Тема: Введение. Роль и значение профессионального русского языка.
Модуль №1
Тема: Введение. Роль и значение профессионального русского языка.
Теоретическая работа.
Цель курса изучения профессионального русского языка– формирование коммуникативной компетенции специалиста, способного решать средствами русского языка актуальные задачи общения в различных сферах профессиональной деятельности. Профессиональное общение – это речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами в ходе осуществления профессиональной деятельности. А каково происхождение слова «профессия»?
Обратимся к этимологическому словарю. Это слово происходит от латинского professio и означает «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично. Выступление перед аудиторией, перед определённым количеством людей – это не просто. Для этого необходимо в совершенстве владеть родным языком, навыками культуры речи. Сейчас под профессией понимают такое занятие человека, которое требует специальной подготовки, обучения, и конечно же, знания русского языка.
Русский язык лежит в основе многих профессий.
Велика роль русского языка и в кругу языков современной науки и техники. На нём издаются научные и технические журналы, выходит новая научная литература. Научные публикации на русском языке по физике и математике, лингвистике и литературоведению пользуются международным признанием. Большой интерес за рубежом вызывают работы на русском языке в таких технических областях, как разработка космических аппаратов и приборов, электротехника. Потребности науки и технического описания изобретений инженерной мысли привели к формированию в русском литературном языке функционального развитого научного стиля, позволяющего чётко и определённо описать по-русски любые научные открытия и технические достижения. Общение на профессиональные темы в любой области предполагает не только точное употребление терминов и знание стоящих за ними понятий, но и соблюдение общих норм культуры речи.Как же выглядит сегодня коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста? Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи и обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенциями в профессиональном общении.
Для этого необходимы следующие качества:
–знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;
–умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
–владение профессиональной терминологией;
–владение стилем профессиональной речи;
–умение определять цель и понимать ситуацию общения;
– умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
–умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;
– знание этикета и чёткость выполнения его правил.
Таким образом, знание русского языка, то есть владение лингвистической, коммуникативной компетенциями – это необходимый инструмент, ключ к достижению профессионального успеха личности. Выбор будущей профессии – это серьёзный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий основательной подготовки и глубоких знаний.
Профессиональные разновидности языка (речи) —это тоже диалекты, но диалекты социальные. Профессиональная речь свойственна той или иной профессиональной группе — моряков, охотников, рыболовов, шоферов и т. д. В профессиональной речи термины, как правило, заменяются синонимами из бытовой лексики: так, руль автомашины шоферы называют баранкой, стеклоочиститель машины — дворником; опечатка в речи газетчиков — ляп, заголовок для нескольких статей — шапка; переход через улицу, размеченный белыми полосами, милиционеры называют зеброй; в речи моряков повар на морском судне — кок; удар колокола, обозначающий получасовой промежуток времени, — склянка.
Профессиональный язык, его особенности. Функции, модели, основные пласты профессионального языка.
Модели профессионального языка:- Для области профессиональных языков техники: язык науки (язык теории, специальная терминология), язык производства (цеховой язык, профессиональный разговорный язык, собственно производственный язык, специализированный по более мелким отраслям); - Для политического профессионального языка: научный язык деловой язык, профессиональный разговорный язык;- Для профессионального языка химии: научный язык, жаргон, употребляемый в лабораториях, язык учебников, язык преподавателей;- Для медицинского профессионального языка: научный язык, профессиональный разговорный язык, язык учебников, язык практики или язык клиник;
Три основных пласта профессионального языка: 1. Научный язык; 2.Профессиональный разговорный язык (цеховой язык, производственный язык, лабораторный жаргон), который служит для повседневного общения людей, работающих в данной отрасли;3.Распределяющий язык (язык продавцов, язык торговцев, язык агитации, язык рекламы).
Практическая работа.
Задание №1. Диспут «Ты и твоя будущая профессия».
Каждый человек рано или поздно делает свой профессиональный выбор. Для того, чтобы этот ответственный шаг не превратился в последующее разочарование, необходимо реалистическое и четкое представление о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя. Выбирая профессию - моделируешь свое будущее. Проанализируй профессию, которую вы уже выбрали. Ответьте на вопросы. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии.
1. Какое значение имеет данная профессия для общества?
2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?
