Внимание как психическая функция
ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ
В работе педагогом-психологом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики:
1. Скрининговая диагностика(неглубокая)
Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей. Позволяет выявить детей с нарушениями. ПРИМЕР: диктант и выделение ошибок.
2. Фифференциальная (углубленная )психологическая диагностика, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе (дисграфия или речевые нарушения или отсталые дети).Предполагает определение вида нарушений. По рез-там этого этапа определяется вид учреждения или программы обучения.
3. Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.
4. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
Внимание как психическая функция
Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально внимание направлено к чему-либо.
Свойства внимания
К свойствам внимания обычно относят:
- объем,
- сосредоточенность (концентрация),
- распределение,
- устойчивость,
- колебание,
- переключаемость.
Объем внимания
Измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 6-8 объектам.
Концентрация внимания
Это есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.
Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.
Распределение внимания
Выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.
Устойчивость внимания
Это общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.
Отвлекаемость внимания
Свойство, противоположное устойчивости. В силу полярности этих понятий (устойчивость - отвлекаемость, т.е. неустойчивость) отвлекаемость часто не выделяют в качестве самостоятельного свойства.
Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодические ослабления внимания к конкретному объекту ил деятельности.
Переключаемость внимания
Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непреднамеренное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.
Виды внимания
Непроизвольное внимание
Непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, значимого или нового, неожиданного раздражителя. Это сосредоточение на объекте в силу каких-то его особенностей.
Произвольное внимание
Сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредотачивается не на том, что для него интересно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие. Которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности.
Послепроизвольное внимание
Вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.
Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.
22.Внимание. Диагностический инструментарий
Методика «Узнай фигуры» .
Детям предлагаются 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку.
Методика «Найди отличия»
Эта методика предназначена для детей 4-7 лет и позволяет определить уровень внимания. Ребенку необходимо посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются.
Деятельность: понятие, виды
Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленный на познание и творческое преобразование, совершенствование действительности, самого себя и условий своего существования.
В деятельности человек:
1) создает предметы материальной и духовной культуры;
2) преобразует и развивает свои способности;
3) сохраняет и совершенствует природу;
4) строит общество и участвует в системе его различных структур, организаций и отношений;
5) создает то, что без его активности не существовало в природе.
Основные виды деятельности, свойственные всем людям:
1. Общение – это вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми.
2. Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей).
3. Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
4. Труд. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности и качества труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
Каждый из этих видов д-ти является на определенных этапах жизни:
игра – дошкольный период;
учение – младший школьный возраст, отрочество, юношество;
труд – зрелость и старость.
Младенчество – непосредственное эмоциональное общение.
Раннее детство – предметная д-ть.
Дошкольный возраст – игра.
Младший школьный возраст – учебная Деятельность.
Подростковый возраст – интимно-личностная (Эльконин), общественно-полезная.
Юношество – учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение «Кто Я?».
Работа с бумагой.
Упражнение 1. Вырезание ножницами.
Цель: выявить, как быстро происходит смена напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки ребёнка.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии.
Упражнение 2.Обрывание листа бумаги.
Цель: исследовать согласованность действий обеих рук.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии.
Тактильные ощущения.
Инструкция к проведению обследования: Обследование проводится в форме игры «Чудесный мешочек». Детям предлагается на ощупь определить, из чего изготовлены предметы, какой они формы.
Цель: выявить, насколько у ребёнка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и т.д.
Упражнение 1.Узнавание качества предметов.
Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.
27. Нормативно-правовая документация, обеспеч. диагностическую деятельность.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)". Принят Государственной Думой 2 июня 1999 г. (Постановление ГД ФС РФ от 02.06.1999 №4019-II ГД).
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
4. Приказ Минобразования РФ от 07.12.2000 №3570 "Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года".
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. №209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений".
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. №69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образования".
7. Распоряжение Правительства РФ "Социальные нормы и нормативы" (о наполняемости специальных групп, специальных классов) от 18.07.1996 г. №861
8. Инструктивное письмо Министерства образования России от 02.07.1998 г. №89/34-16 "О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий".
9. Письмо Минобразования России от 25 августа 1998 г. №05-51-66/98 "О вопросах нормирования и оплаты труда педагогических работников".
10. Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. №20-58-07 ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".
11. Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 №65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения".
12. Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 №03-51-5 ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".
13. Письмо Минобразования РФ от 15 августа 2011 г. №03-515/59 "Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений".
14. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ).
15. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 №781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия".
16. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утверждённая Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.
17. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №666.
18. Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 января 2009 г. N 03-132 "О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста" (поручение Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N ДМ-П44-3035)".
19. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ
В работе педагогом-психологом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики:
1. Скрининговая диагностика(неглубокая)
Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей. Позволяет выявить детей с нарушениями. ПРИМЕР: диктант и выделение ошибок.
2. Фифференциальная (углубленная )психологическая диагностика, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе (дисграфия или речевые нарушения или отсталые дети).Предполагает определение вида нарушений. По рез-там этого этапа определяется вид учреждения или программы обучения.
3. Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.
4. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
Внимание как психическая функция
Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально внимание направлено к чему-либо.
Свойства внимания
К свойствам внимания обычно относят:
- объем,
- сосредоточенность (концентрация),
- распределение,
- устойчивость,
- колебание,
- переключаемость.
Объем внимания
Измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 6-8 объектам.
Концентрация внимания
Это есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.
Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.
Распределение внимания
Выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.
Устойчивость внимания
Это общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.
Отвлекаемость внимания
Свойство, противоположное устойчивости. В силу полярности этих понятий (устойчивость - отвлекаемость, т.е. неустойчивость) отвлекаемость часто не выделяют в качестве самостоятельного свойства.
Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодические ослабления внимания к конкретному объекту ил деятельности.
Переключаемость внимания
Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непреднамеренное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.
Виды внимания
Непроизвольное внимание
Непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, значимого или нового, неожиданного раздражителя. Это сосредоточение на объекте в силу каких-то его особенностей.
Произвольное внимание
Сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредотачивается не на том, что для него интересно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие. Которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности.
Послепроизвольное внимание
Вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.
Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.
22.Внимание. Диагностический инструментарий
Методика «Узнай фигуры» .
Детям предлагаются 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку.