Тема: Сложные предложения с придаточной частью цели с союзом чтобы.

Теоретическая работа.

Придаточные цели раскрывают цель того, о чём говорится в главном предложении; отвечают на вопросы зачем? для чего? ради какой цели? для чего? Пример:[И снова я, простерши руки, Стремглав бросаюсь в глубину], (зачем? с какой целью?) (Чтоб испытать и страх и муки, Дробя кипящую волну). (В. Брюсов).

Придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы, союзами-частицами только бы, лишь бы; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому: Пример:(Чтобы музыкантом стать), [так надобно уменье]. (И. Крылов).[Я жить хочу], (чтоб мыслить и страдать). (А. Пушкин).

Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы могут разбиваться на две части в зависимости от смысла и логического ударения.

Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом — обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.;

вторая часть составного союза (чтобы) остается в придаточном предложении и выполняет функцию простого подчинительного союза.

Запятая в этом случае ставится один раз перед чтобы: Запятая в этомслучае ставится один раз перед чтобы:Пример:[Мы обязаны знать Пушкина наизусть для того], (чтобы знать родной язык во всём его изобилии). (П. Пороховщиков).

Составные союзы особенно распространены в книжной речи:Пример:

Через пять минут Калугин... рысцой ехал на бастион, с тем чтобы по приказанию генерала передать туда некоторые приказания и дождаться известий об окончательном результате дела. (Л. Толстой).

Хотя могут использоваться в текстах и не сугубо книжных:

Пример:

Он предпочел прогулку в линейке, с тем чтоб не разлучаться с милою своей соседкою (А. Пушкин).

Придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения:

Пример:

[Надо всегда поступать], (чтобы ни перед кем не было стыдно). (К. Паустовский).

(Чтобы хорошо говорить), [надо хорошо знать свой язык]. (П. Пороховщиков).

[Для того, (чтобы войти в Пришвина, разговориться с ним), надо замедлить течение своей души]. (Солоухин).

Практическая работа.

Задание №1.Спишите предложения, заменяя по возможности придаточные предложения деепричастными оборота­ми. Укажите, какими обстоятельствами являются обо­роты в полученных предложениях.

1. Когда садишься за стол(,) обязательно мой руки.

2. Если нам известны точные координаты объекта(,) мы легко сможем найти его на карте или глобусе.

3. Несмотря на то что футбольный матч проходил в сложных погодных условиях(,) игра получилась ин­тересной и увлекательной.

4. Класс смог вовремя ус­петь на соревнование только благодаря тому(,) что ру­ководителю была известна короткая дорога.

5. В то время как я бился изо всех сил(,) чтобы успеть на поезд(,) она спокойно пила чай в кафе.

6. Тема конт­рольной работы должна быть изменена(,) так как класс еще не освоил эту тему.

Задание № 2 Составьте небольшое сочинение-размышление на тему «Для чего необходимо пополнять свой словар­ный запас» и зачитайте его вслух. Попробуйте при разъяснении своей точки зрения использовать как прямые доказательства, так и доказательства от про­тивного. Какие сложноподчиненные предложения лучше всего подходят для этого сочинения?

Задание №3.Перевод текста на казахский язык.

«Внутренние и наружные электрические проводки»

Внутренней электропроводкой называется совокупность проводов и кабелей с относящимися к ним креплениями, поддерживающими и защитными конструкциями и деталями, которые размещаются внутри помещений. По способу выполнения различают следующие виды электропроводок.
Открытая электропроводка — это электропроводка, проложенная по поверхности стен и потолков, по фермам и другим строительным конструкциям зданий и сооружений. Прокладка проводов и кабелей ведется непосредственно по поверхности стен, потолков, на струнах, полосах, тросах, роликах, изоляторах, в трубках, коробах, гибких металлических рукавах и т. п. Открытая проводка может быть стационарная, передвижная и переносная.
Скрытая электропроводка — это электропроводка, проложенная в конструктивных элементах зданий и сооружений (стенах, полах, перекрытиях, фундаментах). При этом прокладка проводов и кабелей ведется в трубах, гибких металлических рукавах, коробах, в пустотах строительных конструкций, заштукатуренных бороздах, под штукатуркой и т. п.

Модуль №15.

Тема: Конструкция «модальное слово» (надо, необходимо, можно) + инфинитив. Конструкция «глагол + Д.падеж косвенного объекта»

Теоретическая работа.

Модальность – это понятийная категория, которая характеризует: а) отношение говорящего к содержанию высказывания, или б) статус обозначенной в нем ситуации по отношению к реальному миру, или в) коммуникативную цель говорящего. В грамматике модальность выражается, прежде всего, наклонением. Например, в предложении Не уверен, что Маша пришла бы сослагательное наклонение выражает тот факт, что ситуация прихода Маши является гипотетической, а не реальной. В предложении Вот бы пришла Маша! сослагательное наклонение выражает желательность той же ситуации для говорящего. В предложении Уходи, Маша! повелительное наклонение выражает побуждение к действию. Модальные значения выражаются и многими другими способами – конструкциями (Быть бычку на веревочке), вводными словами (наверно), модальными глаголами и предикативами (типа мочь, можно, нужно), частицами (все-таки) и проч.

Модальные слова «Нужно» и «Надо» почти равны и часто взаимозаменяемы, но первое указывает на необходимость наличия чего-либо, второе говорит о необходимости сделать нечто: «нужно нечто» и «надо (купить, принести, достать) это нечто». Что нужно (цель) и как надо поступить (способ), чтобы задачу решить, — в этом их разница, хотя обозначить задачу и способ можно короче, минуя «надо»: «нужно (купить, принести, достать) нечто». В свою очередь «Надо» не всегда может заменять «нужно» как разговорный его вариант. Например, в выражении «Это нам надо».Отдельно употребляемые как утверждение оба слова означают необходимость: «есть такое слово — надо».

Конструкция «глагол + Д.падеж косвенного объекта»

Глаголов дательного падежа не так много. Это происходит потому, что для этих глаголов свойственна семантическая связь с лицом. И, как следствие, в роли дополнения выступают обычно имена существительные или же личные местоимения.

В значении и употреблении дательного падежа в обоих языках( в русском и казахском) бросается в глаза очень большое сходство, что объясняется в значительной степени тем, что «этот падеж гораздо более целостен по своим значениям, чем все остальные». Д.п. употребляется, главным образом, как управляемый падеж в функции косвенного дополнения.

В случаях, когда дательный падеж употребляется как второе дополнение при переходных глаголах и выражает определенное реальное отношение (адресат, дальнейший объект), отличное от отношения, выражаемого винительным падежом (прямой объект), наблюдается следующая закономерность: при глаголах со значением «давания» дательному почти всегда соответствует дательный падеж ; при глаголах со значением «отнимания» соответствует родительный падеж с предлогом «у».

Что такое дательный падеж?Дательный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения. Дательный падеж может быть приименным (употребляться при существительных) и приглагольным (употребляться при глаголах).

Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы – Кому? Чему? и сочетаются с предлогами к, по.

Существительные в дательном падеже, примеры: подарить дочери, гулять по полю, детям весело, котенку пол года, ода славе, приблизиться к цели, купить по дороге.

Как определить дательный падеж?Для определения дательного падежа существительного поставьте к слову соответствующие падежные вопросы (Кому? Чему?) и выделите у него падежное окончание. Окончания существительных разных склонений в Д. п. представлены в таблице.

Склонение Ед. число Мн. число
1 склонение -е, -и Окраине, зоре, комедии, сынишке, соне -ам (-ям) Окраинам, зорям, комедиям сынишкам, соням
2 склонение -у (-ю) Грому, слесарю, сердцу, полю Громам, слесарям, сердцам, полям
3 склонение Мыши, грани Мышам, граням
Разносклоняемые Дитяти, пути, племени Детям, путям, племенам

Обратите внимание! Собственные имена существительные Любовь, Мария, Юлия в дательном падеже имеют окончание «-и» –Любови, Марии, Юлии.

Значение дательного падежа

В словосочетаниях и предложениях формы существительных дательного падежа могут выражать различные значения:

Субъектное (употребляется в безличных оборотах): студенту не думается, женщине грустно, машине четыре года.

Объектное (употребляется в значении адресата или косвенного объекта): отдать другу, поручить курьеру, совет дочерям, письма сослуживцам.

Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, направиться к замку, подойти к перекрестку.

Определительное: памятник Грибоедову, цена словам.

Основное значение дательного падежа (приглагольного) заключается в том, что он выражает косвенный объект, то есть лицо или предмет, к которому направлено действие. Отвечая на вопросы кому? чему?, этот падеж употребляется с глаголами дать, купить, подарить, отправить, говорить, доказывать, содействовать, разрешать (или не разрешать) и др.

Кроме того, дательный падеж употребляется с глаголами, выражающими определенные чувства, направленные на кого-либо или на что-либо, например: доверять товарищу, сочувствовать больному, удивляться содержанию и т. п. В безличных предложениях дательный падеж может относиться к глаголу или к предикативному наречию: часовому не спится, матери нездоровится, мне не хочется с тобой расставаться, ему холодно и т, п.

Дательный приименный выступает преимущественно в сочетании с именами, которые по своему значению соответствуют глаголам или же являются отглагольными, например: письмо другу, посылка матери, приказание солдату. Выступая в безглагольных предложениях, дательный приименный относится к главному члену (именительному падежу имени) и обозначает лицо или предмет, к которому направлено то, что выражается главным членом предложения, например. Привет участникам молодежного фестиваля!

С дательным падежом многие ораторы обращаются так же неосмотрительно, как и с родительным, часто заменяя его другими надежами. Рассмотрим несколько таких случаев:

1. Замена дательного падежа винительным: «Бой кремлевских курантов возвестил всю Москву о начале парада» (вместо всей Москве).

2. Замена дательного падежа с предлогом к винительным падежом с предлогом за: «Учитель призывает молодежь за хорошую успеваемость» (вместо к хорошей успеваемости).

3. Замена дательного падежа творительным: «Удивляясь успехом своих товарищей, Владимир работал изо всех сил» (вместо удивляясь успеху).

4. Замена дательного падежа родительным: «Пушкин положил начало образования русского литературного языка» (вместо начало образованию).

5. Замена дательного беспредложного падежа предложным с предлогом о: «Много прекрасных страниц уделено Некрасовым о крестьянских детях» (вместо крестьянским детям).

6. Замена дательного падежа с предлогом в родительным с предлогом против: «Всю свою ненависть против бюрократизма Маяковский выразил в стихотворении «Прозаседавшиеся» (вместо к бюрократизму).

Ошибкой считается также стечение дательных падежей, которое приводит обычно к бессмыслице: «Ученик написал добавления к вступлению к докладу» и т. п.

Практическая работа.

Задание №1.Поставь глаголы во 2м лице множественного числа в будущем времени и в повелительном наклонении, обозначь суффиксы.

Списать, сесть, сказать, стукнуть, скрыться, вывести (груз), отправить, вынести, выкупаться, выйти, выскользнуть, вытереть, позволить, расписаться, вывести (пятно).

Задание №2.Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.

Задание №3.Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)

Задание №4.Перевод текста на казахский язык. Подчеркнуть глаголы.

Светотехнический расчет  производится с целью определения количества светильников и мощности ламп, необходимых для обеспечения требуемой нормами освещенности.

Светотехнический расчет производят с учетом коэффициента запаса , компенсирующего снижение освещенности в процессе эксплуатации: загрязнение светильников и отражающих поверхностей помещений ( стен, потолков), снижение светового потока ламп к концу срока службы, наличие перегоревших ламп. Коэффициенты запаса принимают с учетом условий эксплуатации: запыленностью помещений и сроков очистки осветительных приборов. Для газоразрядных, ламп коэффициенты запаса принимают более высокие, чем для ламп накаливания, так как к концу срока службы у этих ламп более резко снижается световой поток.

Наши рекомендации