3. Назовите объект труда, конечный результат работы.
4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.
5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.
6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?
7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?
8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?
9.С кого брать пример? На кого равняться?
10.Как охарактеризовать человека по его профессиональным качествам?
Задание №2.Переписать текст. Выписать новые для вас слова и выражения.
РУССКИЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
В общем пространстве полифункционального и полиструктурного литературного языка вычленяется - и это уже признано многими специалистами - особая функциональная разновидность, обслуживающая профессиональную сферу общения. Данную разновидность кодифицированного литературного языка разные исследователи называют по-разному: язык науки, специальный язык, язык для специальных целей, профессиональный язык и т.д.
На этом этапе развития русской культуры "наука подошла к познанию таких пластов реальности, которые могут быть отображены лишь с помощью особого, противостоящего обыденному языку "языка науки". Появление такого "особого" языка диктовалось следующими обстоятельствами, характерными для данного периода развития науки: обособленностью и специализацией понятийного аппарата, появлением ученых-профессионалов и в связи с этим усилением роли субъективного фактора, необходимостью порождения и передачи новых знаний, преобразованием "обыденного опыта" в "научный опыт" и др.
Научное общение - лишь одна из сфер профессионального общения, его вершина - не исчерпывает всех областей трудовой деятельности на разных уровнях и направлениях. Вероятно, под влиянием этого обстоятельства в англоязычной, германоязычной и славяноязычной лингвистике почти одновременно возникает необходимость обращения к языку профессиональной сферы общения как к феномену
Задание №3.Прочитайть и озаглавить текст.
В словарном составе современного русского языка имеется большое количество специальных слов, обозначающих те или иные понятия из области различных профессий, трудовых процессов, научно-технической деятельности, социальной практики .Вопрос о классификации специальной лексики оказывается крайне сложным, т.к.специальная лексика формируется и функционирует в многочисленных сферах самой разнообразной профессионально-трудовой и научно-технической деятельности, а также в тех или иных коллективах, не связанных непосредственно с производством. Вторым основным вопросом, связанным с изучением специальной лексики, является вопрос о лингвистической сущности термина. В истории развития и обогащения словарного состава русского языка профессиональная и терминологическая лексика сыграла очень важную роль.
Современный специалист должен владеть различными видами аргументации и уместно пользоваться ими. Профессиональная публичная речь обычно бывает двух видов: информационная речь и агитационная. Задача информационной речи - дать новое представление о предмете, о задачах и целях труда, а также пробудить любознательность сотрудников. Здесь говорящий использует такие базовые типы высказываний, как повествование, описание, рассуждение, объяснение. Последнее напрямую зависит от адресата, от его подготовленности к восприятию речевой посылки: в отношении адресата информационная речь должна быть ясной и вызывать его интерес. Агитационная речь должна пробуждать у слушателей волю к целеустремленному действию.
Самостоятельная работа. Собрать сведения о вашей будущей профессии. Составить словарную карту со следующими словами по профессии: профессионализм, личность, деликатность, ответственность.
Вывод:
1) профессионально-речевая культура – это совокупность свойств личности, позволяющая наиболее эффективно организовать производственный процесс и регулировать речевую деятельность в процессе принятия решений; она состоит из профессионального и психологического.
2) критерии профессионально-речевой культуры включают в себя культуру языка – (грамотность), собственно культура речи, включая речевой этикет, культуру мышления, культуру соматического поведения.
Модуль №2
Раздел №1. Библиотека, специальная литература, каталоги
Тема: Возвратные глаголы и их значение. Конструкция «глагол- Р.п. существительного со значением цели. Каталоги. Специальная литература.
Теоретическая работа
Возвратные глаголы - это лексико-грамматический разряд непереходных глаголов с несловоизменительным постфиксом -ся. Большинство таких глаголов образовано от соответствующих невозвратных глаголов. Возвратные глаголы могут иметь несколько разновидностей:
· собственно-возвратные глаголы выражают действие, субъект и прямой объект которого являются одним и тем же лицом: [Дочки] надушатся да припомадятся, что куклы нарядятся. взаимно-возвратные глаголы обозначают действие производимое двумя или более субъектами по отношению друг к другу (встретиться, обниматься, целоваться, здороваться).
