Акселерация. Причины акселерации
Акселерация - это ускоренный рост целого поколения людей за какой-либо исторический период времени. Различают два вида акселерации – эпохальную ("тенденция века", она присуща всему нынешнему поколению) и внутригрупповую, или индивидуальную – это ускоренное развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.
Причины акселерации. Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие.
1.Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.
2.Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
3. Увеличение уровня радиации на Земле, величина которого вследствие широкого применения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в военных и мирных целях существенно возросла по сравнению с существовавшим ранее естественным радиоактивным фоном нашей планеты.
4.Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран.
14.Индивидуальные особенности психического развития
В формировании индивидуальных особенностей ребенка имеют значение многообразные факторы. Среди них в первую очередь условия семейного воспитания, влияние товарищей, близких, друзей и, разумеется, учителей, школы. Социально обусловленные индивидуальные особенности личности динамичны и, как правило, могут сравнительно легко изменяться. Задача воспитания заключается в разрушении отрицательных сторон личности, в поддержке и формировании положительных сторон. Особенности, порожденные преимущественно биологическими факторами, более устойчивы и трудно изменяемы. Примером такой наследственно обусловленной особенности являются свойства нервной системы человека, которые составляют природную основу темперамента. От темперамента зависит динамика психической жизни человека, его общая активность и эмоциональность.
15. Наблюдение, его виды
Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях. Основные виды наблюдения:
1. Систематическое и случайное.Систематическое характеризуется регулярностью, повторяемостью на протяжении всего периода изучения. Промежутки времени между наблюдениями определяются внешними условиями, природой изучаемого объекта.
2. Открытое или скрытое. Данные виды наблюдения в психологии характеризуют позицию наблюдателя к объекту исследования. Например, при скрытом наблюдении исследователь смотрит через стекло Гезелла на объект изучения, а при открытом - наблюдаемый тоже видит исследователя.
16. Эксперимент в детской психологии, его виды
В эксперименте исследователь намеренно создает и видоизменяет условия деятельности ребенка, ставит перед ним определенные задачи и на основании того, как эти задачи решаются, делает выводы о его психологические о особенности. Условия эксперимента определяются его методике, содержит формулировку цели, описание материала, процесса исследования, критериев обработки данных. Инструкцию эксперимента (формулировка задачи) учат наизусть и при необходимости рассказывают ребенку. Эксперимент является более объективным методом, чем наблюдение Данные эксперимента подвергаются математической обработке и выражаются в числовых показателях. Результаты каждого опыта записывают в протокол, где указывают общие сведения об испытуемых, задачи эксперимента, проведении, данные о экспериментатора, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности поведения испытуемых (действия, речи, выразительные движения и др.). В работе с детьми наиболее приемлемый естественный эксперимент, который используется в форме занятий, игры, бесед, экскурсий и т.д. При проведении эксперимента следует ориентироваться на возрастные особенности детей.
17. Методы психологической диагностики
Методы диагностики являются основными в психологии личности, так как на их основе делаются важные практические заключения.
Их цель- установить уровень развития того или иного свойства человека.
Методы психодиагностики:
- беседа – наблюдение(структурировано, фиксируется) – эксперимент(лабораторный, естественный) – тестирование(отличается своей измерительно-испытательной направленностью.Результат – количественная оценка измеряемого явления)
- опрос, анкетирование - педагогическая документация наребенка– что, сколько посещал, трудности работы, продукты деятельности - медицинская документация– анамнез, история развития, болезни - сбор психологического анамнеза– информация о семье, окружение.
Метод исследования личности – А.Е. Личко - психобиографический анамнез– сбор информации о ситуации развития.