одолжения, когда их вам делают.
• Незастенчивые студенты в отличие от застенчивых интровертов, частенько выказывают знаки внимания по отношению к окружающим. Они делают комплименты. Они могут сказать: «Как ты сегодня хорошо выглядишь». Неважно, по какому поводу вы делаете комплименты, но делайте их и произносите их естественно. Делайте комп-лименты по поводу всего, что вам нравится. Когда вы на-учитесь делать комплименты более раскованно, вы ста-нете получать больше комплиментов в свой адрес.
Следует запомнить вот какое правило: будьте друже-любны и проявляйте интерес к другим людям. Некоторые студенты, с которыми мы работали, действительно нео-хотно вступают в беседу, просто перебрасывают мяч на сторону противника время от времени, не проявляя инте-реса к собеседнику. Они могут сказать «привет», но забы-вают о том, что у беседы может быть продолжение. Вот типичный пример подобного разговора:
Незастенчивый: Привет, как дела?
Застенчивый: Хорошо.
Незастенчивый: Чем занимался в последнее время?
Застенчивый: Учился.
Незастенчивый: Что нового?
Застенчивый: Ничего.
Незастенчивый: Ну ладно, увидимся.
Незастенчивый студент вынужден сдаться вследствие однозначности ответов, а у застенчивого создается впе-чатление, что его отвергли — и это в некоторых случаях еще больше уверяет его в том, что он недостоин общения. Застенчивый студент должен хотя бы довести разговор до конца. Более удачный разговор, который не доставит осо-бых трудностей, должен выглядеть примерно так:
Незастенчивый: Привет, как дела?
Застенчивый: Хорошо, а у тебя как?
Незастенчивый: Отлично. Правда, немного устал.
Застенчивый: А чего так?
Незастенчивый: Я довольно много занимался.
Застенчивый: Я знаю, каково это. Это по-настоя-щему утомительно, правда?
Незастенчивый: Да уж. Наш учитель истории — это нечто. А у тебя что новенького?
Застенчивый: Ну, ничего особенного. Играл не-много в теннис, ходил в кино. А ты?
Незастенчивый: Все по-старому. Съездил покатался немного на лыжах. На прошлой не-деле.
Застенчивый: Да? Куда ты ездил?
Незастенчивый: Местечко Скво. Был там когда-ни-будь?
Застенчивый: Нет. Ну и как там?
Как вы видите, в первом случае застенчивый сту-дент не задавал никаких вопросов и не проявлял инте-реса к беседе. Во втором варианте застенчивый студент выглядел дружелюбным и выказал свою заинтересован-
ность в собеседнике, задав несколько вопросов, таких же, какие задавали ему. Вывод: вам не нужно посещать семинары Дейла Карнеги, чтобы научиться говорить людям «как дела?».
Просто скажите это. Потренируйте свои коммуни-кативные навыки и жесты перед зеркалом, наговорите что-то на диктофон и прослушайте запись. Потом пред-ставьте, что вы критик, и сделайте пометки по поводу того, как вы можете улучшить манеру подачи и темп речи.
Неадекватное поведение во время неформальной бе-седы заключается в том, что вы сидите и молчите, что до-ставляет чувство дискомфорта и вам, и окружающим. Этот факт подпитывает вашу неуверенность в себе. Ваш мозг заполнен негативными мыслями о себе и абсурдными страхами по поводу того, что вы можете выставить себя дураком и будете отвергнуты окружающими. С другой сто-роны, когда вы проявляете интерес к вашему собеседни-ку, и слушаете то, что он говорит, хотя бы пытаетесь ска-зать что-то в ответ, верно обратное, поскольку все это от-влекает вас от мыслей о себе самом.
Если вы считаете, что вам совершенно нечего доба-вить в разговоре, потратьте время на то, чтобы побольше узнать об интересных вашему собеседнику вещах. Читай-те газеты, книги, школьные публикации, слушайте радио, ходите в кино. Мы знали одного успешного в общении че-тырнадцатилетнего школьника, который представляет со-бой ходячую «Книгу рекордов Гиннеса», очень заниматель-ный малый.
Составьте список того, чем интересуются ваши свер-стники. Потом выберите вещи, которые и вам интерес-ны, и поставьте перед собой задачу получить знания, до-статочные для того, чтобы вести беседу и задавать воп-росы.
Другой способ получить знания — быть в курсе про-исходящих событий. Что делается в вашем студенческом городке?
Нет лучше способа познакомиться с людьми, с кото-рыми у вас могут быть общие интересы, нежели постоян-но изучать интересующую вас проблему.
Когда идете на встречу (семинар, вечеринку, урок и так далее), старайтесь приходить вовремя или раньше. Если вы опаздываете, на вас обязательно обращают вни-мание. На вас обратят внимание только потому, что вы отличаетесь от них — вы опоздали. Кроме того, у окружа-ющих возникает чувство, что вы являетесь нарушителем. Взгляните на студентов, которые входят в класс с опозда-нием. Жалкие выражения их лиц выдают чувство смуще-ния или даже вины.
С другой стороны, если вы приходите первым, у вас есть ощутимое преимущество: когда человек входит, вы можете первым начать с ним разговор. Это вполне есте-ственно, когда вы ожидаете начала чего-либо.
Чтобы научиться правильно общаться, необходимо тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться, используя для этого любую возможность. Например, ког-да вы идете в магазин, в библиотеку или кафе, вместо того чтобы относиться к продавцами и официантам как к слу-жащим, отнеситесь к ним просто как к людям. Попривет-ствуйте их, спросите, как у них дела, скажите, что сегодня прекрасная погода, или, наоборот, пожалуйтесь на пло-хую погоду. Ищите возможность сделать кому-нибудь ком-плимент, присматриваясь к тому, что они носят, как выг-лядят, к цвету их волос и глаз. Обязательно поблагодарите их за обслуживание. Цель — быть дружелюбным. И от-метьте для себя что-то в человеке, о чем вы можете поло-жительно отозваться.