Изучение существительного в начальной школе.

Введение.

В системе школьных предметов важное место занимает русский язык, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Важность и необходимость изучения русского языка определяется именно этим.

Самым большим является раздел программы по грамматике и правописанию, который посвящен изучению частей речи в начальной школе. Данный факт повествует об огромном значении, которое придается изучению названного в начальных классах.

Одной из важнейших задач начальной школы в области лексики и грамматики - научить детей ориентироваться в этой массе слов, с которой они постоянно пересекаются в своей речевой практике[1].

Изучение частей речи имеет большое развивающее значение: их изучение способствует формированию грамматических обобщений и развитию абстрактного мышления, так как они – самые общие разряды слов.

Дети знакомятся с грамматическими значениями частей речи, направленными числом, родом, лицом, временем, падежом, и, вместе с тем, с литературными нормами их употребления, что очень важно для повышения уровня речевой культуры детей - в процессе их изучения.

Детям трудно разобраться в правописании слов без изменения частей речи. Имеющиеся в процессе речи, многочисленные и разнообразные окончания слов, подчиняются определенным правилам, которые опираются на понятие части и их грамматические формы.

На сегодняшний день в практике преподавания морфологии в начальных классах, одной из самых актуальных проблем является формализация процесса усвоения грамматических знаний: ученики механически заучивают лингвистические определения и правила, зачастую не осознавая сущности явлений, которые они отражают[2].

Неполнота, ограниченность осознания морфологических признаков, которые изучаются на практике, смешение собственных грамматических и неграмматических свойств слов, подмена одних признаков другими, оказываются, в результате, типичными для учащихся. Быстро забываются усваиваемые сведения, они же, не становятся прочной основой дальнейшего изучения этого раздела в основном звене школы. Помимо этого, неосознанное, формальное усвоение раздела ведет к низкому уровню познавательной деятельности, снижению интереса к дальнейшему курсу.

Интересное место в лингвистической системе занимает имя существительное, потому что оно обозначает предмет, а информацию о предмете или об объекте какого-либо действия содержит почти любое высказывание. Поэтому часть речи является центром в структуре предложения.

Изучать языковые понятия надо в строго определенных рамках. Усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, в котором ведущее место занимает изучение темы «Имя существительное», что ведет к языковому и речевому развитию школьников, характеризуется сам период обучения в начальных классах.

Учащиеся, в результате изучения грамматических категорий имен существительных, должны грамотно использовать полученные знания и умения, как в устной речи, так и в письменной речи, а также быстро и безошибочно определять изученные признаки имен существительных[3].

При изучении склонения имен существительных главной ошибкой для детей является то, что они не всегда правильно определяют падеж, кроме этого, испытывают сложность в написании безударных падежных окончаний. В этом также есть вина и учителей, так как иногда дается лишь поверхностная информация по данной теме, из-за лишь употребления ими упражнений из учебника, без использования дополнительных пособий с упражнениями и заданиями по данной теме. Данная проблема сподвигла М.Р. Львова, М.С. Соловейчика, Н.С. Светловскую, Т.П. Сальникову, Т.Г. Рамзаеву, В.В. Репкина на изучение указанной темы. Были предложены методы и приемы формирования грамматических умений, разработаны вопросы, касающиеся осознания грамматических понятий, исследованы причины ошибок учащихся и предложена методика исправления и пропедевтика.

Актуальность проблемы и ее практическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование грамматических умений при изучении склонения имен существительных в начальной школе».

В соответствии с темой был определен объект исследования: языковое образование младших школьников.

Предмет исследования: комплекс упражнений, направленных на эффективное формирование у младших школьников грамматических умений при изучении склонения имён существительных.

Целью данной работы является: подобрать и теоретически обосновать совокупность упражнений, направленных на формирование грамматических умений по теме «Склонение имен существительных».

Задачи выпускной квалификационной работы:

· Выявить лингвистические основы изучения темы «Склонение имен существительных»;

· теоретически обосновать словообразовательные категории числа и падежа;

· выделить основные умения, формируемые в процессе изучения данной темы;

· подобрать и задания, способствующие эффективному формированию грамматических умений, связанных с изучением склонения имен существительных.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Понятие о существительном.

Общее грамматическое значение существительного («обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?»), отражено в определении данной части речи.

Морфологические признаки существительных представляют собой изменение по числам и падежам, наличие рода. Синтаксические признаки данной части речи рассматриваются в процессе анализа предложений и словосочетаний. Дети учатся находить имена существительные в тексте, исходя из этих трех оснований (значению, морфологических и синтаксических признаков).

При рассмотрении одушевленных и неодушевленных имен существительных внимание обращается на использование свойств одушевленных имен существительных для обозначения предметов неживой природы в произведениях художественной литературы, на разные формы их склонения.

Известный учащимся ряд признаков существительного, дополняет признак «одушевленность — неодушевленность»[4].

При изучении нарицательных и собственных имен существительных главное внимание уделяется отработке правил правописания собственных имен.

Как пишутся имена людей, клички животных, названия городов и т. п.? Ответ на этот вопрос учащиеся знают из начальной школы. А на вопрос «почему?» вряд ли ответят. Таким образом, можно вызвать потребность в чтении соответствующего параграфа.

Постоянным признаком существительного является морфологический признак «собственное — нарицательное».

Слово «Волга», например, в каких бы формах оно ни стояло (Волга, Волги, Волге и др.), всегда является собственным именем, а слово река (реки, рекой, о реках и др.) — всегда нарицательным[5].

Род, число, падеж имен существительных.

С тренировкой в согласовании существительных с прилагательными и глаголами в словосочетаниях и предложениях, в правильном использовании родовых признаков существительных при изменении падежных форм, сопряжено рассмотрение одного из наиболее характерных морфологических признаков имени существительного — рода.

Склонение имён существительных как грамматическая категория.

Раздел грамматики, который изучает грамматические разряды слов и свойственные им грамматические знания, категории и формы, называется морфологией.

Морфологию интересует слово как часть речи со всеми принадлежащими ему грамматическими категориями и системой форм[6]. Поэтому учение о частях речи и грамматических категориях (род, число, падеж, время, вид, наклонение и др.), находящие свое выражение в соответствующих системах форм является предметом морфологии.

Склонение имен существительных – это изменение по падежам.

Словоизменительные категории числа и падежа и классифицирующие категории рода, одушевленности/неодушевленности и личности присущи русскому существительному.

Словоизменительная категория существительных, которая выражает то или иное отношение предмета, обозначаемого существительным, к другим предметам, а также к действиям, признакам называется падежом.

В современном русском языке категория падежа образуется противопоставлением шести падежей:

• именительный,

• родительный,

• дательный,

• винительный,

• творительный,

• предложный.

Именительный падеж, в системе шести падежей, противопоставлен как прямой падеж остальным пяти — косвенным падежам. Выступая в наиболее независимых синтаксических позициях, он является исходной формой парадигмы; косвенные же падежи выражают, как правило, зависимость существительного от управляющего им слова[7].

Упражнение 1.

Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме. Заполните таблицы примерами из текста.

Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________дрожали у него от старость _____________: несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает.

Не понравилось это сын_____ и невестка______________: перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________. Задрожалирука__________ у старик_________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормитьотец________ из старой деревянной миска__________.

У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то изщепочка__________________.

Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________.

Коробочка ________________, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить.

Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.

Тест по теме "Имя существительное"

Введение.

В системе школьных предметов важное место занимает русский язык, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Важность и необходимость изучения русского языка определяется именно этим.

Самым большим является раздел программы по грамматике и правописанию, который посвящен изучению частей речи в начальной школе. Данный факт повествует об огромном значении, которое придается изучению названного в начальных классах.

Одной из важнейших задач начальной школы в области лексики и грамматики - научить детей ориентироваться в этой массе слов, с которой они постоянно пересекаются в своей речевой практике[1].

Изучение частей речи имеет большое развивающее значение: их изучение способствует формированию грамматических обобщений и развитию абстрактного мышления, так как они – самые общие разряды слов.

Дети знакомятся с грамматическими значениями частей речи, направленными числом, родом, лицом, временем, падежом, и, вместе с тем, с литературными нормами их употребления, что очень важно для повышения уровня речевой культуры детей - в процессе их изучения.

Детям трудно разобраться в правописании слов без изменения частей речи. Имеющиеся в процессе речи, многочисленные и разнообразные окончания слов, подчиняются определенным правилам, которые опираются на понятие части и их грамматические формы.

На сегодняшний день в практике преподавания морфологии в начальных классах, одной из самых актуальных проблем является формализация процесса усвоения грамматических знаний: ученики механически заучивают лингвистические определения и правила, зачастую не осознавая сущности явлений, которые они отражают[2].

Неполнота, ограниченность осознания морфологических признаков, которые изучаются на практике, смешение собственных грамматических и неграмматических свойств слов, подмена одних признаков другими, оказываются, в результате, типичными для учащихся. Быстро забываются усваиваемые сведения, они же, не становятся прочной основой дальнейшего изучения этого раздела в основном звене школы. Помимо этого, неосознанное, формальное усвоение раздела ведет к низкому уровню познавательной деятельности, снижению интереса к дальнейшему курсу.

Интересное место в лингвистической системе занимает имя существительное, потому что оно обозначает предмет, а информацию о предмете или об объекте какого-либо действия содержит почти любое высказывание. Поэтому часть речи является центром в структуре предложения.

