Обследование состояния общей моторики
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб
а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движений Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое
2. Исследование произвольного торможения движений
Маршировать и остановиться внезапно по сигналу
Отметить: плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу
3. Исследование статической координации движений
а) стоять с открытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по два раза для каждой ноги;
б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения – 5 секунд
Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением, раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу
4. Исследование динамической координации движений
а) маршировать, чередую шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами;
б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках
Отметить: выполняет верно с первого раза, выполняет верно со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается
Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; становится на всю ступню
5. Исследование пространственной организации (по подражанию)
а) повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа;
б) то же самое слева;
в) по словесной инструкции проделать эти же задания
Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения
Диагностика развития мелкой моторики
Проводится в два этапа по следующим направлениям:
1. Статистическое развитие мелкой моторики.
2. Динамическое развитие мелкой моторики.
Методика эксперимента 1 этапа.
Выполнение статистических упражнений.
Инструкция к проведению обследования: педагог даёт образец выполнения каждого упражнения. При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребёнку правильно сложить пальцы. Далее ребёнок действует самостоятельно.
Упражнение 1.«Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы; остальные поднять вверх. Все пальцы в данном положении удерживать под счёт до 10.
Педагог следит за положением большого и указательного пальцев ребёнка.
Упражнение 2. «Коза» - вытянуть вперёд указательный палец и мизинец; средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (под счёт до 10).
Выполняется 2 – 3 раза.
Упражнение 3. «Три богатыря» - поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединить вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 8).
Ребёнок должен удерживать три пальца вместе в напряжённом состоянии.
Упражнение 4. «Заяц» - вытянуть вверх средний и указательный пальцы; мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони (под счёт до 10).
Выполняется 3 – 4 раза.
Упражнение 5. «Солдатики» - удержать все вытянутые пальцы руки напряжёнными (под счёт до 10).
Упражнение 6. «Вилка» - вытянуть вверх расставленные указательный, средний и безымянный пальцы; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 10).
Оценка результатов деятельности:
Если ребёнок выполнил задание, то ставится «+», что соответствует 1 баллу.
Если ребёнок не выполнил задание, то ставится «-», что соответствует 0 баллов.
Далее выводится общее количество баллов, набранное ребёнком на этом этапе обследования.
Методика эксперимента 2 этапа: