Научитедетейотстаиватьсвоиправа

Зачастую родители своим вмешательством в конф-ликты детей, сами того не понимая, подрывают уверен-ность ребенка в себе и его умение постоять за себя. Если родители всегда бросаются на защиту своего ребенка в случае конфликта с другими детьми, у него формируется подсознательная уверенность в том, что он или она не спо-собны справиться с ситуацией без родительской помощи.

Однако вряд ли существует на земле хоть один чело-век, кто хоть раз стоял и спокойно смотрел на то, как оби-жают его сына или дочь. Прежде чем предпринимать ка-кие-то действия, убедитесь в том, что вашего ребенка дей-ствительно несправедливо обидели. Если же вы в этом не уверены, предоставьте ему самому решать свои проблемы. Иначе он привыкнет к тому, что его проблемами занима-етесь вы, или подсознательно будет считать, что сам он не способен справиться ни с одной задачей. Мы хотим, что-бы наши дети были уверенными в себе, независимыми и самостоятельными.

ГОТОВНОСТЬ ПОЙТИ НА РИСК

Один из способов борьбы с детской застенчивостью заключается в том, чтобы чем-то занять ребенка, найти ему какое-то «компенсирующее» занятие, которое способ-ствовало бы повышению его уверенности в себе через ус-

пех, которого он бы смог добиться: например, попробуй-те записать его в музыкальную школу, в школу танцев, на гимнастику, уроки кройки и шитья и т.д.

А поскольку застенчивость выражается главным об-разом в том, что человек боится рисковать, было бы не-плохо, если бы вы поощряли своих детей иногда предпри-нимать рискованные предприятия. Но при этом вы не дол-жны забывать о следующем:

• Постарайтесь выяснить, хочет ли ваш ребенок зани-маться именно этим. Поинтересуйтесь, почему другим де-тям нравится этим заниматься, что хорошего они извлека-ютдля себя из этого занятия. С помощью этих вопросов вы сможете прояснить, чего ваш ребенок ждет от занятий.

• Постарайтесь оценить все те преграды и опаснос-ти, которые видятся вашему ребенку в том или ином пред-лагаемом вами занятии. Попробуйте понять, почему ре-бенок не хочет этим заниматься, даже если он знает, как это делается.

• Выясните, какими качествами, по мнению вашего ребенка, должен обладать человек, чтобы успешно зани-маться этим делом. Обладает ли он сам этими качествами?

• Если же вы убедились, что ваш ребенок обладает нужной мотивацией и необходимыми для этого занятия качествами и способностями, тогда действуйте. Прежде всего постарайтесь успокоить и поднять энтузиазм ребен-ка, описав все приятные моменты, связанные с этим за-нятием, а также все связанные с ним преимущества.

С одной стороны, родители, безусловно, должны под-толкнуть ребенка, но помните, что существует опасная грань между поощрением и принуждением. А родители застенчивых детей должны особенно внимательно отно-ситься к этому вопросу и ни в коем случае не переступать эту грань. Например, в вышеописанной ситуации с Бетси взрослые совершали точно такую же ошибку, заставляя ее

играть в мяч с другими детьми, как тогда, когда они зас-тавляли ее учиться читать, поскольку она не была готова ни к тому, ни к другому. Для начала Бетси нужно научить играть в мяч. Затем в нее нужно вселить уверенность в том, что она действительно умеет это делать. Кроме того, ей нужно объяснить, что, прежде чем добиться успеха, ей придется в процессе обучения столкнуться с неудачами, ведь, как известно, люди учатся на своих ошибках.

Существует еще один критерий, который определяет границу между поощрением и принуждением и к которо-му следует отнестись очень внимательно. Этим критери-ем является ответ на вопрос: а хочет ли ребенок занимать-ся этим, и действительно ли ему это нужно?

Например, существуют определенные процедуры, которые ребенок должен учиться выполнять на опреде-ленных стадиях своего развития: пользоваться столовы-ми приборами, самостоятельно одеваться, зашнуровывать ботинки, самостоятельно добираться до школы. И роди-тели конечно же должны настаивать на самостоятельном выполнении всех этих процедур, когда ребенку это по си-лам. Однако ему совсем необязательно быть танцором, футболистом или музыкантом — точно так же, как ему совсем необязательно в два года уметь читать.

Другими словами, многие родители пытаются в детях воплотить свои несбывшиеся мечты. Вы должны осозна-вать, что, если вы всю жизнь тайно мечтали бить чечетку, а теперь решили отдать свою дочь в школу чечеточного танца — тем самым вы осуществляете свою, а не ее мечту. Хотя с другой стороны, если так получилось, что при этом ваша дочь тоже любит чечетку и хочет учиться ее танцевать, вы, отправляя ее в танцевальную школу, предоставляете ей воз-можность заниматься тем, чем она действительно хочет за-ниматься, что доставляет ей удовольствие и что, возмож-но, будет способствовать росту ее уверенности в себе.




ПЕРВЫЙ ШАГ

Вернемся еще раз на мгновение назад, к примеру с девочкой по имени Бетси. Для того чтобы обеспечить ей полноценную жизнь в дальнейшем, на данном этапе ей нельзя позволять все время оставаться в стороне от соци-альной жизни, что вообще свойственно застенчивым лю-дям. Ведь самоизоляция лишает ее, как, впрочем, любого застенчивого человека, самой возможности повысить свою самооценку, а недостаток мужества и решительности неиз-бежно приведет к еще более серьезному ее снижению. Что-бы избежать этого, убедившись, что Бетси способна в прин-ципе научиться играть в мяч, нужно просто научить ее это делать, предоставив возможность тренироваться и совер-шенствовать новые навыки в ее собственном ритме.

Чтобы научиться руководить поведением таких де-тей, как Бетси, можно взять на вооружение некоторые методы лечения агорафобии — крайней формы застенчи-вости, когда человек не может сделать ни одного шага за порог своего дома.

Терапевты в буквальном смысле слова учат людей, страдающих агорафобией, отходить от своего дома на шаг, на два и т. д.. Сначала они вместе со своими пациентами делают один шаг за порог дома и продолжают выполнять это «упражнение» до тех пор, пока человек не перестанет испытывать какое бы то ни было неудобство, находясь за дверью своего дома. Потом вместе с терапевтом он «учит-ся» делать второй шаг и так далее, постепенно приближа-ясь к своему почтовому ящику, к ближайшему перекрест-ку и в конце концов возвращаясь в окружающий мир. Ключ к успеху лечения — не торопить пациента, прово-дить терапию в удобном для него ритме так, чтобы он ус-певал осознавать, что на каждой очередной стадии борь-бы не происходит ничего страшного.

научитедетейотстаиватьсвоиправа - student2.ru Об этом всегда следует помнить, если вы хотите на-учить застенчивого ребенка не бояться рисковать — идет ли речь об игре в мяч или чечетке.

Часто именно первый шаг бывает самым трудным: застенчивому ребенку безумно сложно пересилить себя, просто поднять руку и с кем-то поздороваться, высказать вслух свое мнение или вступить с кем-либо в игру. Как только он проделает этот первый, полный беспокойства и волнения шаг, его захлестнет удовольствие от процесса как такового, и дальше все пойдет как по маслу. Помогите ре-бенку сделать первый шаг, организуйте ролевую игру и тщательно прорепетируйте ее.

Не оставляйте без награды каждую попытку ребенка хоть чуть-чуть продвинуться в нужном направлении, хва-лите и поощряйте его, но в то же время старайтесь с пони-манием относится к источнику испытываемого ребенком страха, к его видению ситуации.

Наши рекомендации