Согласование, правописание, сочетание имен прилагательных имя существительное, обозначающее лица по профессии и должности
По определению Академической грамматики русского языка "всякий ряд слов, характеризуемый семантическим единством, а также единством способа словообразования, называется словообразовательным типом". Эти типы могут быть
1. продуктивными (вполне продуктивными и малопродуктивными), т.е. такими, по образцу которых изменяются вновь возникающие в языке слова; 2. непродуктивными , т. е. такими, по которым изменяются лишь определенные слова, но которые не пополняются новыми словами . Продуктивными суффиксами, образующими названия профессий мужского рода, являются следующие:
1. Суффикс -ик, напр.: глазник (глазной врач), горшечник (горшечный мастер), замочник (замочный слесарь), зубник (зубной врач), транспортник (работник транспорта), сапожник (сапожный мастер), печник (печной мастер) механик (механический), плотник.
2. Суффикс -ник, напр.: ключник (ключ), путник (путь), блузник (блуза), помощник (помощь), кожевник (кожа), садовник (сад), проводник, монтажник (монтаж), лесник (лес), мясник (мясо).
3. Суффикс -щик, напр.: галантерейщик (галантерея), гардеробщик (гардероб), каменщик (камень), конторщик (контора), котельщик (котёл), паромщик (паром), туннельщик (туннель), буфетчик (буфет), газетчик (газета), наборщик (набор), грузчик (грузить), переписчик (переписывать), разносчик (разносить).
4. Суффикс -тель, -итель, напр.: ваятель (ваять), воспитатель (воспитать), испытатель (испытать), сеятель (сеять), искатель (искать), водитель (водить), заготовитель (заготовить), преподаватель (преподавать), исследователь (исследовать), следователь (следить), издатель (издать), телохранитель (хранить).
5. Суффикс -ист, напр.: виолончелист (виолончель), журналист (журнал), карикатурист (карикатура), машинист (машина), портретист
(портрет), связист (связь), фельетонист (фельетон), русист (русский), полонист (польский), методист (метод), программист (программа), экономист (экономика), пианист (пианино), телефонист (телефон), тракторист (трактор), фигурист (фигурное катание), юрист, артист, телеграфист (телеграф) .
6. Суффикс -тор (-атор, -итор), напр.: авиатор (авиация), директор (дирекция), оператор (операция), экспедитор (экспедиция), навигатор (навигация), аккомпаниатор, декоратор (декорация), композитор (композиция), редактор (редакция), архитектор, диктор (дикция), кондуктор, доктор, конструктор (конструкция).
7. Суффиксы -ант (-янт) и -ент, напр.: музыкант (музыка), концертант (концерт), ассистент (ассистировать), референт (реферировать), лаборант. Для формирования существительных – названий профессий женского рода продуктивными являются следующие суффиксы: Суффикс -ниц-а, напр.: булочница (булочник), работница (работник), наставница (наставник), садовница (садовник), проводница (проводник
8. Суффикс -тельниц-а, напр.: воспитательница (воспитатель), писательница (писатель), учительница (учитель), преподавательница (преподаватель), соискательница (соискатель), изобретательница (изобретатель), читательница (читатель), слушательница (слушатель), свидетельница (свидетель), домоправительница (домоправитель), делопроизводительница (делопроизводитель).
9.Суффиксы -щиц-а, -чиц-а, -льщиц-а, напр.: гардеробщица (гардеробщик), буфетчица (буфетчик), газетчица (газетчик), переводчица (переводчик), переписчица (переписчик), лётчица (лётчик), заправщица (заправщик), пошивщица (пошивщик), упаковщица (упаковщик), регулировщица (регулировщик), дрессировщица (дрессировщик), танцовщица (танцовщик), мороженщица (мороженщик), закройщица (закройщик), настройщица (настройщик), манекенщица (манекенщик), уборщица (уборщик).
10. Суффикс - к-а, напр.: акушерка (акушер), артистка (артист), домоседка (домосед), пастушка (пастух), спортсменка (спортсмен), чемпионка (чемпион), лекарка (лекарь), свинарка, кулинарка (кулинар), санитарка (санитар), доярка (дояр), официантка (официант), гувернантка (гувернант), лаборантка (лаборант).