· общевозвратные глаголы выражают внутреннее состояние субъекта, замкнутое в самом субъекте, или изменение в состоянии, положении, движении субъекта. Такие глаголы допускают присоединение слов «самому», «сам» - огорчаться, передвигаться (самому); огорчался, передвигался (сам): Попадья Балдой не нахвалится, поповна о Балде лишь и печалится.
· косвенно-возвратные глаголы обозначают действие, совершаемое субъектом в своих интересах, для себя: Он был парень аккуратный. Всем запасся в путь обратный .
· безобъектно-возвратные глаголы обозначают действие вне отношения к объекту, замкнутое в субъекте как постоянное его свойство: Уж жжется солнышко. Мать штопала тулупчик, но он все рвался и рвался.
Винительный падеж
обозначает
а) объект, на который направлено действие (читать книгу, рубить дрова),
б) меру времени, расстояния, количества (ждать год, проехать километр, съесть тарелку щей).
Творительный падеж обозначает
а) постоянную или временную занятость какой-либо деятельностью (работать медсестрой, служил солдатом),
б) субъект действия – в страдательных конструкциях (Дом построен рабочими, Проект рассматривается комиссией),
в) объект действия (любоваться закатом, дышать кислородом),
г) инструмент или средство действия (прибивать молотком, обрабатывать кислотой),
д) место действия (идти берегом),
е) способ или образ действия (ходить толпой, петь басом),
ж) меру времени или количество чего-либо (не видеться годами, таскать мешками),
з) параметр предмета (величиной с кулак, ростом с отца),
и) совместность лиц или предметов (мать с отцом, чайник с крышкой).
Предложный падеж в зависимости от предлогов, которые употребляются с существительными в этом падеже, может обозначать
а) объект действия (говорить о погоде, думать о матери),
б) место действия или состояния (работать в цеху, сидеть на краю),
в) время после совершения какого-либо действия (по возвращении, по приезде)
Тестовые задания. Имя существительное .Повторение изученного.
1. В каком ряду все слова являются именами существительными.
1. столовая, грустный, ясно;
2. бег, приморский, лесник;
3. переход, множество, волчий;
4. подпись, набережная, комната.
2. Укажите ряд слов, где только одушевленные имена существительные.
1. снеговик, росток, волк;
2. кошка, стул, мороз;
3. медведь, ребенок, водитель;
4. шахматы, книга, земля.
3. Укажите ряд слов, где только неодушевленные имена существительные.
1. облако, слон, столяр;
2. незнакомец, волшебник, фея;
3. язык, лодка, талант;
4. француз, балет, баян.
4. В каком ряду расположены имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа?
1. ножницы, туфли, очки;
2. именины, шорты, торты;
3. потемки, городки, духи;
4. дома, сливки, игры.
5. В каком ряду расположены имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа?
1. человек, листок, смелость;
2. серебро, пшено, молоко;
3. родственник, молодец, родня;
4. молодежь, железо, вопрос.
6. Укажите ряд словосочетаний, где все имена существительные употреблены в форме творительного падежа.
1. говорить о поездке, встретить с улыбкой, объяснить задачу;
2. гордиться сыном, удивительными растениями, солнечным лучом;
3. деревенским сторожем, вера в победу; интересной книге;
4. заплатить за проезд, бархатными листьями, находчивым товарищем.
7. В каком ряду все имена существительные 3 склонения?
1. ветошь, просьба, конь;
2. тетрадь, тишь, гладь;
3. гель, туш, дело;
4. рожь, новинка, помощь.
8. В каком ряду все имена существительные женского рода?
1. мишень, вексель, лазурь;
2. мозоль, вермишель, полночь;
3. фланель, картофель, патруль
Практическая работа.
Задание №1. Прочитать, переписать и озаглавить текст.
Библиоте́ка (греч. biblíon «книга» и thēkē «место хранения») —учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. В настоящее время всё более распространяются и входят в фонд библиотеки микрофиши, микрофильмы, диапозитивы, аудио и видеокассеты, также всё более широкое распространение получают электронные носители
Разновидности
Библиотеки бывают: Государственные Муниципальные Частные Личные (семейные)Учебные и т.
Социальные виды универсальных библиотек:публичная, для слепых,
детская, юношеская, вузовская, академическая.