Изучать языковые понятия надо в строго определенных рамках. Усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, в котором ведущее место занимает изучение темы «Имя существительное», что ведет к языковому и речевому развитию школьников, характеризуется сам период обучения в начальных классах.

Учащиеся, в результате изучения грамматических категорий имен существительных, должны грамотно использовать полученные знания и умения, как в устной речи, так и в письменной речи, а также быстро и безошибочно определять изученные признаки имен существительных[3].

При изучении склонения имен существительных главной ошибкой для детей является то, что они не всегда правильно определяют падеж, кроме этого, испытывают сложность в написании безударных падежных окончаний. В этом также есть вина и учителей, так как иногда дается лишь поверхностная информация по данной теме, из-за лишь употребления ими упражнений из учебника, без использования дополнительных пособий с упражнениями и заданиями по данной теме. Данная проблема сподвигла М.Р. Львова, М.С. Соловейчика, Н.С. Светловскую, Т.П. Сальникову, Т.Г. Рамзаеву, В.В. Репкина на изучение указанной темы. Были предложены методы и приемы формирования грамматических умений, разработаны вопросы, касающиеся осознания грамматических понятий, исследованы причины ошибок учащихся и предложена методика исправления и пропедевтика.

Актуальность проблемы и ее практическая значимость обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование грамматических умений при изучении склонения имен существительных в начальной школе».

В соответствии с темой был определен объект исследования: языковое образование младших школьников.

Предмет исследования: комплекс упражнений, направленных на эффективное формирование у младших школьников грамматических умений при изучении склонения имён существительных.

Целью данной работы является: подобрать и теоретически обосновать совокупность упражнений, направленных на формирование грамматических умений по теме «Склонение имен существительных».

Задачи выпускной квалификационной работы:

· Выявить лингвистические основы изучения темы «Склонение имен существительных»;

· теоретически обосновать словообразовательные категории числа и падежа;

· выделить основные умения, формируемые в процессе изучения данной темы;

· подобрать и задания, способствующие эффективному формированию грамматических умений, связанных с изучением склонения имен существительных.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Понятие о существительном.

Общее грамматическое значение существительного («обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?»), отражено в определении данной части речи.

Морфологические признаки существительных представляют собой изменение по числам и падежам, наличие рода. Синтаксические признаки данной части речи рассматриваются в процессе анализа предложений и словосочетаний. Дети учатся находить имена существительные в тексте, исходя из этих трех оснований (значению, морфологических и синтаксических признаков).

При рассмотрении одушевленных и неодушевленных имен существительных внимание обращается на использование свойств одушевленных имен существительных для обозначения предметов неживой природы в произведениях художественной литературы, на разные формы их склонения.

Известный учащимся ряд признаков существительного, дополняет признак «одушевленность — неодушевленность»[4].

При изучении нарицательных и собственных имен существительных главное внимание уделяется отработке правил правописания собственных имен.

Как пишутся имена людей, клички животных, названия городов и т. п.? Ответ на этот вопрос учащиеся знают из начальной школы. А на вопрос «почему?» вряд ли ответят. Таким образом, можно вызвать потребность в чтении соответствующего параграфа.

Постоянным признаком существительного является морфологический признак «собственное — нарицательное».

Слово «Волга», например, в каких бы формах оно ни стояло (Волга, Волги, Волге и др.), всегда является собственным именем, а слово река (реки, рекой, о реках и др.) — всегда нарицательным[5].

Род, число, падеж имен существительных.

С тренировкой в согласовании существительных с прилагательными и глаголами в словосочетаниях и предложениях, в правильном использовании родовых признаков существительных при изменении падежных форм, сопряжено рассмотрение одного из наиболее характерных морфологических признаков имени существительного — рода.

Склонение имён существительных как грамматическая категория.

Раздел грамматики, который изучает грамматические разряды слов и свойственные им грамматические знания, категории и формы, называется морфологией.

Морфологию интересует слово как часть речи со всеми принадлежащими ему грамматическими категориями и системой форм[6]. Поэтому учение о частях речи и грамматических категориях (род, число, падеж, время, вид, наклонение и др.), находящие свое выражение в соответствующих системах форм является предметом морфологии.

Склонение имен существительных – это изменение по падежам.

Словоизменительные категории числа и падежа и классифицирующие категории рода, одушевленности/неодушевленности и личности присущи русскому существительному.

Словоизменительная категория существительных, которая выражает то или иное отношение предмета, обозначаемого существительным, к другим предметам, а также к действиям, признакам называется падежом.

В современном русском языке категория падежа образуется противопоставлением шести падежей:

• именительный,

• родительный,

• дательный,

• винительный,

• творительный,

• предложный.

