Методика работы по изучению имени существительного в начальной школе.
Целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание представляет собой изучение темы «Имя существительное»[15].
Задачи изучения имен существительных:
1. Формирование грамматического понятия «Имя существительное».
2. Овладение умения различать по вопросам одушевленные и неодушевленные имена существительные.
3. Формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия.
4. Ознакомление с родом имен существительных, употребление ь у существительных с шипящими на конце.
5. Развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число.
6. Выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных.
7. Обогащение словаря учащихся новыми именами существительными и развитие навыков точного употребления их в речи.
8. Овладение операциями анализа, сравнение слов и обобщения.
Грамматические признаки имен существительных.
Существительные изменяются по числам и падежам, бывают мужского, женского, среднего рода, в предложении чаще всего употребляется в роли подлежащего или дополнения, могут быть одушевленными и неодушевленными.
Довольно сложны смысловые и грамматические признаки имен существительных, поэтому в процессе выполнения практических заданий у учащихся постепенно накапливается конкретный материал для обобщений в дальнейшем знаний об имени существительных как части речи.
Дети знакомятся с правилом имя существительное, числом, родом в 3 классе.
У большинства имен существительных род определяется по окончанию, как отмечается в лингвистической литературе. Но младшим школьникам трудно определить род, поэтому учим распознавать его путем подставки притяжательных местоимений: мой, моя, мое. А также путем замены существительных личными местоимениями: он, она, оно.
Учащиеся должны правильно употреблять в своей речи местоимения, чтобы определить род с помощью них. На замену существительных местоимениями (портфель- он, тетрадь- она), в период обучения грамоте, используем устные упражнения.
Для наблюдений над родовыми окончаниями отводятся специальные уроки. Обращаем внимание на согласование существительных и прилагательных.
Ознакомление с числом, умение различать слова в единственном и множественном числе по смыслу формируется у учащихся уже во 2 классе[16]. Образовывать от формы единственного числа форму множественного числа они учатся в 3 классе.
Дети усваивают сущность категории числа на основе сравнения слов, которые обозначают один и несколько однородных предметов. Необходимо систематически практиковать учащихся в распознании рода, в процессе работы над формой числа имен существительных. Происходит как бы взаимодействие этих двух операций: для того чтобы определить род, надо поставить существительное в единственное число.
Система работы над именем существительным в 4 классе условно делятся на 4 ступени:
На первом этапе школьники изучают падежи. Учащиеся знакомятся с вопросами и предлогами каждого из падежей, названием падежей, учатся склонять имена существительные с ударными окончаниями, овладевают последовательностью действий, которые необходимо выполнять для того, чтобы распознать падеж имени существительного по совокупности его основных признаков.
Вторая ступень 1, 2, 3-е склонение имен существительных. Умение распознавать склонение имен существительных по роду и по окончанию в начальной форме формируется у учащихся на данном этапе.
Учащимся надо организовать ознакомление с тремя типами склонения, чтобы они самостоятельно установили признаки существительных, по которым они делятся, на склонения, род и окончание в именительном падеже, для более прочного усвоения материала.
Третья ступень. Правописание падежных окончаний в единственном числе. Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний и развития осознанного употребление имен существительных в разных падежах – вот основная задача данного этапа.
Умение распознавать падежи и тип склонения имен существительных, формировалось у учащихся на предыдущих ступенях. На этой ступени указанные умения выступают во взаимодействии между собой, и навык правописаний окончаний формируется на этой основе.
Большое внимание уделяется последовательности действий, которую необходимо выполнять для правильного написания безударных окончаний и, в основном, для того чтобы усвоенные грамматические знания учащиеся могли использовать для решения орфографических задач.
1. Ученик ставит вопрос к существительному от слова, с которым связано существительное в предложении.
2. По вопросу и предлогу узнают падеж.
3. Узнают склонение.
Четвертая ступень. Склонение и правописание имен существительных во множественном числе. Здесь школьники подводятся к выводу, что существительные не делятся на три склонения во множественном числе. Работа на уроках включает лишь элементарные обобщения, и носит практический характер.
Итак, носит комплексный характер и направлено на усвоение школьниками функции данной части, ее признаков, а также на формирование правописание родовых и падежных окончаний - изучение имен существительных в начальных классах.
ГЛАВА II. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
2.1 Методика изучения имени существительного В.В. Бабайцевой