Отраслевые и другие специальные отраслевые библиотеки бывают: медицинские, сельскохозяйственные, технические, художественные и другие
Национальная библиотека призвана обеспечить сохранность и доступность всей печатной и смежной продукции, выпущенной и выпускаемой данным государством или имеющей к нему то или иное отношение, могущей быть востребованной читателями. Для обеспечения полноты фонда национальной библиотеки во многих странах используется система обязательного экземпляра. Региональные библиотеки выполняют роль филиалов национальной библиотеки, что особенно актуально для отдалённых регионов страны. Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее употребительными и популярными изданиями.
Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты )или определённой тематики. Необходимость специальных библиотек в ряде случаев вызывается особыми условиями хранения изданий и пользования ими, но по большей части связана с невозможностью сосредоточить слишком большое количество изданий в одном помещении и обеспечить работу в одном учреждении высококвалифицированных специалистов по слишком разным отраслям книжного дела.
Задание №2.Переписать и выделить в тексте грамматическую конструкцию «глагол +Р.п. существительного со значением цели»
Самое важное значение каталогов состоит в том, что читатели имеют возможность самостоятельно, без посредничества библиотекаря, установить наличие в данной библиотеке литературы по интересующему их вопросу.
Функциибиблиотечных каталогов: информационная, поисковая, справочная, педагогическая. Они отражают издания для удовлетворения как профессиональных, так и общеобразовательных, общекультурных потребностей читателей.
Наиболее распространенными видами каталогов этой группы являются алфавитный, систематический и предметный. Два последних каталога объединяются для быстрого сбора информации.
В алфавитном каталоге библиографические описания произведений печати располагаются в алфавите фамилий авторов, наименований учреждений и организаций, принятых в качестве авторов, и заглавий произведений, является обязательной составной частью системы каталогов каждой библиотеки.
Систематический каталог представляет собой перечень книг (или других произведений печати), библиографические описания которых группируются в зависимости от содержания книг по отраслям знания и дальнейшим более дробным подразделениям, расположенным в последовательности от более общих к частным.
Сводные каталоги, в отличие от каталогов конкретной библиотеки, создаются группой библиотек с целью выявления состава их фондов, учета территориального распределения фондов, информации о местонахождении каждой включенной в каталог печатной единицы.
Задание №3.
Самостоятельная работа. Нахождение по алфавитному и систематическому каталогам книг по специальности
Модуль №3.
Тема: Обозначение даты (срока)+дательный падеж числительного.
Теоретическая работа.
Применяется два способа написания (оформления) дат — цифровой и словесно-цифровой.
Цифровой способ является наиболее экономичным, поскольку сокращает длину написания даты. Элементы даты приводятся одной строкой арабскими цифрами, отделенными точками, без переносов в такой последовательности: число, месяц, год. Например: 1 сентября 2006 года - 01.09.2006.
Словесно-цифровой способ имеет несколько разновидностей: На документах со сведениями финансового характера предыдущий пример выглядит следующим образом: 01 сентября 2006 года, или 01 сентября 2006 г.Если обозначение даты в тексте состоит только из года, слово год пишется полностью: смета на 2002 год .Если дата состоит из месяца и года, квартала и года, полугодия и года, то ее написание имеет следующую форму: в апреле 2004 г.; в октябре-ноябре 2001 г.; в I квартале 2002 г.; в III-IV кварталах 2002 г.; в первом полугодии 2002 г.Слова год, годы сокращаются (г., гг.), если они приведены в датах с обозначением месяца, квартала, полугодия. Слово год опускается при его цифровом обозначении на титульном листе, обложке, а также в выходных данных библиографического описания. Календарные сроки в тексте пишутся так: в октябре 2003 г., но: за 8 месяцев 2003 года, в 1995 году, с 1994 по 2001 год, в 1999-2004 годах. Период, ограниченный пределами двух лет или года и десятилетия, указывается: в 1992-1993 гг.; в период 1985 г.-1995-е гг. (год и десятилетие).Все виды некалендарных лет (учебный, бюджетный, отчетный год), т. е. начинающихся в одном году, а заканчивающихся в другом, пишут через косую черту: в 2001/2002 учебном году, отчетный 2000/2001 год. В остальных случаях между годами ставится тире. Например: освободить от взимания налога в 2001- 2002 гг.Квартал обозначается римской цифрой, но полугодие пишется полностью: I квартал 2002 г.; во втором полугодии 2002 г. При римских цифрах падежные окончания (наращения) не ставятся: в I квартале (но не в 1-м квартале).
В названиях праздников и знаменательных дат с прописной буквы пишутся первое слово и имена собственные: Восьмое марта, Новый год, но: День Победы, Рождества Христова. Если начальное порядковое числительное в таком названии написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово. Порядковое числительное при этом не имеет наращения: 8 Марта, 7 Ноября.
Имя числительное — часть речи, служащая для обозначения числа, количества и порядка предметов. Имена числительные отвечают на вопросы: сколько? какой? который? Примеры: три, сто двадцать семь, первый, оба, четверо.
1. Количественные числительные обозначают количество предметов при счёте (два стола, сто рублей) или отвлечённое число (два, сто)
и отвечают на вопрос сколько?
2. Количественные числительные изменяются по падежам.
Падеж | Вопросы |
Именительный падеж | сколько (книг)? |
Родительный падеж | скольких (книг)? |
Дательный падеж | скольким (книгам)? |
Винительный падеж | сколько (книг)? |
Творительный падеж | сколькими (книгами)? |
Предложный падеж | о скольких (книгах)? |
2.Собирательные числительные обозначают определённое количество предметов как одно целое.
Двое, трое, пятеро.В современном русском языке собирательные числительные могут обозначать количество предметов как целое в промежутке от двух до десяти. Образуются они от количественных числительных с помощью суффиксов -оj- (два → двое, три → трое) и –ер
(четыре → четверо, пять → пятеро, шесть → шестеро, семь → семеро, восемь → восьмеро, девять → девятеро, десять → десятеро).
Собирательные числительные склоняются как имена прилагательные во множественном числе:
Падеж | Вопросы |
Именительный падеж | пятеро |
Родительный падеж | пятерых (ср.: новых) |
Дательный падеж | пятерым (ср.: новым) |
Винительный падеж | как И. или Р. п. |
Творительный падеж | пятерыми (ср.: новыми) |
Предложный падеж | о пятерых (ср.: о новых) |
3.Порядковые числительные обозначают порядковый номер предметов при счёте, то есть порядковые числительные, указывая на порядковый номер предмета, обозначают один предмет.
Первый день, пятнадцатый день.
4.Дробные числительные называют не целые числа.
Две третьих, пять десятых.По значению дробные числительные примыкают к количественным числительным
Практическая работа.
Задание №1. Запишите текст, определите разряд числительных. Найдите и выпишите числительные в Д.п.
22 августа 1880 года, а в Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций
Задание №2.Поставьте все числительные вместе с существительными в Д.п.Составьте несколько предложений с каждым числительным.
1941,1945,1905,2017
Задание №3..Составьте предложения со сложными числительными взяв любой атлас.
Например: Площадь Северной Америки, включая острова, составляет двадцать четыре миллиона двести пятьдесят тысяч квадратных километров.
Площадь островов Северной Америки равна трем миллионам восемьсот девяносто тысяч квадратных километров.Среднее расстояние Земли от Солнца составляет сто сорок девять миллионов шестьсот тысяч километров.Наибольшую высоту суши над уровнем океана имеет гора Джомолунгма, ее высота восемь тысяч восемьсот сорок восемь метров.
Задание №4.Выполнить анализ текста. Перевод на казахский язык.
Семь чудес света - знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры. Эти удивительные древние сооружения многие века поражали людей своей красотой и великолепием. К сожалению, всего одно чудо света сохранилось до наших дней - это египетские пирамиды, а об остальных чудесах света приходится только догадываться. Знаменитые пирамиды Хеопса были созданы в 2550 г. до н. э. Их создали египтяне по приказу фараона Хеопса, который хотел сделать их своими гробницами. Их высота - 146,60метров. Пирамиды охраняет Сфинкс из песка. Висячие сады Семирамиды были созданны 600 г. до н. э. в Вавилоне. Их создали для жена царя Навуходоносора. Но они были разрушены землетрясением. Статую Зевса в Олимпии создали в Греции 435 г. до н. э. Строительство храма, в котором находилась статуя, заняло 10 лет. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Храм Артемиды в Эфесе был создан 550 г. до н. э. Однако он был сожжён Геростратом в 356 году до н. э. Ширина храма Артемиды была 51 метр, длина — 105 м, высота колонн — 18 м.
Мавзолей в Галикарнасе начал строиться ещё до смерти Мавсола в 353 г. до н. э. и, согласно сообщениям античных авторов, строительство управлялось его женой Артемисией. Мавзолей простоял 19 веков. В 1494 г. он был разрушен.
Модуль №4.
Тема: Конструкция имен существительных в И.п.+имя существительное в Р.п. со значение принадлежности. Склонение имен существительных, сочетание имен числительных в И.п.+Р.п. и их значение.
Теоретическая работа.
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает предмет книгу. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).Уимени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж. Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы.
Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота.И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.
Грамматические загадки.
1) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже.
(Именительный падеж)
2) Каким членом предложения является сущ. в форме Именительный падеж?(Главным членом предложения).
3) Какое вспомогательное слово есть у этого падежа?(Есть)
4) Какие предлоги использует? (нет предлогов)
Сегодня мы познакомимся с ещё одним падежом.
-Назовите вопросы Родительного падежа. (Кого?Чего?)
Практическая работа
Задание №1.Выпиши из текста существительные, определи их род, падеж.
Однажды зимой мы пошли в лес. В сосновом лесу было тихо. Всё было покрыто белым покрывалом. В холодном воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. Как прекрасен зимний лес! Мы долго любовались чудесным зимним пейзажем.
Задание №2.Определите склонение и падежи имен существительных.
Жёлтый тополиный лист оторвался от ветки и, покачиваясь в воздухе, медленно спустился на землю.
Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая паутинка – всё обсыпано сахарной пудрой.
Задание №3.Спишите. Определите склонение и падеж имён существительных.
Упадёт луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
На припёке горячо и сладко пахли трава и крапива.
Ближняя сопка была покрыта зелёным ковром брусничника. Глянцевый лист блестел, прикрывая кисточку цветка.
Задание №4.Напишите рассказ об осени из 5 – 6 предложений, используя данные слова. Определите склонение и падеж всех имён существительных
Осколок, хрустальное, лучезарное, бархат, звон.
Задание №5.Текст.«Автоматические выключатели»Перевод текста. Подчеркнуть существительные и указать падеж.
Автоматический выключатель (автомат) служит для нечастых включений и отключений электрических цепей и защиты электроустановок от перегрузки и коротких замыканий, а также недопустимого снижения напряжения. По сравнению с плавкими предохранителями автоматический выключатель обеспечивает более эффективную защиту, особенно в трёхфазных цепях, так как в случае, например, короткого замыкания производится отключение всех фаз сети. Предохранители в этом случае, как правило, отключают одну или две фазы, что создаёт неполнофазный режим, который также является аварийным.Автоматический выключатель состоит из следующих элементов: корпуса, дугогасительных камер, механизма управления, коммутирующего устройства, расцеплителей. ля включения автоматического выключателя, находящегося в расцепленном положении , механизм должен быть взведен путем перемещения рукоятки выключателя в направлении знака «О» до упора. При этом происходит зацепление рычага с защелкой , а защелки – с отключающей рейкой .
Модуль №5.
Тема: Сочетание количественных числительных с существительными и прилагательными. Употребление и правописание сочетаний числительное+существительное. Грамматическая конструкция «до+Р.п. числительного» Грамматическая конструкция «на +В.п.числительного»
Теоретическая работа.
Зарядку необходимо сделать до 7 (семи -числительное в Р.п.)утра.(образец)привести примеры.
Подойти на 5(пять –числительное в В.п.)минут раньше.
Практическая работа.
Задание №1.Согласуйте числительные с существительными. Запишите словосочетания.
4 (брюки), 2 (перила), 43 (ножницы), 1 (куранты), 2 (часы), 22 (сутки), 3 (сани), 8 (варенье), 5 (очки).
Задание №2. Спишите предложения. Согласуйте числительные, раскрывая скобки.