11.Суффикс -их-а, напр.: пловчиха (пловец), дворничиха (дворник), мельничиха (мельник), повариха (повар), портниха (портной), сторожиха (сторож), ткачиха (ткач), врачиха (врач), полковничиха (полковник), городничиха (городничий), урядничиха (урядник), купчиха (купец), дьячиха (дьяк) .
6 Суффикс - ш-а, напр.: директорша (директор), репортёрша (репортёр), генеральша (генерал), губернаторша (губернатор), маникюрша (маникюр),
Практическая работа.
Задание №1.Определите разряд прилагательных
Чем только не мечтают люди стать: знаменитыми космонавтами, как Ю. Гагарин, отважными пожарниками, врачами, чтобы спасать сотни жизней, певцами, чтобы блистать на сцене, учителями, чтобы давать знания… Профессий существует много, главное – не ошибиться в своем выборе и посвятить этой профессии всю свою жизнь. У каждого есть свои интересы, свои любимые занятия, у кого-то есть талант, а кто-то способен быстро и легко всему научиться. В детстве я мечтала быть певицей, потому что любила петь и хотела стать знаменитой, но потом поняла, что это была только лишь детская мечта. Я люблю много читать и писать что-то интересное, высказывать свое мнение и спорить о чем-либо и быть может именно поэтому я стала задумываться о профессии журналиста. Сейчас я уже уверенно могу сказать, что это именно то, что мне нужно.
Быть журналистом – это интересно! Что может быть интереснее, чем брать интервью, знакомится с новыми людьми, узнавать подробности их жизни и о том, как они добивались успеха? Или видеть одной из первых какое-либо событие, а потом об этом рассказывать всей стране, всему миру и неважно каким образом: написать об этом в газете или сделать об этом репортаж? Я мечтаю делать свои репортажи и, если понадобится, уезжать для этого в далекую глубинку нашей большой страны или же наоборот: лететь несколько часов на самолете в далекую страну, а потом рассказывать всей стране по телевидению о том, что произошло. Профессия журналиста и трудна и интересна. Но в то же время это очень ответственная работа, потому что мир узнает о новостях именно из уст журналистов и важно донести до зрителя или читателя информацию, не искажая ее.
Я уверенна, что каждый найдет свое призвание и будет любить свою работу, посвятит ей всю свою жизнь, важно лишь сделать правильный выбор, выбор своей профессии!
Задание №2. Выпишите из текста словосочетания "Существительное + прилагательное". Определите разряд прилагательных. выполните морфологический разбор трех прилагательных.
Одним из первых наиболее сложных вопросов, с которым сталкиваются юноши и девушки, является проблема выбора профессии, и этот этап считается одним из самых ответственных, поскольку это важное решение принимается на всю жизнь.
Примечательно, что однозначно назвать самую лучшую профессию невозможно, поскольку такого понятия попросту не существует. Есть специальности в той или иной мере актуальные на данный период, более или менее востребованные. Что же касается наличия интереса или увлекательности, то это решается потенциальным соискателем исключительно индивидуально и зависит не только от предпочтений, но и способностей.
Так молодые люди с гуманитарным складом мышления едва ли могут рассчитывать на ряд инженерных профессий, где требуется математическая логика и склонность к техническим наукам. При выборе будущей профессии необходимо исходить также и из таких соображений как хорошая память, склонность к анализу, умение креативно мыслить. Любая специальность требует определенного набора навыков и склонностей, и этот факт никоим образом нельзя игнорировать во избежание возможных проблем и разочарований в своем выборе.
Кроме того, помимо способностей и личных симпатий к тому или иному занятию, необходимо обладать соответствующим здоровьем и физической формой. И действительно, мечтать о карьере капитана дальнего плавания или летчика-испытателя, не имея выносливости, спортивного сложения и хорошего зрения, просто невозможно, и это означает, что не для детских мечтаний, а для взрослой жизни следует подыскивать иную служебную направленность.
Итак, хорошей и интересной может стать абсолютно любая профессия, обеспечивающая, к тому же, определенный уровень достатка. Увы, в наше время далеко не каждый может похвастаться любимой работой, и часто люди вынуждены заниматься тем, что приносит доход в ущерб собственным мечтам и предпочтениям. Однако грамотный подход в таком ответственном деле как выбор профессии может оказаться плодотворным и решающим.
Задание №3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные, определите их разряд.
Белизна снега заст_вляла ещё ярос_ней зеленеть с_сновые лапы. Пар непростывших низин поднялся на ур_вень древес_ных вершин и ра_сыпался на берёзовых ветках. Несч_тные ро_сыпи м_льчайших бисер_нок засверкали на со_нце. Мороз начал неспешно сер_брить всё, что имело хоть малую долю влаги. Лесная реч_нка, ещё вчера б_жавшая навстречу метел_, начала (с, з)давливаться серебр_ными зубцами. Прозрачный лёд уверенно нап_лзал на середину струи, с_ужал в_дяной ток нес_крушимым панц_рем. И всё вокруг бе(с, з)шумно сияло, сверкало, искрилось. Но, едва успев разогреться, великое наше св_тило начало краснеть и падать на дальние л_сные верха. Лиловые з_ревые крылья, перех_дящие в глубь т_мнеющего простора, спускались всё ниже.
Модуль №8.
Тема: Суффиксальный способ образования абстрактных имен существительных. Грамматическая конструкция: вопросительные предложения с частицей –ли.
Имена существительные — Имя существительное (существительное) часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто»/«что». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения.… …
Абстрактные существительные — лексико грамматич. разряд имен существительных, включающий в себя слова, обозначающие признаки в отвлечении от их носителей. Образуются от имен прилагательных и глаголов при помощи спец. суффиксов, напр.: белизна, глупость, глубина, постоянство,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Абстрактные имена существительные — АБСТРАКТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. Основанный на абстракции (в 1 знач.), отвлеченный. Абстрактное понятие. Абстрактное мышление. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Абстрактный объект — это объект, не существующий ни в каком конкретном месте ни в какое конкретное время, но существующий как тип вещи (как идея или абстракция).[1] Абстрактными объектами являются объкты, созданные путём идеализации и обобщения. В философии очень…
Абстрактные имена существительные — в грамматике: существительные, отсылающие внимание к абстрагированным понятиям (в отличие от конкретных имён существительных).
Такие существительные называют отвлечённые (абстрактные) понятия, действия, состояния, признаки, качества, свойства.
Примерами абстрактных существительных являются белизна, доброта, слабость, бодрость, уникальность, ходьба и т.д.
В русском языке абстрактные существительные часто не имеют множественного числа. Адресуя внимание к широкому классу предметов, такие имена непригодны для использования в качестве товарных марок, названий изделий. При использовании способов конкретизации, а также в новых словообразованиях или словосочетаниях можно придать таким именам их неповторимую конкретику и яркое звучание.
Отвлеченные (абстрактные) существительные - это слова, называющие отвлеченные понятия, свойства, качества, действия, и состояния: слова, смех, благо, плен, доброта, близость, ловкость, бег, движение. Большую часть отвлеченных существительных составляют слова, мотивированные прилагательными и глаголами, образующиеся с помощью нулевого суффикса (горечь, хворь, вывоз, замена), суф.– ость (также - есть) (красивость, свежесть, трусость), – ство (ничтожество, большинство, первенство, хвастовство), – шина (-чина) (сдельщина, туретчина), – изм (реализм, гумманизм); слова на - ие (-ствие) (радушие, спокойствие), – ота (кислота, доброта, Хрипота), – изна (белизна, кривизна), – ина (глубина, седина), слова на – ние, – ение, – тие (наказание, терпение, извлечение, развитие), – ка (плавка, голодовка, бомбежка), слова на – аци, яция, иция, – енция, – ция, – ия (стилизация, компиляция, транспозиция, конкуренция), – аж (массаж), – ёж (платеж) и некоторых других, менее продуктивных суффиксов. Меньшую часть отвлеченных существительных составляют не мотивированные слова: беда, ум, нрав, страх, мука, печаль, страсть, горе, уют, грусть, суть. Отвлеченные существительные обычно не имеют форм множественного числа. формы мн.ч. образуют лишь те слова, которые могут называть не только отвлеченные свойства, качества, состояния или действие, но и единичные их проявление: боль– боли, обман – обманы, мука – муки, печаль– печали, радость– радости , движение – движения. Существительные со значением отвлеченного действия в принципе могут быть образованы от любого глагола. Не могут образовать существительных, например, со значением субъекта действия те глаголы, значения которых не предполагают наличия объективного субъекта, а рассматривают действие либо как происходящие "само по себе", либо как состояние (грустить, зеленеть, течь). Такого же типа ограничения накладываются не образование отвлеченных существительных со значением орудия действия. Такие существительные образуются лишь от тех глаголов, которые предполагают существование орудий, совершающих обозначенное действие. Например: от глагола носить можно образовать существительные, называющие как абстрактные действия– носка, ношение, так и субъект действия – носитель–носильщик, носчик и орудие действие – носилки объект действия– ноша. От глагола строить можно образовать существительные, называющие отвлеченные действия – строительство, стройка, строение и субъект действия – строитель. Отвлеченные существительные, образованные от глаголов, не зависимо от их лексического значения, выражают процесс (процессуальный признак) – кипеть – кипение, действия – бежать – бег, состояния – страдать – страдание и отношение – преобладать – преобладание. Самым продуктивным способом словообразования абстрактных существительных, образующихся от глаголов, является суффиксальный способ. Этот способ заключается в том, что новое слово образуется путем присоединения к производящей основе суффикса
Грамматическая конструкция: вопросительные предложения с частицей –ли.Вопросительными называются предложения, в которых специальными языковыми средствами выражается стремление говорящего узнать что-либо. или удостовериться в чем-либо. Вопросительные предложения, таким образом, информируют о том, что хочет узнать говорящий. Характер искомых сведений может быть самым различным: это могут быть сведения о деятеле (Кто здесь сейчас разговаривал?), о месте действия (Ты была на пристани?), о цели (Зачем это ему понадобилось?), о ситуации в целом (Что-нибудь я забыл?; Есть у тебя время?).Вопрос может совмещаться также с теми значениями, которые обычно выражаются невопросительными предложениями. Так, вопрос Ведь ты домой идешь? содержит элемент утверждения; вопрос Молока не продашь ли, хозяюшка? (Тендр.) содержит просьбу; вопрос Почему бы не вспоминать почаще об этом опыте? (газ.) содержит совет. Благодаря направленности на получение информации, вопросительные
В выражении вопросительности главная роль принадлежит интонации вопросительным частицам ли, не... ли, что, что же, как, что ли, разве, неужели, что если, а, да, правда, не правда ли, так, так ведь, не так ли, верно,
Частица ли оформляет предложения, требующие утвердительного или отрицательного ответа: Читала ли ты серьезное что-нибудь? (Гонч.); Так ли я должна понять смысл вашей речи? (Тург.). При выражении вопроса, осложненного значением неуверенности, сомнения, частица ли взаимодействует с интонацией и контекстом: А реалисты ли они? усомнился Эрнест Борисович (Тендр.); В эту последнюю минуту он с острой болью почувствовал вдруг, как любима, дорога ему черная толпа, кактяжело с ней расставаться. "Увижу ли?.. Вернусь ли?.. Да и все вернемся ли когда в родные места?" (Фурм.); Так ли уж велика разница между ними? (Тендр.). С помощью частицы ли оформляется переспрос: Вечером можешь пойти в театр? - Могу ли я вечером пойти в театр? Пожалуй, могу. Частица ли ставится непосредственно после слова, называющего то, о чем спрашивается: Все ли ясно?; А ему много ли надо?; А билеты есть ли? Из служебных слов частица ли сочетается с частицей только: А только ли из-за занятости некогда вспомнить о Кате?.. Нет, нет! (Тендр.).
Частица не... ли обрамляет слово, обозначающее то, о чем спрашивается: Вы, господа великолепные, - сказал он все с той же сегодняшней неприятнойулыбкой, обращаясь к входящим, - не хотите ли со мной поскучать? (Тын.). Эта частица употребляется в следующих случаях.
1) При вопросе о соответствии сообщаемого действительности, осложненном значением неуверенного предположения: Не есть ли это обман, мечтание пустое? (С.-Щ.); [Полевой:] Звонят. [Ярцев:] Не матросы ли? (Лавр.); Видит Теркин погребушку, - Не оттуда ль пушка бьет? (Твард.).
2) При вопросе, осложненном значениями совета, предложения, просьбы; в этих случаях частица не... ли выделяет инфинитив, глаголы хотеть, желать, мочь, а также слова лучше, угодно: Не угодно ли вам выбрать костюм для завтрака? (М.-Сиб.); Не поехать ли нам на Лукьяновку, Георгий Максимович? (Пауст.); Не можете ли вынам помочь?; Не лучше ли было бы согласиться?