Склонение имен существительных в единственном и множественном числе
Учащиеся, при повторении типов склонения существительных вспомнят, что морфемой, которая указывает на определенное склонение, является окончание именительного падежа единственного числа; что род существительного учитывается только тогда, когда в слове нулевое окончание (конь — мужской род, значит, 2-е склонение, ночь — женский род, 3-е склонение).[20]
В данной теме, новыми, для учащихся, являются сведения о разносклоняемых и неизменяемых именах существительных, об особенностях склонения и правописания существительных на -ия, -ий, -ие.
Этому материалу отводится значительная часть времени.
Опираясь на, данные в сборнике, схемы, таблицы и правила в учебнике, организуется работа над правописанием окончаний существительных в единственном числе.
Нормам формообразования (см.: инженеры, шофёры, торты и т. д.), произношения и правописания, в частности, существительных с основой на шипящую и с основой на ен (с беглой гласной в основе перед н) уделяется внимание в работе над падежными формами множественного числа существительных.
В работе над разносклоняемыми именами существительными уместно сосредоточить внимание на нормах употребления этих существительных, предупреждая ошибки типа «сколько время» и сделать предметом обсуждения термин (почему данная группа имен существительных получила такое название?).
Словообразование имен существительных
Закрепление и совершенствование умения учащихся осознанно членить по составу существительные с разным значением словообразовательных морфем (разбор существительных со значением лица, конкретного предмета, с отвлеченным значением, со значением эмоциональной оценки); формирование на этой основе орфографических навыков, связанных с правописанием приставок и суффиксов существительных – все это входит в задачи изучения данного раздела.
Чтобы уметь выделять их и правильно писать, каждый из них учащемуся полезно знать «в лицо».
Выполняя упражнения этой части раздела, учащиеся практически осваивают терминологические сочетания исходное слово и словообразовательная морфема,
Осознание и запоминание правила является основой усвоения этого учебного материала.
В применении правила формируется необходимый орфографический навык, на этапе тренировки.
В морфемном разборе, как важнейшей части орфографической подготовки - необходима систематическая (ежеурочная) тренировка. Слова, в которых учащиеся допускают ошибки, а также другие слова разных частей речи, желательно многоморфемные используются для этого в первую очередь.
Целесообразно привлекать к подбору слов, интересных для морфемного анализа и самих учащихся.
Учащиеся осваивают значение чередования в определении родственных связей слов и их орфографии на примере морфемного и орфографического разбора таких слов.
Объяснение правила выбора суффикса -чик- или -щик- можно провести при анализе примеров, которые иллюстрируют обозначение данной орфограммы (в Учебнике эта часть правила отсутствует). Учащиеся могут (с помощью учителя) сформулировать правило: «В существительных, обозначающих лицо, суффикс -чик- пишется после основ на д — т, з — с, ж».
При изучении и применении правила, выработки внимания ко всем его деталям, в упражнения сборника включены слова с суффиксом -ик-, что предшествуют ч в корне, что создает сходство с суффиксом -чик-: калачик, кирпичик; ряды слов, где суффикс -чик- не имеет значения лица, а придает названиям предметов уменьшительное значение: рукавчик, тюльпанчик и др.- для активизации самостоятельной мысли учащихся. Выделение словообразовательной морфемы, разбор слов по составу, осмысление ее значения позволяют точно определить сферу применения изучаемого правила.
Повышенная трудность этого задания определяет его место в предложенной последовательности упражнений: работа проводится после закрепления и тренировки в применении основного тезиса правила (о выборе суффикса -чик- или -щик-).
Приведенный в упражнениях дидактический материал может быть использован для повторения изученных ранее фонетических закономерностей (в частности, оглушения согласных), для развития речевого слуха учащихся, поскольку указанная тренировка проводится на фонетической основе (путем сопоставления написания и произношения). Они должны уметь выделять (слышать) те места в слове, где произношение и написание «расходятся» - это помогает осознавать и запоминать орфографический облик слова. Здесь также возможно послоговое проговаривание в качестве приема работы.
Не менее важно проводить выполнение заданий, которые посвящены написанию ь перед суффиксом -щик-, на фонетической основе, помогая учащимся соотносить произношение мягких согласных с отсутствием знака мягкости на письме (бетонщик, арматурщик).
Для того, чтобы приступить к объяснению правила правописания гласных в суффиксах -ик- — -ек-, мы показываем учащимся причину, которая породила необходимость изучать правило: суффиксы -ик- — -ек- в произношении не различаются.
Данное правило заучивается по учебнику, закрепляется на материале упражнений, которые позволяют осмыслить необходимые графические обозначения основных признаков данной орфограммы, в том числе условия выбора написания; осознать значение изучаемых суффиксов (уменьшительно-ласкательное).
Формулировка правила правописания о — е после шипящих в суффиксах существительных -онок- — -онк-, -еньк-, -ок- — -ек- предельно проста. В закреплении навыка безошибочного написания гласных после шипящих и в обобщении (сопоставлении) правил правописания гласных после шипящих в корне и суффиксе и состоит главная задача урока.
Попутно повторяется орфограмма-гласная в суффиксах -оньк- — -еньк. Определению значения суффиксов (уменьшительно-ласкательного) уделяется внимание в процессе тренировки.
В учебнике дается общая характеристика приставочного и приставочно-суффиксального способов словообразования существительных. Усвоению орфографии приставок, совершенствованию умений и навыков морфемного и словообразовательного анализа существительных, осмыслению антонимичного значения приставок - всему этому способствуют данные сведения.
На материале анализа, образованных приставочно-суффиксальным способом, существительных, совершенствуется навык словообразовательного анализа. При разборе слова подоконник, например, сначала отделяется приставка — остается -оконник, затем отделяется суффикс — остается подокон-. Поскольку нет слов «оконник» и «подокон», делается вывод, что приставка под- и суффикс -ник присоединены к основе слова окно не поочередно, а одновременно, т. е. слово подоконник образовано с помощью приставки и суффикса — приставочно-суффиксальным способом.
В сборнике этим теоретическим положениям и практическим задачам соответствуют упражнения.
В рамках данной темы главной и самой трудной практической задачей является освоение слитного и раздельного написания не с существительными.
Два новых для учащихся способа орфографического действия: замена слова синонимом и анализ смысла предложения с точки зрения наличия противопоставления - входят в состав правила написания не с существительными. На них и следует обратить главное внимание.
Классную и домашнюю работу по данной теме можно дополнить заданиями на самостоятельный подбор слов, которые иллюстрируют правило, на составление (или выписывание из книг и газет) словосочетаний, предложений, а также миниатюрных текстов, позволяющих учащимся употребить изучаемую языковую категорию в свободной речи.
2.2. Методика изучения имени существительного Т.А. Ладыженской