1 Если размер месячной зарплаты курортника превысит (установленный) 5 (средняя зарплата) по стране, то платить за отдых и лечение придётся по полной стоимости. 2 В инфекционную больницу Ужгорода были госпитализированы 4 (малолетний преступник) с подозрением на брюшной тиф. 3 Последствия непогоды преодолевали 243 (единица) пескоразбрасывающей техники и (новый) 64 (снегоочиститель). 4 Стоимость одной путёвки ограничивается 200 (доллар) в эквиваленте. 5 Наполняемость (санаторий) – это занятость и зарплата более 20 (тысяча) человек, работающих в санаторно-курортной системе. 6 В самом деле, рачительно ли ежегодно тратить (бюджетный) 400 млрд. (рубль) на оздоровление, когда реально в нём, по данным Минздрава, нуждаются немногим более 60 (тысяча человек)? 7 Впоследствии в крови водителя обнаружили 2,5 промилле алкоголя. 8 На северо-востоке Москвы мощный взрыв разрушил (благоустроенный) 12 квартир на 3 этажах (элитный) 7 (этаж) жилого дома. 9 В этом году зафиксировано 13 (ужасный случай) нападения безнадзорных собак на людей. (Газ.) 14 Гости нашей студии – это (тёмный) три лошадки.
Задание №3.Найдите и исправьте речевые ошибки.
В семье было пятеро дочерей; по дорогам рыскали двое волков; трое жеребят не дожили до весны; день Первое мая; праздник Восьмое Марта; подготовить к первому маю; перед восьмым Мартом; к десятому январю; перед третьим апрелея; на меня смотрели шестеро глаз; обе брюки были порваны; двадцать двое суток бушевал ураган; дача площадью в семь целых и две десятых гектаров земли. В первом тайме у обоих ворот неоднократно создавались острые моменты. Федор Иванов во время войны потерял две ноги, но приехал на целину и стал одним из пионеров её освоения. Я узнал, что этот композитор написал музыку к четырестам тридцати трём фильмов. Нельзя верить девяносту процентов того, что написано в газетах.
Задание №4.Перевод текста на казахский язык. Выделить Грамматическую конструкцию числительное+ существительное».
Основные электрозащитные средства в электроустановках напряжением до 1000 В.
Основными электрозащитными средствами в электроустановках напряжением до 1000 В являются диэлектрические перчатки, изолирующие штанги, изолирующие и электроизмерительные клещи, слесарно-монтажный инструмент с изолирующими рукоятками и указатели напряжения.
Наиболее широкое применение находят диэлектрические перчатки, изготовленные из резины. Перед применением перчатки необходимо проверить на герметичность. Применять негерметичные перчатки запрещается.
Слесарно-монтажный инструмент с изолирующими рукоятками применяют при выполнении работ под напряжением 220/380 В. Обычно используют односторонние гаечные ключи, отвертки, плоскогубцы, кусачки, ножи с изолирующими рукоятками. Изоляция рукояток инструмента, изготовленная из пластмассы, является основным средством зашиты.
Для проверки наличия или отсутствия напряжения на токоведущих частях без определения его значения служат указатели напряжения: двухполюсные, работающие при активном токе,— для электроустановок переменного и постоянного тока напряжением до 500 В и однополюсные, работающие при емкостном токе, — для электроустановок переменного тока напряжением до 380 В. Сигнализатором служит газоразрядная индикаторная лампа. Двухполюсные указатели напряжения имеют два щупа, соединенные гибким проводником.
Для их работы необходимо одновременное прикосновение к двум фазам или к одной фазе и нулевому проводу. Однополюсные указатели напряжения выполняют в виде авторучки. Для их работы достаточно прикоснуться щупом к одной токоведущей части электроустановки и рукой — к металлическому контакту в верхней части конструкции. При этом ток протекает через тело человека и землю. Однополюсные указатели рекомендуется применять при проверке схем вторичной коммутации, определения фазного провода при подключении электросчетчиков, патронов, выключателей, предохранителей и т. п.
Устный опрос.
С какими словами употребляются собирательные числительные?
А) девушки, собаки, дом, ученицы, молоток;
Б) ученики, котята, ножницы, сани, дети, мы;
В) баран, школа, яблоки, деревья;
Г) училище, лодка, гвоздь, кошка;
Д) учитель, арбуз, сумка, забор.
Модуль №6.
Тема: Имена существительные, обозначающие название лиц по профессии и должности «кто кем?», Словообразование имен существительных.
Теоретическая работа.
Многие существительные в русском языке, обозначающие профессию или до