Именительный падеж, в системе шести падежей, противопоставлен как прямой падеж остальным пяти — косвенным падежам. Выступая в наиболее независимых синтаксических позициях, он является исходной формой парадигмы; косвенные же падежи выражают, как правило, зависимость существительного от управляющего им слова[7].

Изучение существительного в начальной школе.

Имя существительное было объектом изучения многих ученых, как русских, так и зарубежных. Такие видные филологи, как В.В. Виноградов, А.М. Пешковский, В.А. Белошапкова и другие, занимались этой проблемой в отечественной лингвистике.

Грамматическое учение о слове В.В. Виноградова, он предложил многоступенчатую классификацию слов лежит в основе современного учения о частях речи в русском языке.

Учёный выделяет четыре структурно семантических класса слов, на самой общей ступени, в которые входят части речи (знаменательные слова), модальные слова, частицы речи (служебные слова)[8].

Имена существительные, имена прилагательные, имена числительные выделяются на втором этапе деления в системе частей речи (знаменательных слов).

Конкретизация знаменательных и служебных слов: в системе частей речи выделяются имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, наречия происходит на третьем этапе.

Согласно наблюдениям учёных, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения пытается познавать всё то, что его окружает и смотрит на мир.

Имя существительное обозначается словом, которое произошло от слова «субстантивум», так как оно в прямом родстве с существительным «субстанция», т.е. сущность, существо[9].

Как не без основания полагали языковеды древнего мира, слова, называющие предметы, живых существ, вещи, имеют дело как раз с самой сущностью мира.

Существительное в лингвистическом энциклопедическом словаре под ред. Ярцевой А.И. определяется следующим образом: «Имя существительное - часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности.

В предложении имя существительное выступает в функции морфологизованного подлежащего и дополнения»[10].

Имена существительные делятся на несколько лексико-грамматических разрядов, в зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических (морфологических) признаков:

1) нарицательные и собственные;

2) конкретные и отвлеченные;

3) собирательные;

4) вещественные;

5) единичные.

Нарицательные существительные, П.А. Лекант определяет, как «наименования однородных предметов, действий или состояний: человек, мать, река, остров, праздник, книга, сон, радость, горе, езда.Они семантически противостоят собственным именам существительным, являющимися названиями единичных предметов, которые выделены из ряда однородных: личные имена, фамилии, названия литературных произведений, географические, административно-территориальные наименования, астрономические названия, названия исторических эпох и событий, народных движений, знаменательных дат и др.: Иван, Елена, Петров, Владимиров, Европа, Двина, Рязань, «Война и мир», Марс, Земля, эпоха Возрождения, Великая Отечественная война. День Победы, 1 Мая»[11]. Наличие у собственных существительных только формы единственного числа – это их формально-грамматическая особенность.

Собственные имена существительные употребляются в форме множественного числа:

1) при обозначении, одинаково называющихся (двое Ивановых, обе Америки), разных лиц и предметов;

2) при обозначении лиц, которые находятся в родственных отношениях (братья Гримм). Имена собственные (чаще всего имена литературных персонажей) могут перейти в разряд имен нарицательных: Маниловы, Чичиковы, Хлестаковы, при обозначении типа людей, свойств их характера.

Для называния определенных предметов и явлений реальной действительности, взятых в отдельности и потому подвергающихся счету: книга, школа, дом, девочка, употребляются конкретные существительные.

Называют действие или признак в отвлечении от производителя действия или носителя признака, существительные отвлеченные (абстрактные)[12].

Совокупность одинаковых лиц или предметов, как одно неделимое целое обозначают существительные собирательные формой единственного числа.

Они определяются количественными числительными, особыми словообразовательными суффиксами: -в(а), -еств(о), -ств(о), -ат, -ур(а): листва, детвора, студенчество, учительство, пролетариат, профессура.

Однородную по своему составу массу, вещество (жидкости, металлы, химические элементы и соединения пищевые продукты, сельскохозяйственные культуры и т. д.): вода, амидопирин, свинец, кислород, сыр, сахар мясо, хлопок, рожь - обозначают существительные вещественные[13].

Они имеют форму только одного числа (или единственного, или множественного) - азот, молоко; сливки, дрожжи; не сочетаются с количественными числительными, но как слова, которые обозначают измеряемое вещество, могут сочетаться со словами меры: килограмм муки, гектар пшеницы, литр молока, много воды.

Единичные предметы, выделенные из массы вещества или совокупности однородных предметов: горошина (ср. горох), жемчужина (ср. жемчуг), тесина (ср. тес), снежинка (ср. снег), крестьянин (ср. крестьянство), профессор (ср. профессура), называют существительные единичные (сингулятивы)[14]. В отдельных случаях они образуются аналитически: кочан капусты, головка лука.

Наши рекомендации