Стенд «Авторские свидетельства и патенты
Стенд «Авторские свидетельства и патенты
На изобретения Валентина Петровича Глушко».
Изобретения Валентина Петровича Глушко
Годов.
Февраля 1933 года в Комитет по делам изобретений ВСНХ Союза ССР поступило заявление инженера-физика Валентина Петровича Глушко с просьбой о выдачена его имя авторского свидетельства «на изобретение под названием «Прибор для измерения расхода жидкости».
Справка на Прибор для измерения расхода жидкости,
Февраля 1933 года, заявочное свидетельство
№ 124073/9250, 16 февраля 1933 года.
Предметом этого изобретения являлось то, что в этом приборе «в качестве чувствительного элемента используется помещаемый в потоке жидкости нагреваемый электрическим током проводник, измеряемое изменение температуры которого служит указателем расхода жидкости».
Экспертом по этому делу был сотрудник ГДЛ Иван Иванович Кулагин.
Он сделал следующее экспертное заключение:
«Приборы для измерения расхода (скорости) жидкости, в которых в качестве чувствительного элемента используется помещаемый в потокежидкости нагреваемый электрическим током проводник, изменение температуры которого, определяемое одним из известных приёмов, служитуказателем расхода жидкости, известны (смотри, например, германский патент 242038 от 1911 года класса 42 11)».
На основании этого отзыва 19 апреля 1933 года IV секция Бюро новизны Комитета по изобретательству при СТО «постановила в выдаче авторского свидетельства отказать».
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВА.
Горючее для реактивного двигателя,
13 сентября 1930 года;
Заявочное свидетельство № 76950/5177,
2 октября 1930 года;
Патент № 968, класс 23-В-4
Выдано на основании статьи 32 Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 12 сентября 1924 года Комитетом по делам изобретений при Высшем Совете Народного Хозяйства Союза ССР Газо-Динамической лаборатории Технического штабаНачальника Вооружений Р.К.К.А, помещённой в городе Ленинграде, в том, что октября 2 дня 1930 года принято ходатайство о выдаче вышеназванному учреждению патента на предлагаемое изобретение СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТЕПЛОТВОРНОЙ СПОСОБНОСТИ ЖИДКОГО ИЛИ КОЛЛОИДНОГО ТВЁРДОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ.
Действительным изобретателем является В.П.ГЛУШКО.
Заявление подано лично.
К заявлению приложено описание.
Заместитель Председателя Комитета
Начальник Военного Отдела Восков / Подпись /.
Член Комитета Цырлин / Подпись /.
Круглая печать Комитета по делам изобретений
При Высшем Совете Народного Хозяйства Союза ССР.
Патент №968 н/о
Заявочные материалы №76950/5177 рас.
От 13 сентября 1930 г.
Газо-Динамическая лаборатория Технического штаба
Начальника Вооружений РККА, г. Ленинград
Глушко Валентин Петрович
Формула изобретения.
1. Способ получения топлива с коллоидально распределёнными в нём металлами, отличающийся тем, что в качестве примеси для образования коллоидального раствора применяют литий, бор, алюминий, магний, кремний или бериллий.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что распределённый коллоидально металл вводят или только в горючее, или только в окислитель, или и в то и в другое.
3. Способ по п. 1-2, отличающийся тем, что с целью предотвращения выпадения твёрдой примеси из жидкого коллоидального раствора, в коллоидальный раствор вводят защитный коллоид.
Из описания изобретения.
Настоящее изобретение касается способа повышения теплотворной способности тех или иных видов жидкого или коллоидального твёрдого топлива путём введения к ним особым образом приготовленных примесей и предназначается к использованию преимущественно в реактивных двигателях прямой реакции.
И иных аппаратов,
6 ноября 1930 года;
Ноября 1930 года.
Выдано на основании статьи 32 Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 12 сентября 1924 года Комитетом по делам изобретений при Высшем Совете Народного Хозяйства Союза ССР Газо-Динамической лаборатории Технического штаба Начальника Вооружений Р.К.К.А, помещённой в городе Ленинграде, в том, что ноября 2 дня 1930 года принято ходатайство о выдаче вышеназванному учреждению патента на предлагаемое изобретение ТОПЛИВО ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ АППАРАТОВ.
Заявление подано лично.
Кроме того, измельчённость подаваемого таким образом вещества будет недостаточной, и часть введённого в камеру расплавленного вещества не успеет сгореть и будет целиком выноситься из сопла, только уменьшая тем самым импульс, получаемый реактивным двигателем.
Однако, водородные соединения этих элементов, могущие претендовать на своё использование, весьма ограничены в своем числе, причем характерным для многих из этих соединений является непостоянство состава и ряд других причин, препятствующих применению этих соединений.
Конечно, не исключена возможность использования некоторых из них, как, например, бороводород.
Получающийся при этом коллоидальный раствор обладает высокой степенью дисперсности твёрдого компонента, обуславливающей необходимую однородность раствора и чрезвычайную измельчённость примеси (от 0,1 до 5 мкм), что недостижимо при применении обычных механических форсунок на порошкообразных топливах, или при взмучивании горючего порошкообразной примесью (суспензии).
