Подготовьтеребенкакуспехуинеудаче
Вы выяснили, что ваша дочь мечтает о чечетке, вы отдали ее в школу танцев, и вот не за горами большой кон-церт. Вы хотите, чтобы она выступила на этом концерте, а может быть, даже поборолась бы за участие в большом представлении, которое планируется администрацией ва-шего города. А вдруг участие в этом концерте окончится неудачей? Снова и снова повторяем: прежде всего вы дол-жны проанализировать свои собственные мотивы. Хоти-те ли вы, чтобы она выступала ради вас? Или ради самой себя? Если вы уверены, что делаете это только ради блага своей дочери, следующим вашим шагом должен стать ана-лиз ее шансов на успех. Можно поговорить с ее препода-вателем, попросить его дать оценку ее способностям и высказать свое мнение о том, готова ли она к выступле-
нию. Понаблюдайте за тем, как она занимается. И в кон-це концов спросите ее саму, чувствует ли она себя готовой
к такому событию. Это совсем не значит, что можно отпу-стить дочь выступать перед публикой, только если вы за-ранее абсолютно уверены в ее победе. Однако видя ее яв-ную неготовность и все же побуждая ее принять участие в концерте, вы тем самим толкаете ее на провал, который будет иметь самые тягостные для ее психики последствия.
Если же вы убедились в том, что она вполне созрела для выступления, и она сама готова к этому, следующим вашим шагом должна стать попытка объяснитьдочери, что на пути к успеху неудачи возможны и даже нормальны. Подчеркните, что речь идет не о заранее предрешенном провале, а лишь о вполне возможной неудаче. Ребенок должен понимать, что никогда нельзя быть застрахованным от провала, но что в та-ком исходе нет ничего ужасного и непоправимого. Для этого объясните ему, что любой человек, начиная какое-то новое дело, всегда на начальной стадии сталкивается с неудачами, чего бы это ни касалось: умения упражняться на турнике в подготовительной школе или отбора для участия в эстафете в старших классах. Могут помочь истории неудач из вашей соб-ственной жизни. В данном случае тот факт, что вы остались живы после всех этих провалов, лишний раздоказывает, что и с ребенком ничего страшного не случится.
Ребенку нужно объяснить, что такого понятия как неудача вообще не существует, что настоящей неудачей является нежелание вообще предпринимать какие бы то ни было шаги, только бы уберечься от неудачи. Он дол-жен знать, что всегда лучше попробовать и провалиться, чем не пробовать вообще. Кроме того, независимо от ис-хода предприятия, всегда хвалите ребенка за то, что он находит в себе мужество идти на определенный риск.
Ребенок должен понимать, что, независимо от ре-зультата, успех измеряется готовностью идти на риск. Это
утверждение прекрасно иллюстрирует то, что нам дове-лось услышать от одного психолога, являющегося к тому же старшим офицером в армии. Он рассказал нам, напри-мер, что главной проблемой, с которой сталкивается Во-енная академия при подготовке руководящих кадров, яв-ляется стойкий страх большинства молодых людей. Они предпочитают хорошо проторенные дорожки, традицион-ные решения эксперименту, инновации, риску и азарту в хорошем смысле этого слова. А ведь именно готовностью идти на риск и экспериментировать во все времена отли-чались лидеры и руководители. Сравнив застенчивых и робких курсантов с их более уверенными в себе однокур-сниками, мы пришли к выводу, что вторые, безусловно, превосходят первых по набору качеств, выдающих в них потенциальных лидеров. Излишняя зависимость от дру-гих, низкая самооценка, стремление избегать каких-то новых ситуаций и нежелание вступать в контакты с не-знакомыми людьми — вот те качества, которые мешают застенчивым людям становиться лидерами.
Если вы сделаете несколько попыток предпринять то или иное начинание, то процентное соотношение неудач-ных и удачных исходов в любом случае будет более благо-приятным, чем если бы была предпринята лишь одна по-пытка, закончившаяся провалом. Если ваш ребенок пред-ложит поиграть с ним пяти другим детям, и трое из них ответят ему отказом, а двое согласятся, результат, в лю-бом случае, лучше, чем если бы он отчаялся сразу же пос-ле первой попытки наладить с кем-то контакт. Торговцы, разносящие свой товар по домам, Свидетели Иеговы, спортсмены — все они живут по принципу: успех зависит от количества предпринятых вами попыток и не зависит от количества неудач. Соответственно, неудача в значи-тельной степени зависит от того, сосредоточиваете ли вы свое внимание главным образом на провалах или же на
успешных результатах. По нашему глубокому убеждению, застенчивых детей сковывает боязнь неудачи, им нужно помочь преодолеть этот страх.