Как определить, насколько достоверна предлагаемая информация
Бывает, в поиске интересного материала для статьи забредаешь в такие дебри всемирной сети, где впору боязливо оглядеться и наивно-риторически выдохнуть в информационное пространство: «Правда, что ли?!»
Да, в Интернете ценные данные часто тонут в информационном «шуме», а то и вовсе перевираются. Тот же «глухой телефон», что и в оффлайне, только усугубленный высокой скоростью передачи данных. О достоверности можно судить по степени авторитетности источника, а также с помощью сравнения фактов с разных сайтов.
Однозначно заслуживают доверия лишь публикации (исследования, обзоры и т.п.) в солидных тематических журналах, которые, наряду с бумажными изданиями, имеют Интернет-версии. Под такими исследованиями всегда есть фамилии авторов, часто с «регалиями» и биографическими справками.
Факты: проверьте и перепроверьте
Фактами принято именовать только проверенные сведения. Если это статистический факт, обязательно упоминайте источник. Если Вы переписываете откуда-то безликие «по некоторым данным» или «по статистике», это ослабляет доверие к Вашим статьям.
Всегда проверяйте точность, сверяйте данные, на которые опирается источник, особенно если Вы пишете о товарах и услугах и упоминаете конкретные цифры. В идеале можно дать ссылки на тематические сайты научных институтов или специальных агентств по сбору статистики. Например, если Вы пишете о программе развития российской науки, лучше сослаться на официальный сайт РАН, а не на то, что об этом написали порталы.
Способ подачи непроверенной информации
Иногда приходится писать и о тех фактах, проверить которые не представляется возможным. В этом случае стоит предусмотрительно сослаться на первоисточник или вскользь упомянуть о том, что данные сведения проверить не удалось. Если Вы подаёте сомнительную информацию как истину (с намерением эпатировать или развлечь почтеннейшую публику), то будьте готовы к тому, что репутация у Ваших статей будет соответствующая.
Самообучение и чтение
Одно из условий успеха в области райтинга – постоянная работа над собой. Какие навыки нужно развивать? Прежде всего это навыки письменной речи и способность аналитически мыслить: обрабатывать большое количество материала за короткий промежуток времени и уметь выделять главное.
Известно, что на развитие письменной речи влияет не только сама практика письма, но и чтение. Чтение интересной, качественной литературы, написанной грамотным языком, даёт хорошую тренировку мозгу. Во время чтения происходит рефлекторное, автоматическое усвоение стилистических и лексических моделей и приёмов, пополняется словарный запас. В результате тексты начитанного автора приобретают большое лингвистическое разнообразие, а методы работы приобретают способность подстраиваться под любые стилистические требования. Выбирайте литературу, которая интересна лично Вам – так Вы добьётесь большего результата.
Еще одно направление в самообразовании – самостоятельное изучение уроков и курсов копирайтинга. В Интернете предложено много платных и бесплатных уроков и видеосеминаров. Что выбрать? Внимательно прочтите описание курса и оцените, подходит ли его содержание под Ваши нужды. В случае, если материалы распространяются за плату, поищите в Интернете достоверные отзывы об авторе и источнике – это поможет Вам не только сделать более точный выбор, но и избежать мошенников.
Наконец, есть множество специализированных ресурсов, в частности, блогов, форумов и комьюнити в социальных сетях, где можно узнать ответ на Ваш вопрос, перенять опыт других копирайтеров, научиться новому. Не забывайте изучать не только истории успеха других фрилансеров, но и их ошибки – это поможет Вам избежать собственных промахов.
Фриланс предполагает серьёзную работу над собственным имиджем. Это закономерно: фрилансер представляет только себя, а не более или менее известный бренд или компанию. Поэтому в условиях довольно жёсткой конкуренции выход только один – развитие, повышение качества работы и постоянное движение вперёд!
Как тренировать грамотность
Орфографические ошибки
В сети уйма программ проверки правописания. И уйма же текстов с орфографическими ошибками всех мастей. Этот парадокс показывает, что причина большого количества некачественных Интернет-статей – не в тотальной безграмотности, а скорее в обычной лени.
Помните, на бирже подобная небрежность грозит штрафными баллами (за каждую ошибку по одному) и блокировкой аккаунта после трёх баллов подряд.
Правописание слов легко проверить – сначала в Word, а затем – встроенной проверкой биржи.
Грамматические ошибки
Не все грамматические ошибки можно выявить спеллчекером. Программы покажут нам случаи ошибочного словообразования («благородность», «скучание»), ошибочные формы глагола, местоимения, прилагательного или существительного («ложить», «ихнего», «более интереснее», «докторы»). А вот всевозможные нарушения согласований слов и конструкций компьютеру заметить сложнее. («Она восхищалась его характером, словно закалённым сталью, возмужавший в борьбе.»)
Прочитайте текст несколько раз. Если русский – Ваш родной язык, Вы обязательно увидите несоответствие.
Распространенные ляпы
1. Там, где требуется зависимое слово, обнаруживаем... пустоту.
Пример: «Она смотрела на закат с выражением на лице».
2. Неправильное употребление слов, близких по звучанию или оттенкам смысла
Пример: «Какая эффективная женщина прошла!»
3. Смысловая избыточность – бич копирайтера. Неоправданное многословие обедняет текст.
Пример: «У нас открылась свободная вакансия».
4. Искажение поговорок, фразеологизмов и прочих устойчивых словосочетаний.
Пример: «Я пса на этом деле съел».
5. Употребление в публицистическом тексте канцеляризмов.
Старайтесь не заменять глаголы существительными («я находился в состоянии сна» вместо «я спал»), не использовать глаголы в пассивной форме («рассматриваемый нами» вместо «мы рассматриваем») и не расщеплять сказуемое на несколько частей («провел работу» вместо «поработал»). Вообще, употребление громоздких конструкций редко бывает уместным, так что будьте проще, и люди потянутся к Вашим текстам.
6. Как следует понимать предложение, иногда известно только его автору. Некоторые слова в русском языке могут употребляться в разных значениях – всё зависит от контекста. Неустранённая многозначность может сыграть с Вашим текстом злую шутку, так что будьте внимательны.
Пример: «Я прослушал эту передачу».
Отметим, что стилистическую ошибку следует отличать от художественного приёма. Умело балансируя на грани, можно решать самые разные задачи. Так, обыгрывание неустранённой многозначности иногда помогает выразить свое отношение к происходящему и т.п.
О ляпах программы тоже умолчат. Но при тщательной вычитке на подобного рода ошибки реагирует даже «замылившийся» глаз.
«Верхушечность» и, как следствие, фактические ошибки
Не беритесь за статьи на далёкую от Вас узкоспециальную тему, надеясь уяснить все тонкости в процессе работы. Разочарование неизбежно, даже если предполагается простой пересказ своими словами. Во-первых, Вы не сможете выделить главного. Во-вторых, не владея терминологией, наломаете дров в попытке добиться уникальности.
Выход только один: если хотите писать на какую-либо тему, придётся хорошо разобраться в ней.
Композиционные ошибки
В некоторых Интернет-текстах напрочь отсутствует структура. Не обязательно классическая (вступление, тело статьи, заключение), но и вовсе какая-либо. Бывает, что абзацы никак не связаны между собой, и подзаголовков, которые спасли бы положение, нет. Или автор начал с конца (видимо, задумывалась оригинальная композиция), а к началу так и не пришёл. Растёкся мыслью по древу, и отведённое количество знаков иссякло.
Чтобы не допускать таких ошибок, продумывайте план текста заранее и следуйте ему. Всегда проверяйте соответствие времён у глаголов в пределах одного абзаца.