Очевидно, что предлагаемый способ вполне разрешает перечисленные выше трудности, возникающие при применении примесей распылённых обычными методами, позволяя к тому же пользоваться для подачи в камеру сгорания обычными жидкостными струйными или центробежными форсунками.
ТЕРМОИЗОЛЯЦИОННАЯ МАССА
От 16 января 1931 года
Глушко Валентин Петрович
Из описания изобретения.
Т.к. при этом режим работы двигателей в этих аппаратах характеризуется значительными давлениями в камере сгорания и высокой температурой продуктов горения топлива, то меры к предупреждению тепловых потерь должны быть одновременно направлены и к сохранению частей реактивного двигателя от выгорания.
Заявление подано лично.
От 11 апреля 1931 г.
Формула изобретения.
Форма выполнения охарактеризованного в п.1 манометра, отличающаяся тем, что для осуществления охлаждения поршня 2, последний выполнен в форме полого цилиндра и снабжён входящей в него с зазором подающей проточную воду трубкой 12.
Из описания изобретения.
Предлагаемый манометр относится к той группе приборов этого класса, в которых определение давления жидкости или газа основано на измерении упругой или остающейся деформации какого-либо тела, подверженного воздействию измеряемого давления через посредство поршня, и предназначено преимущественно для таких случаев, когда требуется определять в течении длительных промежутков времени давления сильно нагретых газов или жидкостей, а величины давлений относительно высоки.
Поршень, 2 – корпус.
В предлагаемом данным изобретением манометре эти недостатки устранены, во-первых, применением охлаждения для трубки, заключающей поршень, и для самого поршня - с целью предупреждения чрезмерного нагревания этих частей, во-вторых, устройством вокруг выходной части поршня особой полости, наполняемой холодным газом или жидкостью под давлением, близким к измеряемому - для избежания прорывов газа или жидкости из обследуемого сосуда между боковой поверхностью поршня и стенками заключающей его трубки.
РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
От 23 июня 1931 г.
Глушко Валентин Петрович
Формула изобретения.
Реактивный двигатель с переменной камерой сгорания, отличающийся применением часового механизма для перестановки поршня, служащего для изменения объема камеры сгорания, в целях сохранения постоянного ускорения при изменяющихся условиях работы двигателя.
Форма выполнения охарактеризованного в п. 1-2 аппарата, отличающаяся тем, что с целью разгрузки поршня 2 насоса от усилий, действующих на него со стороны рабочего пространства 1, полость 3 позади поршня заполнена сжатым газом, служащим в то же время для улучшения обтюрации поршня.
Форма выполнения охарактеризованного в п.п. 1-3 аппарата, отличающаяся тем, что поршень, служащий для изменения объёма камеры сгорания снабжён подвижным соплом 13, подверженным со стороны полости 18 воздействия сжатого газа или жидкости и могущим перемещаться при изменении давления в рабочей полости 16, относительно помещенного в этой полости стержня-регулятора 17, каковое перемещение, вызывая изменение в величине кольцевого зазора между каналом сопла 13 и стержнем 17, служит для приведения давления в камере сгорания в соответствии с давлением сжатого газа или жидкости в полости 18.
Форма выполнения охарактеризованного в п. 4 аппарата, отличающаяся тем, что для заполнения полости 18 и с целью охлаждения частей камеры сгорания используется подаваемое насосом топливо или один из его компонентов.
ОРМ-А.
ОРМ № 2.
В предлагаемом настоящим изобретением реактивном аппарате постоянство величины ускорения достигается тем, что расход отбрасываемого вещества, а следовательно и реактивная тяга автоматически изменяются с помощью изобретённого устройства соответственно уменьшению массы аппарата, причём камера сгорания реактивного двигателя также снабжена согласно изобретению автоматическим приспособлением для сохранения постоянства давления при переменной подаче топлива.
Таким образом, предметом заявки является реактивный аппарат с автоматически регулируемой, изменяющейся по выбранному закону, подачей топлива в камеру сгорания при сохранении в последней постоянного рабочего давления.
Часовой механизм, который может быть связан с распределительным механизмом, управляющим клапанами насоса, регулируется заранее таким образом, чтобы положение поршня в каждый момент находилось в точном соответствии с потребным секундным расходом топлива.
Поэтому камера сгорания реактивного двигателя приспособлена для сохранения постоянного давления в её рабочем пространстве при горении топлива, независимо от величины подачи последнего, что может быть достигнуто следующим устройством.
При изменении давления в камере сгорания сопло переместится относительно регулятора, результатом чего будет изменение кольцевого зазора между соплом и стержнем-регулятором, которое восстановит прежнее, заданное давление.
Кл. 62-С-14.
От 19 октября 1931 г.
Г.Ленинград
Глушко Валентин Петрович
Формула изобретения.
Топливный бак к реактивному двигателю для летательных аппаратов, работающих на жидком топливе, компоненты которого подаются в камеру сгорания с помощью сжатого газа, отличающийся применением одной или нескольких расположенных внутри бака перегородок, из которых некоторые могут быть подвижными, служащих для создания отдельных отсеков и для помещения в них компонентов жидкого топлива.
Причём пропущенная через поперечные перегородки подводящая сжатый газ для создания напора в отсеках труба снабжена отверстиями, расположенными таким образом, чтобы действием газа по мере расхода топлива производилось перемещение одной части подвижных перегородок или уровней жидкости в одну сторону, а другой части - в противоположную сторону, каковое устройство вместе с надлежащим подбором размеров отсеков и отводящих топливо трубопроводов служит для уменьшения изменений в положении центра тяжести летательного аппарата при расходе горючего.
Форма выполнения топливного бака по п. 1, отличающаяся тем, что неподвижные перегородки, а также подвижные перегородки во все время расхода топлива, расположены симметрично относительно среднего поперечного сечения бака, т.е. центра тяжести.
Форма выполнения топливного бака по п. 1 и 2, отличающаяся тем, что с целью улучшения условий перемещения подвижных перегородок (устранения перекашивания и т.п.), отводящие топливо из отсеков трубки пропущены через подвижные перегородки.
Из описания изобретения.
Перемещение центра тяжести к концу горения топлива может достичь такой величины, для компенсации которой будут уже недостаточны все известные и применяемые в таких случаях средства, вследствие чего аппарат потеряет устойчивость, и правильность его полёта будет нарушена.
Настоящим изобретением предусматривается такое устройство хранилища для топлива, при котором положение центра тяжести реактивного аппарата остаётся неизменным, поскольку это положение может зависеть от расходования топлива.
С двигателем Штерна».
С 1925 по 1930 год он работал в должности начальника конструкторского бюро и начальника цеха № 17 судостроительного завода имени Марти, строил по проектам Андрея Николаевича Туполева торпедные катера.
С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш».
В 1940-1943 годы возглавлял конструкторскую группу, разрабатывавшую (под общим руководством Андрея Григорьевича Костикова) экспериментальный истребитель-перехватчик «302» с силовой установкой, состоящей из ЖРД и двух ПВРД.
В середине 1940-х годов (1945-1946 годы) Михаил Клавдиевич Тихонравов создал в Реактивном научно-исследовательском институте(РНИИ, позже НИИ-1) группу сотрудников для разработки проекта пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой (типа Р-1) на высоту до 200 км (проект ВР-190).
Дальнейшие достижения Михаила Клавдиевича Тихонравова в научной и инженерной областях сложно отделить от деятельности руководимой им группы, состав которой время от времени менялся, но продолжал оставаться единым взаимодополняющим друг друга сообществом высококлассных специалистов.
В отделе стали разрабатываться приемлемые способы расчёта траекторий полёта составных ракет пакетной схемы, отыскания оптимальных конструктивно-баллистических параметров ракет, и проводиться исследовательские расчёты.
Ракеты Р-1 и Р-2.
Благодаря заинтересованной помощи этих крупных учёных доклад Михаила Клавдиевича Тихонравова был повторён 14 июля 1948 года на годичном заседании Академии артиллерийских наук, выслушан с огромным вниманием, однако отклик участников заседания, в основном, был подобен реакции большинства членов Учёного совета НИИ-4.
Ракета «Фау-2».
Доклад Михаила Клавдиевича Тихонравова при деятельной поддержке Сергея Павловича Королёва и Анатолия Аркадьевича Благонравова всё же был обнародован в журналах «Доклады Академии артиллерийских наук» (Москва, 1949, выпуск 6), «Ракетная техника» и позже (уже в 1995 году) в сборнике статей из истории авиации и космонавтики.
Сергей Павлович Королёв, узнав об упразднении отдела Петра Ивановича Иванова, выдал НИИ-4 в поддержку Михаила Клавдиевича Тихонравова официальный заказ на выполнение НИР по дальнейшим исследованиям составных ракет.
По техническому заданию Сергея Павловича Королёва в группе был рассмотрен двухступенчатый «пакет» из трёх ракет Р-3, каждая из которых должна была переносить боевую часть массой порядка 3 т на дальность 3000 км.
Было показано, что «пакет» может обеспечить не только перенос тяжёлой боевой части на любую дальность, но и вывод на орбиту спутника, масса которого может оказаться достаточной для полёта на нём человека.
К 1953 году у большинства руководителей Вооружённых Сил и Военно-промышленного комплекса уже выработалось понимание огромного значения боевых баллистических составных ракет и перспективности создания и применения искусственных спутников Земли.
Уже в 1954 году Михаил Клавдиевич Тихонравов с сотрудниками предложили свою программу освоения космического пространства, от запуска первого спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций, к высадке на Луну.
Михаил Клавдиевич Тихонравов принимал деятельное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что 17 июня 1961 года ему присвоено звание Героя Социалистического Труда (Указ не публиковался).
В дальнейшем отдел, под руководством Михаила Клавдиевича, участвовал, в частности, в разработке тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.
Стенд «Авторские свидетельства и патенты